Ладожское озеро

186

на северо-западе Европейской части СССР, в Ленинградской области и Карельской АССР. Самое крупное озеро в Европе. Площадь 17,7 тыс. Км2 (с островами 18,1 тыс. Км2), длина 219 км, средняя ширина 83 км, средняя глубина 51 м (наибольшая — 230 м, к западу от острова Валаам). Площадь бассейна 276 тыс. Км. Котловина Л. О. Тектонического происхождения, преобразованная деятельностью ледника. Северная часть Л. О. Глубокая, с неровным дном и высокими скалистыми берегами, изрезанными узкими фиордами, с множеством островов типа шхер. В южной части берега преимущественно низкие, заболоченные. На Л. О. Около 600 островов, главный образом в северной части. Около 65 — в центральной части (в том числе Валаамские острова). Главные притоки. С юга — Волхов, с юго-востока — Свирь, с запада — Вуокса.

Вытекает р. Нева. Колебания уровня в течение года 50—70 см, за многолетний период — до 3 м. Штормовые волны до 3—4 м (в том числе сейши), наибольшие — до 6 м. Осенью часты штормы. Наблюдается также удивительное явление бронтиды — периодически возникающий в недрах озера раскатистый и отдалённый гул. Термический режим различен в глубоководной центральной части и прибрежных мелководьях. Температура воды на поверхности в августе в южной части до 24°С, в центральной части 18—20°, у дна летом около 4°С, зимой подо льдом около 0°С, у дна около 2°С. Прибрежные районы замерзают в начале декабря, центральные — в середине февраля. Озеро очищается ото льда в первой половине мая. Вода пресная, жёлто-бурого цвета, сильно загрязнённая промышленными стоками, что обусловило деградацию всей экосистемы Л.

О. И вызвало необходимость установления строгого водоохранного режима в пределах его водосборного бассейна. Среди промысловых рыб преобладает корюшка. На берегах добыча строительного и декоративного камня (известняка, мрамора, гранита) для строительства Петрограда (Ленинграда). На Л. О. Гг. Новая Ладога, Петрокрепость, Приозёрск, Сортавала. К началу 1 го тысячелетия н. Э. На берегах Л. О. Жили угрофинские племена (карелы, емь, водь, весь). С VII в. Через Неву и Л. О. Шли древние торговые пути в Чёрное море (путь «из варяг в греки») и на Волгу (путь «из варяг в хазары»). В VII—VIII вв. На р. Волхов, близ её впадения в Л. О., возникло полиэтническое поселение (позднее древнерусская крепость Ладога, ныне село Старая Ладога). В VIII—IX вв.

Началась славянская колонизация Приладожья (в русских источниках до начала XIII в. Л. О. Названо Нево). В IX—XII вв. Приладожье входило в состав Древнерусского государства, в XII—XV вв. — Новгородской феодальной республики, с 70 х гг. XV в. — Русского централизованного государства. С конца XII в. Западного Приладожье — объект шведской экспансии, для борьбы с которой новгородцы построили крепости Орешек (см. Шлиссельбургская крепость) и Корела (ныне Приозёрск). В начале XVII в. Карельский перешеек и исток Невы захвачены шведами. В ходе Северной войны 1700—21 русские войска в 1702 взяли штурмом Нотебург (шведское название Орешка), чем открыли выход в Неву и обеспечили условия для основания Петербурга, в 1710 заняли западный берег Л.

О. И Карельский перешеек. Для обеспечения безопасности плавания по Л. О., через которое шёл главный поток грузов для строившегося Петербурга, в 1718—31 вдоль южного берега озера сооружён канал (так называемый Староладожский канал), в 1766—1802 построен канал между устьями pp. Волхов и Сясь, в 1802—10 — между устьями pp. Сясь и Свирь. Возраставший объём водных перевозок обусловил строительство в 1866—83 Новоладожского канала. В 1858—73 на Л. О. Проведены обширные гидрографические исследования (руководитель А. П. Андреев), была составлена подробная лоция Л. О. В конце XIX — начале XX вв. Изучением Л. О. Занимались экспедиции под руководством Ю. М. Шокальского и финского гидролога Хомена. В конце 1917 северная часть Приладожья отошла к Финляндии, возвращена СССР после советско-финляндской войны (Карельский перешеек позже вошёл в состав Ленинградской области).

В 1938—40 и 1941—44 на Л. О. Действовала Ладожская военная флотилия. В августе — сентябре 1941 финляндские войска оккупировали весь северный берег Л. О., а также западный берег до рубежа южнее р. Вьюн и восточный берег до рубежа р. Свирь. 8 сентября 1941 немецко-фашистские войска захватили г. Шлиссельбург (ныне Петрокрепость) и вышли к южному берегу Л. О. На участке Шлиссельбург — посёлок Бугры. Связь Ленинграда со страной по суше была прервана, с сентября 1941 снабжение города и фронта осуществлялось только по Л. О. (см. Дорога жизни). В мае — июне 1942 сооружён Ладожский трубопровод с подводным участком длина 27 км. В октябре 1942 финляндский десант предпринял попытку захватить остров Сухо и не допустить перевозки по Л. О., однако гарнизон острова и корабли Ладожской военной флотилии сорвали её.

В результате операции «Искра» в январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана, гитлеровцы отброшены от южного берега Л. О. Для снабжения Ленинграда в рекордно короткий срок под огнём врага построены «Дорога победы» и свайно-ледовая железнодорожная переправа через Неву у Шлиссельбурга. Освобождение Приладожья завершено в июне 1944 в ходе Свирско-Петрозаводской и Выборгской операций (на юго-западном и юго-восточном берегах Л. О. Сооружены мемориалы «Зелёного пояса Славы»). В 1956—62 на Л. О. Работала Ладожская комплексная экспедиция АН СССР. Л. О. — узел межбассейновых водных путей. Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина и Беломорско-Балтийского канала. Осуществляются пассажирские рейсы через Л. О. Из Ленинграда в Нижний Новгород и Астрахань, а также туристские рейсы в Петрокрепость и крепость Орешек, на острове Валаам..

Значения в других словарях
Ладожский мост

через Неву, у дома Марьино (Кировский район Ленинградская область), на 44 м км автодороги Ленинград — Мурманск. Построен в 1978—81 (инженеры А. И. Кецлах, О. Ю. Русин, архитектор Ю. И. Синица). Имеет 9 пролётов. 4 перекрыты железобетонными разрезными балками. 4 русловых — неразрезной стальной балкой со сплошной стенкой, параллельными поясами и ортотропной плитой проезжей части. 1 — раскрывающимся однокрылым пролётным строением. Опоры из железобетона с гранитной облицовкой. Длина моста 655 м, ш..

Ладожский трубопровод

магистральный трубопровод для снабжения горючим войск Ленинградского фронта и Ленинграда. Сооружён в рекордно короткий срок — 43 дня (5 мая — 16 июня 1942) от мыса (косы) Кареджи на восточном берегу Ладожского озера (пункт приёма горючего с железной дороги) до железнодорожной станции Борисова Грива на западном берегу озера (в 45 км от Ленинграда). Длина 35 км (из них 27 км по дну Ладожского озера проложены за 14 дней). Строительство велось в непосредственной близости от фронта, в сложных погод..

Лазарев Михаил Петрович

(1788—1851), флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), генерал-адъютант (1833). Окончил Морской корпус (1803) в Петербурге. В 1813—16 на судне «Суворов» совершил первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно. В 1819—21 в качестве командира судна «Мирный» участвовал в кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена. В 1822—24 осуществил третье кругосветное плавание на фрегате «Крейсер». Участвовал в открытии Антарктиды (1820). С 1833 главный командир Черноморского флота и..

Лазаревский мост

(до 1952 Колтовский, по местности Колтовские), трамвайный мост через Малую Невку, в створе Пионерской улицы, соединяет острова Петроградский и Крестовский. Назван в честь адмирала М. П. Лазарева. Построен в 1947—49. 11 пролётный, пролётные строения металлические, балочные, среднее — разводное, однокрылое, опоры деревянные и деревометаллические, рамные. Длина моста 140,5 м, ширина 113 м.. ..

Дополнительный поиск Ладожское озеро Ладожское озеро

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ладожское озеро" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ладожское озеро, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 15 символа