БА-6

238

Средние пушечные К работам по созданию бронеавтомобилей на трехосном шасси ГАЗ-ААА В СССР приступили в начале 30-х годов. При этом конструкторы в основном рассчитывали на шасси американского грузовика "Форд-Тимкен"" который стал поступать в Советский Союз в 1931 году. В конце года к "отверточной" сборке этих автомашин приступил завод "Гудок Октября" в Канавине, близ Нижнего Новгорода. Осенью того же года на Рембазе №2 в Москве на это шасси установили бронекорпус бронеавтомобиля БА-27. Вслед за первым последовали еще несколько броневиков,получивших обозначение БА-27М. Одновременно с этим на Ижорском заводе, с использованием того же шасси, было выпущено несколько десятков бронеавтомобилей Д-13, разработанных по проекту Н.И.Дыренкова.

Однако ни та, ни другая машина по своим тактико-техническим характеристикам не удовлетворяли военных. Армии требовался средний пушечный бронеавтомобиль с резервом для модернизации на перспективу. В 1932 году на Ижорском заводе под руководством инженера А.Д.Кузьмина разработали бронеавтомобиль БА-И (И — ижорский). При его создании использовалось все то же трехосное шасси "Форд-Тимкен". Корпус броневика выполнялся полностью сварным — для того времени это было передовой технологией. По бортам корпуса и в его кормовой части имелись двери для посадки экипажа. В цилиндрической сварной башне оригинальной конструкции устанавливались стандартная 37-мм танковая пушка (боекомплект 34 артвыстрела) и отдельно от нее пулемет ДТ в шаровой установке.

Второй пулемет ДТ размещался в лобовом листе корпуса справа от водителя. За счет ступенчатой формы крыши корпуса (подбашенный лист располагался заметно ниже крыши водительской кабины) удалось существенно снизить общую высоту боевой машины. Бронеавтомобиль БА-И выпускался небольшой серией в 1932-34 годах и состоял на вооружении Красной Армии. В 1934 Ижорский завод выпустил усовершенствованную модель — БА-3. Корпус БА-И при этом подвергся незначительным изменениям. На 50 мм была удлинена корма, в моторном отделении появились окна для выхода воздуха, была укорочена подножка и на задних крыльях предусмотрены крепления для вездеходных гусеничных цепей. Крепление корпуса на шасси автомобиля "Форд-Тимкен" осуществлялось с помощью 10 кронштейнов, которые через резиновые прокладки привертывались болтами к лонжеронам шасси.

Главным же отличием новой машины стала башня с вооружением. БА-3 получил башню от танка Т-26 с уменьшением толщины брони до 8 мм (по альбому "Бронемашины" НИБТ Полигона ГБТУ КА 1944 года — 8 мм, согласно "Временному краткому описанию бронеавтомобиля БА-3"" составленному тем же полигоном в октябре 1934 года, броня башни — 9 мм) со штатной спаренной установкой вооружения — 45-мм пушкой 20К обр.1932 г. (боекомплект 60 артвыстрелов) и пулеметом ДТ. Внушительный боекомплект размещался частично в башне, а частично в корпусе бронеавтомобиля. В нише башни располагались два сотовых стеллажа на 40 снарядов, вдоль бортовых стенок башни имелись гнезда на 12 снарядов (по 6 на сторону) и вдоль стенок бронекорпуса в боевом отделении еще 8 гнезд (по 4 на сторону).

В четырех стеллажах в башне и корпусе размещались 53 магазина для пулеметов ДТ. Для увеличения проходимости, впервые в советском бронеавтомобилестроении, на задние скаты БА-3 одевались вездеходные гусеницы, известные под иностранным названием "Оверолл". Каждая гусеница массой 71 кг состояла из 25 звеньев (плиц) размерами 80х35 мм. Длина гусеницы составляла 4500 мм, шаг — 180 мм. Надевание гусениц при участии всего экипажа бронеавтомобиля занимало 10-15 мин. В июне 1934 года бронеавтомобиль БА-3 с корпусом из неброневой стали проходил испытания на НИБТ Полигоне УММ РККА в подмосковной Кубинке. В ходе испытаний 5,82-тонная машина развила по асфальтированному шоссе скорость 70 км/ч (цифра выглядит завышенной, но так в отчете), по сухой же проселочной дороге максимальная скорость не превышала 35 км/ч.

Двигатель при этом сильно перегревался, поэтому было рекомендовано улучшить систему охлаждения. Требовала усиления и передняя подвеска. В остальном серьезных недостатков замечено не было, требовалось внести лишь ряд мелких изменений в компоновку внутренних агрегатов. Как это следует из заключения комиссии. "бронеавтомобиль показал хорошие качества, необходимые для боевой машины, и вполне пригоден для оснащения РККА". Производство БА-3 было налажено на Ижорском заводе и Выксинском заводе дробильно-размолочного оборудования, которые в 1934-35 годах изготовили 180 бронемашин этого типа. К 1935 году на ГАЗе был освоен выпуск отечественного трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на базе которого Ижорский завод быстро разработал новый броневик БА-6.

По корпусу, башне, вооружению, размещению боекомплекта, узлов и агрегатов эта машина принципиально от своего предшественника не отличалась. Внешне ее можно было отличить по отсутствию задней двери, задних смотровых лючков и подножки в кормовой части корпуса. Кроме того, колея задних колес расширилась до 1600мм (у БА-3 — 1585 мм). База между передней осью и центром подвески задней тележки уменьшилась до 3200 мм (против 3220 мм у БА-3). Расстояние между задними мостами сократилось с 1016 мм (для БА-3) до 940 мм. На этом броневике впервые применили пулестойкие шины ГК, заполненные губчатой резиной. Благодаря более строгой весовой дисциплине массу бронеавтомобиля удалось уменьшить до 5,12 т при сохранении прочих тактико-технических параметров.

С 1936 по 1938 год Ижорский завод выпустил 386 бронеавтомобилей БА-6. Было изготовлено и небольшое количество броневиков этого типа в варианте БА-бжд (жд — железнодорожный). При перестановке с обычного на железнодорожный ход прямо поверх пневматиков устанавливались железнодорожные скаты специальной конструкции. Правда, на задних мостах машины приходилось сначала демонтировать внешние колеса, чтобы добиться попадания в размер рельсовой колеи. Рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-бжд развивал по рельсам скорость до 55 км/ч. В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика — БА-6М с башней в виде усеченного конуса, увеличенной до 10 мм толщиной брони и 50-сильным двигателем ГАЗ-М.

Одновременно с БА-6М построили его облегченный вариант БА-9, вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. По указанию наркома обороны К.Е.Ворошилова в 1937 году Ижорский завод должен был изготовить 100 БА-9 для кавалерийских частей. Однако из-за отсутствия нужного количества пулеметов ДК, этого сделать не удалось. Бронеавтомобили БА-3 и БА-6 поступали на вооружение разведывательных подразделений танковых, кавалерийских и стрелковых соединений Красной Армии. В 1937 году в Забайкальском военном округе был сформирован мотоброневой полк, вскоре развернутый в бригаду. В нее входили батальон средних бронеавтомобилей, разведывательный батальон (средние и легкие бронеавтомобили) и стрелково-пулеметный батальон.

Всего в бригаде имелось 80 средних и 30 легких бронеавтомобилей. Три таких бригады — 7-я, 8-я и 9-я принимали участие в боях с японскими войсками у реки Халхин-Гол. Практически одновременно с поступлением новых броневиков в Красную Армию началась и их поставка за рубеж. Из иностранных источников можно почерпнуть сведения о продаже в 1935 году Турции 60 бронеавтомобилей БА-6. Если со временем продажи все верно, то речь, скорее всего идет о машинах БА-3, поскольку выпуск БА-6 начался годом позже. Это предположение представляется автору наиболее вероятным и с точки зрения эксплуатации. Туркам проще было обслуживать американское шасси "Форд-Тимкен"" а не советское ГАЗ-ААА. Впрочем, вопрос пока открыт. С декабря 1936 года и вплоть до свертывания советской военной помощи в 1938 году в Испанию были поставлены 7 бронеавтомобилей БА-И и 80 БА-6.

Одним из первых соединений республиканской армии, получившем эти боевые машины стала 1-я бронетанковая бригада под командованием Д.Г.Павлова, принимавшая участие в тяжелых боях под Мадридом в январе 1937 года. Экипажи танков и броневиков состояли из советских и испанских танкистов. В боях под Мадридом БА-6 подбили несколько танков противника. К лету 1937 года в составе испанской республиканской армии была сформирована бронеавтомобильная бригада. В декабре 1937 года до 30 БА-6 с испанскими экипажами участвовали в наступлении на Теруэльский выступ — последней крупной и успешной операции республиканцев. После окончания гражданской войны некоторое количество БА-6 состояло на вооружении испанской армии до начала 50-х годов.

БА-6 находились на вооружении и Монгольской народно-революционной армии. Укомплектованные ими бронедивизионы 6-й и 8-й монгольских кавалерийских дивизий принимали участие в вооруженном конфликте у реки Халхин-Гол весной—летом 1939 года. В иностранной печати приводились сведения о поставках бронеавтомобилей БА-6 в Афганистан и Китай. По поводу первого трудно сказать что-либо определенное. Автор не может ни подтвердить, ни опровергнуть эти сведения. Что же касается Китая, то это маловероятно. Во всяком случае, в опубликованных в отечественной печати данных о поставках в Китай боевой техники и вооружения с 1936 по 1939 год бронеавтомобили БА-6 (как впрочем и бронеавтомобили вообще) не значатся. Таким образом, в период с 1935 по 1939 год было экспортировано свыше 150 бронеавтомобилей БА-И, БА-3 и БА-6.

Большинство других несло службу в частях Красной Армии, преимущественно на Дальнем Востоке. Тем не менее, некоторое количество БА-3 и БА-6 приняло участие в польском походе, в войне с Финляндией, а также в Великой Отечественной войне (встречались в войсках, как минимум, вплоть до середины 1942 года). Куда дольше эксплуатировались эти машины в финской армии, которой они достались в качестве трофеев в 1939 и 1941 годах. На 1 июня 1944 года у финнов имелся один БА-3 (нес службу вплоть до конца 1954 года) и 10 БА-6 (эксплуатировались до конца 1956 года). В настоящее время бронеавтомобиль БА-3 (№ 5633) сохраняется в Музее бронетанковой техники и вооружения в подмосковной Кубинке. БА-6 (№ 4382) можно увидеть на смотровой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве.

В заключение следует отметить, что на момент создания и даже в начальный период Второй Мировой войны, эти бронеавтомобили были наиболее сильно вооруженными в мире. На британских и американских бронемашинах пушки калибра 37-40 мм появились только в 1942 году. Первым же адекватно вооруженным немецким броневиком стала широко известная "Пума" (1944 год). К сожалению, мощное вооружение было, пожалуй, главным и единственным достоинством отечественных средних бронеавтомобилей 30-х годов. Опыт боевых действий показал практическую невозможность их использования на переднем крае по причине низкой проходимости. К существенным недостаткам можно отнести слабое бронирование и отсутствие кормового поста управления. В полной мере эти недостатки были свойственны и наиболее совершенному представителю большой пушечной серии советских броневиков БА-10.

Впрочем, этими же "болезнями" страдали и все зарубежные броневики тех лет, создававшиеся на шасси коммерческих автомобилей. С появлением полноприводных колесных бронированных машин они устарели окончательно и бесповоротно.ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ БА-6Библиография.

Значения в других словарях
Б-20

— авиационная пушка, созданная в 1944 под руководством М. Е. Березина. Калибр 20 мм, скорострельность 800 выстрелов в 1 мин, масса снаряда 96 г, начальная скорость 800 м/с, масса пушки 25 кг. Применялась на завершающем этапе Великой Отечественной войны, а также устанавливалась на ряде самолётов послевоенных лет.. ..

БА-11

Тяжелый бронеавтомобиль БА-11 Непременное стремление повысить огневую мощь и особенно бронезащиту основных, так называемых ли-нейных бронеавтомобилей Красной Армии в 30-е годы сдерживалось ограниченной грузоподъемностью и недостаточной надежностью применявшегося тогда трехосного шасси ГАЗ-ААА. Оно и так было перегружено, а его маломощный двигатель почти не поддавался форсированию. С увеличением же толщины брони неизбежно росла и масса машины. Поэтому когда Московский автозавод после реконструкц..

БА-64

Бронеавтомобиль БА-64См.1. Легкие колесные БМ периода Великой Отечественной войны2. БА-64, БА-64Б Библиография. ..

БА-64, БА-64Б

В довоенный период Горьковский автомобильный завод был основным поставщиком шасси для лёгких пулемётных автомобилей ФАИ, ФАИ-М, Ба-20 и их модификаций. Основным недостатком этих машин была их низкая проходимость по пересечённой местности, а их бронекорпуса не отличались высокими защитными свойствами. Начало Великой Отечественной войны застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства легкового армейского автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64, разработанного под руководс..

Дополнительный поиск БА-6 БА-6

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "БА-6" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением БА-6, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа