Народное образование

122

Первые школы в Петербурге открыты в ходе реформ Петра I. Прежде всего создавались профессиональные учебные заведения — Морская академия (1715. Основана на базе старших классов Московской школы математических и навигацких наук, открытой в 1701), Инженерная школа (1719), Артиллерийская школа (1721). В 1714 вышел указ об открытии элементарных «цифирных» (арифметических) школ, в которые принимали детей различных сословий (возраст 10—15 лет). Обязательные предметы. Чтение, письмо, арифметика, начала геометрии. Большую часть учеников составляли дети духовенства, а также приказных и солдат, меньше было дворян и горожан. Цифирные школы существовали до 1744, затем были присоединены к гарнизонным (основаны в 1716).

В ведении Адмиралтейства состояли так называемые русские (адмиралтейские) школы (учреждены по указу 1717), в которых обучение грамоте, арифметике, практической геометрии сочеталось с подготовкой к профессиям плотника, кузнеца, парусника, канатника и пр. Среди частных учебных заведений особую известность получила школа Феофана Прокоповича, созданная в 1721 для сирот и детей бедняков. В 1720 х гг. Были открыты Академическая гимназия и Академический университет. Во второй трети XVIII в. Основан Корпус кадет, позже — Сухопутный шляхетный корпус (1731. Открыт в 1732), Морской шляхетный корпус (1752), Пажеский корпус (1759), Артиллерийский инженерный шляхетный корпус (1762) — закрытые военно-учебные заведения для мальчиков из знатных семейств.

Были созданы медико-хирургические школы (1733). Распространились пансионы, содержавшиеся учителями-иностранцами. При лютеранских церквах были созданы немецкие училища (см. Анненшуле), (см. Петершуле). Ряд закрытых учебно-воспитательных заведений был учреждён по плану И. И. Бецкого (1763). Смольный институт (1764), Воспитательный дом (1770), училище для мальчиков при АХ (1770). Н. И. Новиков основал в Петербурге две начальные школы (училища) — Екатерининскую и Александровскую (1777—78), которые содержались отчасти на доходы от его издательской деятельности. В начале 80 х гг. XVIII в. С целью распространения образования были учреждены 7 училищ (первое — Исаакиевское — в 1781), в которых обучали чтению, письму, закону божьему, арифметике и рисованию.

В Андреевском училище, кроме того, за особую плату преподавались география и история. В 1782 создана Комиссия об учреждении народных училищ, разработавшая устав народных училищ (1786), в соответствии с которым в Петербурге открылись 4 малых (2 годичных) народных училища. Учителей для них и для училищ в других городах готовило 4 летнее Главное народное училище, основанное вместе с Учительской семинарией в 1783 (организатор и первый директор Ф. И. Янкович де Мириево). В 1802 в Петербурге было 12 малых и 1 главное народное училище, 28 частных пансионов и училищ, в которых обучалось около 3,5 тыс. Учащихся (то есть на 70 человек населения приходился 1 учащийся). В 1786 Учительская семинария стала самостоятельным учебным заведением и после перерыва в 1801—02 возобновила работу как Учительская гимназия.

В 1804 она преобразована в Педагогический институт, в 1816 — в Главный педагогический институт, на основе которого в 1819 был создан Петербургский университет. В 1802 образовано Министерство народного просвещения, в 1803 учреждены учебные округа. Петербург стал центром округа, в который входили Санкт-Петербургская, Олонецкая, Псковская, Новгородская и Архангельская губернии (в дальнейшем состав округа менялся). Школьная система Петербурга строилась в соответствии с уставом 1804. 3 малых народных училища (Андреевское, Владимирское, Введенское) были реорганизованы в уездные училища, а остальные — в приходские. Главное народное училище в 1805 стало губернской гимназией (см. Гимназии). В 1811 для подготовки высших государственных чиновников в Царском Селе открыт Лицей.

К числу наиболее привилегированных принадлежало и Училище правоведения (открыто в 1835). Частные учебные заведения были представлены мужскими и женскими пансионами (34 в 1811). Особую известность хорошо поставленным обучением приобрёл пансион пастора И. Мюральта (открыт в 1811), работавший по системе швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. Для детей из бедных семей «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» (организаторы Н. И. Греч и члены «Союза благоденствия» Ф. Н. Глинка, Ф. П. Толстой, а также В. К. Кюхельбекер и др.) открыло в Петербурге (1819) училище взаимного обучения для 250 учеников (закрыто в 1827 из-за недостатка средств). В 1821—22 были открыты ещё 3 таких же училища (в том числе одно женское).

Педагогов для них готовил Учительский институт (1817—22). В Петербурге были основаны высшие технические учебные заведения. Горный институт (1773, как Горное училище), Лесной институт (1803, как Лесное училище, в Царском Селе), Институт корпуса инженеров путей сообщения (открыт в 1810), Практический технологический институт (1828), Институт гражданских инженеров (1832, до 1842 среднее учебное заведение — Училище гражданских инженеров). В числе военно-учебных заведений Петербурга в 1832 открылась императорская Военная академия, в 1855 — Артиллерийская и Инженерная академии. Действовали духовные учебные заведения. Православные Духовная академия, Духовная семинария и Духовное училище в Александро-Невской лавре.

Католические академия и семинария. Девочек обучали преимущественно дома, а также в закрытых женских институтах (см. Институты благородных девиц), (см. Смольный институт), (см. Александровский институт), (см. Екатерининский институт), (см. Ксениинский институт). Особое место занимали благотворительные заведения. Сиротские институты (в том числе Гатчинский сиротский институт), детские приюты, Воспитательный дом. Развитию народного образования способствовало общественно-педагогическое движение середины XIX в. По инициативе прогрессивной интеллигенции в Петербурге возникли воскресные школы для взрослых и бесплатные школы для бедных детей (Таврическая школа, основана в 1859 М. О. Косинским. Василеостровская школа, основана в 1860, руководитель Ф.

Ф. Резенер). В результате школьных реформ 60 х гг. XIX в. Созданы 2 типа средних школ — классические и реальные гимназии (в Петербурге соответственно 7 и 1). Получили распространение профессиональные учебные заведения и курсы (промышленные, коммерческие, горные и др.). Увеличилось число начальных народных школ. В Петербурге были открыты первые детские сады. Профессором К. Я. Люгебилем и его женой — в 1862. А. С. И Я. М. Симоновичами — в 1866. В начале 70 х гг. Реальные гимназии преобразованы в реальные училища (право поступления в университет получили только выпускники классических гимназий). Появились городские училища (начальные повышенного типа), распространились женские гимназии. Возникли общественные женские вузы, в том числе Высшие женские (Бестужевские) курсы, Женский медицинский институт и др.

Некоторые женские учебные заведения имели курс выше среднего. Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования П. Ф. Лесгафта, Фребелевские курсы и др. Грамотность населения Петербурга (по переписи 1897) составила 63,9%. Максимальный уровень грамотности отмечался в Адмиралтейской части (72,2%), минимальный — в Александро-Невской (54,6%). В 1901 в Петербурге было 25 высших учебных заведений (13,4 тыс. Студентов). Средних учебных заведений было 125, в том числе 74 мужские и 51 женские (всего 26,8 тыс. Учащихся). 27 мужских гимназий и прогимназий, 13 реальных училищ, 11 коммерческих училищ, 7 технических, ремесленных и промышленных училищ, 7 военных училищ, 6 кадетских корпусов, военно-фельдшерская школа, техническое и пиротехническое училища.

15 женских институтов, 33 женских гимназии и прогимназии, женское епархиальное училище, 2 мариинские женские школы. Кроме того, имелось 5 музыкальных школ, театральное училище, 8 рисовальных школ, мореходные классы, 10 профессиональных и коммерческих женских школ, 7 повивальных школ. В 712 начальных училищах обучалось 53,2 тыс. Учащихся, в том числе 26,3 тыс. Мальчиков и 26,9 тыс. Девочек. В 1910—12 в Петербурге появились первые частные школы шофёров. К началу 1914/15 учебного года в Петербурге имелось 35 высших учебных заведений. Профессиональную подготовку осуществляли свыше 200 низших и средних профессиональных школ и курсов (около 20 тыс. Учащихся). Средних общеобразовательных школ (казённых, общественных и частных) насчитывалось 178 (52,2 тыс.

Учащихся), неполных средних — 40 (6,5 тыс. Учащихся). Начальных школ 679 (обучалось 79,8 тыс. Детей), в том числе в ведении Городской думы 283 начальных училища и 30 воскресных школ (всего 55 тыс. Учащихся). 18 тыс. Детей жителей Петербурга в 1914 по разным причинам не могли поступить в начальную школу. Расходы городского управления на образование в 1913 составили около 4 млн. Руб. (82% расходовалось на начальные школы). После Октябрьской революции вместо различных типов общеобразовательных школ создана единая трудовая политехническая школа, положено начало новой системе дошкольного воспитания, работа профессиональных средних и высших учебных заведений перестраивалась на демократических принципах. С помощью школ и кружков ликбеза к 1939 ликвидирована неграмотность.

Грамотные составили 98,1% населения Ленинграда (в 1926—92,7%). Дошкольное воспитание. После Октябрьской революции быстро росло число дошкольных учреждений. В 1919 их было 116 (7 тыс. Детей), а к концу 1940 насчитывалось 983 (71,8 тыс. Детей). После Великой Отечественной войны в короткие сроки были проведены работы по восстановлению разрушенных детских садов, с начала 50 х гг. Развернулось строительство новых зданий. В 1960 в городе было 1310 детских садов и яслей, которые посещали 124,6 тыс. Детей. С начала 60 х гг. Стали создаваться объединённые дошкольные учреждения — детские ясли-сады, число которых быстро росло (в 1970—315, в 1980—677). Для них возводились здания по новому типовому проекту («Ленпроект», 1980). Раздельные детские сады и ясли уже не строились, и их число сокращалось.

В 1970 в дошкольных учреждениях Ленинграда воспитывалось 176,4 тыс. Детей, в 1980—267,7 тыс. Потребность населения города в дошкольных учреждениях в основном была удовлетворена. В 1990 в Ленинграде было около 1,8 тыс. Дошкольных учреждений, в том числе 800 детских яслей-садов, около 660 детских садов и около 300 яслей. В них воспитывалось около 280 тыс. Детей. Обеспеченность детей соответствующего возраста этими учреждениями составляла около 70%. Дети, лишившиеся родителей, воспитываются в 14 дошкольных детских домах по программе детского сада. Воспитателей дошкольных учреждений готовят Ленинградское областное педагогическое училище и педагогические училища № 3, 4, 5, 6, 7, 8. Общеобразовательная школа. Формирование новой единой школьной сети в городе закончилось к 1919.

Она включала 382 школы (94,3 тыс. Учащихся), в том числе 188 школ с классами 2 й ступени (6—9 й классы). Открывались школы для работающей молодёжи (первая — на 750 человек — создана в 1918 при Путиловском заводе и верфи в здании бывшей дирекции завода). В первые годы Советской власти для детей трудящихся организовывались «летние школы» (Петергоф, Стрельна, Павловск, Детское Село, Сестрорецк). Открывались загородные школы-колонии («Красные зори», «Советская школа-колония»), в которых проверялись новые формы и методы обучения и воспитания. В Ленинграде находилась известная школа имени Ф. М. Достоевского (Шкид), которую в 1920—25 возглавлял талантливый педагог В. Н. Сорока-Росинский. В 20 х гг. В Ленинграде получили распространение общеобразовательные школы с профессиональным уклоном (индустриальным, сельскохозяйственным, коммунальным и др.).

Ученики проходили практику на соответствующих предприятиях и в учреждениях. В 1926—34 основным типом школы стала фабрично-заводская семилетка (ФЗС), преобразованная затем в неполную среднюю школу. С конца 20 х гг. Строились новые школьные здания. Одно из первых советских школьных зданий — школа имени 10 летия Октября на проспекте Стачек (1927, архитектор А. С. Никольский, А. В. Крестин). В начале 30 х гг. Введено всеобщее начальное, а затем и всеобщее семилетнее образование. Расширялось среднее образование. В 1927/28 учебном году в 133 средних школах училось 105,1 тыс. Детей, а в 1940/41 учебном году в 419 средних школах — 402,9 тыс. Детей. В 1935—40 в Ленинграде было построено 232 школы с хорошо оборудованными учебными кабинетами.

В начале Великой Отечественной войны многие школьники были эвакуированы из Ленинграда, но часть детей оставалась в осаждённом городе. Для них работало свыше 100 школ (свыше 1,5 тыс. Учителей). В годы блокады в результате артобстрелов и бомбардировок выведено из строя свыше 300 школьных зданий, часть из них разрушена. К началу 1947/48 учебного года работало 388 школ, в которых обучалось 350 тыс. Школьников. В 50 х гг. Быстро увеличивалось число средних школ. В 1952/53 учебном году их насчитывалось 242, а в 1956/57 учебном году — 334. В 1956—58 в Ленинграде проводилась опытная проверка нового учебного плана, включавшего трудовое обучение (169 школ). К началу 1958/59 учебного года в школах города при помощи промышленных предприятий созданы столярные, слесарные, швейные мастерские, кабинеты машиноведения и электротехники.

В связи с введением восьмилетнего обязательного обучения к началу 1961/62 учебного года все семилетние школы были реорганизованы в восьмилетние. За 1945—65 было построено 182 новых школьных здания (152,5 тыс. Ученических мест). В 50 х — первой половине 60 х гг. Значительно расширилась школьная сеть. В 1965/66 учебном году в 602 школах обучалось 442,6 тыс. Учащихся. С 1956 открывались школы-интернаты, заменившие школьные детские дома (в 1956/57 учебном году в 49 детских домах воспитывалось 6400 детей-сирот и детей многодетных родителей). В 1963/64 учебном году в 61 школе-интернате было 30,6 тыс. Учащихся. В 1987/88 учебном году в 23 ленинградских интернатах воспитывалось 9 тыс. Сирот и детей, у которых родители лишены родительских прав.

Во второй половине 60—70 х гг. Школьное строительство велось в новых жилых массивах. За 1966—80 было построено 226 школьных зданий на 249,5 тыс. Мест. Часть школ в центре города закрылась, произошло уменьшение общего числа школ. В 1980/81 учебном году их было 559 (421,3 тыс. Учащихся). Численность школьников уменьшилась в связи с ростом сети ПТУ, куда после 8 го класса переходило до 40% учащихся. Начиная с 1977/78 учебного года в Ленинграде практически все ученики получали среднее образование либо в общеобразовательных школах, либо в средних ПТУ, либо в средних специальных учебных заведениях (техникумах, училищах). Росло количество школ и групп продлённого дня. В 1979/80 учебном году их было соответственно 28 (14 тыс.

Учащихся) и 2,2 тыс. (78,5 тыс. Учащихся). Для детей, не имевших возможности по состоянию здоровья посещать обычные школы, открывались специальные. К 1966/67 учебному году потребность в них была удовлетворена. Во вновь построенных зданиях открылись школы-интернаты для детей с нервными заболеваниями и для перенёсших полиомиелит, а также вспомогательные школы. С середины 60 х гг. В школах вводились усовершенствованные программы, открывались школы с углублённым изучением иностранного языка. Английского, французского, немецкого, испанского, итальянского, китайского, хинди (в 1987/88 учебном году — 38 школ). В результате перехода на кабинетную систему обучения в 1979/80 учебном году около 500 школ имели кабинеты физики, химии, биологии, математики, географии, русского языка и литературы, истории и обществоведения, иностранных языков (в том числе 164 с лингафонным оборудованием), кабинеты обслуживающего труда, физкультурные залы, в 34 школах имелись кабинеты автодела, в 8 — электромеханические кабинеты.

К началу 1980/81 учебного года в Ленинграде было 17 межшкольных учебно-производственных комбинатов, которые осуществляли подготовку по 42 профессиям. Учебные цехи и участки были созданы в производственных объединениях «Электросила», «Ижорский завод», «Светлана», ЛОМО и др. (всего свыше 50 предприятий). В 1986/87 учебном году в 594 дневных общеобразовательных школах Ленинграда обучалось 515,7 тыс. Учащихся. Общее образование взрослых осуществлялось в вечерних (сменных) и заочных школах. В 1970/71 учебном году в них обучалось 73,8 тыс. Учащихся, в 1986/87 учебном году — 15 тыс. Человек. В части школ организованы классы для детей 6 летнего возраста, такие же классы есть и в некоторых дошкольных учреждениях. В 1987/88 учебном году в них обучалось около 16 тыс.

Шестилеток. С 60 х гг. Вводится дифференцированное обучение старшеклассников. В 1987/88 учебном году в 14 ленинградских школах осуществлялось расширенное изучение математики, физики, химии, биологии и литературы. С помощью учёных ЛГУ, Политехнического института (с 1990 Технический университет) и других вузов в 78 школах с 1988/89 учебного года организуется углублённое изучение математики, информатики и программирования. В школах города работали 25,4 тыс. Учителей, в том числе 19 тыс. С высшим образованием. В Ленинграде регулярно проводились научно-практические конференции для учителей. В 1959, 1968, 1978 и 1987 состоялись городские съезды учителей. Среди ленинградских педагогов — Герои Социалистического Труда Н. А.

Кирсанова (школа № 24), Л. М. Смирнова (школа № 533), Л. И. Шапкина (школа № 169). Учительнице Т. И. Гончаровой (школа № 536) присвоено звание народного учителя СССР. В Ленинграде работало (1990) свыше 120 заслуженных учителей РСФСР. Известен опыт учителей В. В. Бакрылова, В. Е. Радионова, Е. Н. Ильина, создателя коммунарской методики воспитания И. П. Иванова. В 1987/88 учебном году в городе действовало около 100 школ учителей-новаторов. В 1990 в Ленинграде в сети внешкольного воспитания занималось свыше 100 тыс. Детей (20% всех школьников). В числе внешкольных учреждений — Дворцы и Дома пионеров и школьников (свыше 60), станция юных техников, станция юных натуралистов, станция юных туристов, детские парки (3), детско-юношеские спортивные школы (35).

215 тыс. Ленинградских школьников отдыхали летом в 353 пионерских лагерях (см. Дворцы и дома пионеров и школьников), (см. Музыкальные школы и училища), (см. Художественные детские школы). Профессионально-техническое образование. В 1920—40 основным типом профессионально-технической школы была школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В числе первых открылась школа ФЗУ при одном из заводов Выборгской стороны (1921), затем были организованы школы при заводе «Электрик». Крупные школы ФЗУ действовали при Путиловском и Балтийских заводах. В 1927 в 61 школе ФЗУ обучалось 12 тыс. Учащихся, в 1937 в 97 школах — 21,5 тыс. Учащихся. Больше всего было школ ФЗУ при предприятиях машиностроительной, электротехнической и хлопчатобумажной промышленности.

С 1940 после создания системы Государственных трудовых резервов СССР школы ФЗУ реорганизованы в ремесленные и железнодорожные училища. Открывались школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1956/57 учебном году в 24 ремесленных училищах, 28 школах ФЗО, в 19 технических училищах обучалось 21,6 тыс. Человек. В 1959 все училища и школы трудовых резервов преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ). Ленинград был инициатором создания средних ПТУ, дающих молодёжи, наряду со специальностью, общее среднее образование. В 1980 в 144 ПТУ Ленинграда обучалось 91,4 тыс. Учащихся, в том числе в 107 средних ПТУ — 60,3 тыс. Учащихся. В 1986/87 учебном году в 148 ленинградских ПТУ обучалось 92,3 тыс. Учащихся. В том числе в 137 средних ПТУ — 79,7 тыс.

Учащихся. Обучение велось по 360 массовым профессиям. В 33 ленинградских ПТУ с 1984 началась подготовка рабочих для гибких автоматизированных производств. Среди педагогов ПТУ — Герой Социалистического Труда, директор 10 го ПТУ Н. П. Зазнобин. Мастерами-наставниками ПТУ стали высококвалифицированные производственники — Герой Социалистического Труда Б. А. Журавлёв (ПТУ 90), дважды Герои Социалистического Труда А. П. Микалёв (СПТУ 6), В. А. Смирнов (ТУ 14). Среднее специальное образование. После Октябрьской революции, особенно в годы индустриализации, число техникумов и училищ быстро росло. В 1940/41 учебном году в Ленинграде было 144 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 31,2 тыс. Человек. В послевоенные годы при снижении (за счёт укрупнения) числа учебных заведений численность учащихся в них резко возрастала (в 1950/51 учебном году — 45,2 тыс.

Учащихся, в 1965/66 учебном году — 122,8 тыс. Учащихся). В 70 х гг. Уменьшилось число занимавшихся на вечернем и заочном отделениях и увеличилось число учащихся дневного отделения (в 1980/81 учебном году общее число учащихся 110,5 тыс., в том числе на дневных отделениях 66,5 тыс.). Ленинградские техникумы (училища) ежегодно выпускают 27—29 тыс. Специалистов. В 1989/90 учебном году в Ленинграде было около 90 средних специальных учебных заведений, в них обучалось около 100 тыс. Учащихся. Высшее образование. После Октябрьской революции трудящимся был открыт широкий доступ в вузы. Для их подготовки к обучению создавались рабфаки. Первый рабочий факультет создан в 1919 при Первом Петроградском университете в помещении бывших Бестужевских курсов (в 1920 — около 600 учащихся).

В 1920—21 открыты рабфаки при Политехническом и Технологическом институтах. В 1927 на рабфаках обучалось 6 тыс. Человек, работало 6 вечерних рабфаков (без отрыва от производства), на которых занималось свыше 1,6 тыс. Человек. В 1930 появился ряд новых отраслевых вузов, в том числе Кораблестроительный, Инженерно-экономический, Финансово-экономический, Текстильный институты, Электротехнический институт связи, Институт инженеров водного транспорта, Институт советской торговли, Институт киноинженеров, Институт народов Севера и др. Численность студентов ежегодно возрастала. В 1940/41 учебном году в 62 вузах Ленинграда обучалось 85,1 тыс. Студентов (в 1938/39 учебном году — 78,1 тыс. Студентов). В годы Великой Отечественной войны многие вузы Ленинграда были эвакуированы.

В городе оставались работать лишь медицинские институты. В 1944 вузы возвратились из эвакуации. Многие родственные учебные заведения были слиты, открылись новые институты. Авиационного приборостроения (1945) и Гидрометеорологический (1945). В результате слияния в 1964 в Ленинграде осталось 43 вуза (в 1945 было 50). После войны постепенно увеличивались численность студентов и выпуск специалистов. В 1990 в Ленинграде действовало свыше 40 гражданских высших учебных заведений, где осуществлялась подготовка кадров более чем по 300 специальностям. В 1990/91 учебном году в Ленинграде обучалось около 170 тыс. Студентов. См. Также статьи об отдельных вузах и высших военных учебных заведениях..

Значения в других словарях
Народнические типографии

нелегальные, создавались в Петербурге революционными народническими организациями для печатания нелегальной литературы (периодических изданий, брошюр, листовок), размещались в специально нанятых квартирах в жилых домах, оборудование и шрифты, как правило, нелегально доставлялись из-за границы или изготавливались самими революционерами. Во второй половине 1870 х гг. Большую роль в организации Н. Т. Сыграл землеволец А. И. Зунделевич, через которого поддерживались связи с заграницей. Благодаря с..

Народного Ополчения проспект

между Трамвайным проспектом и улицей Лётчика Пилютова, соединяет Дачное, Ульянку, Лигово и Сосновую Поляну. Назван в 1964 в честь Ленинградской армии народного ополчения. Застроен в 1964—75 с правой стороны 5 и 9 этажными жилыми домами, слева — железнодорожная линия. В доме 155 комплекс СГПТУ № 116 Адмиралтейского объединения. В районе Н. О. П. В Дачном — воинское кладбище (братские могилы советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну), один из памятников мемориального комплекса «Ки..

Народное ополчение 1941

формировалось из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации. Инициатором создания Н. О. Выступила Ленинградская партийная организация. Военный совет Северного фронта и горком партии 27 июня 1941 обратились к Главнокомандованию Советской Армии с просьбой разрешить сформировать из трудящихся города добровольческие дивизии. Такое разрешение было получено, и с 30 июня во всех районах Ленинграда развернулось формирование соединений и частей армии народного ополчения. Всего в Ленингр..

Народные дома

культурно-просветительные учреждения клубного типа в дореволюционном Петербурге. Первые Н. Д. Созданы в начале 1880 х гг. При поддержке правительства на средства городского самоуправления, земств и частных лиц. Находились в основном в ведении Петербургского попечительства о народной трезвости. При Н. Д. Обычно имелись библиотека с читальней, торговая лавка, театрально-лекционный зал, чайная, при некоторых — воскресные школы. В начале XX в. В Петербурге было около 20 Н. Д. Театральные деятели с..

Дополнительный поиск Народное образование Народное образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Народное образование" в словаре Энциклопедия Санкт-Петербурга, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народное образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 20 символа