БРДМ-2

163

С незапамятных времен говорят про разведку, что она — глаза и уши армии. Не устарело это крылатое выражение и в наши дни. Сегодня военные тактики и стратеги уделяют разведке столь же большое внимание, как, например, и командиры Красной Армии в период гражданской войны. В то время, правда, разведчики чаще всего передвигались пешком или в лучшем случае верхом,БРДМ-2 В Великую Отечественную у разведчиков появились мотоциклы, грузовики и даже бронеавтомобили. Но такая техника вряд ли устроила бы современных войсковых разведчиков. Дело в том, что хорошо слышать и далеко видеть им уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками новых сложных задач, с изменившимися обязанностями, им понадобилась специальная машина, в полной мере отвечающая уровню техники нашего времени.

Такая машина была создана. Это БРДМ-2 — бронированная разведывательно-дозорная машина.Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2:1 — волноотражательный щит, 2 — передний крюк для буксировки на плаву, 3 — фары освещения и прибора ночного видения, 4 — прибор наблюдения командира, 5 — крупнокалиберный пулемет КПВТ, 6 — антенна, 7 — ниша наблюдения, 8 — башня. 9 — багор, 10 — катушка троса, 11 — глушитель, 12 — заслонка водометного движителя, 13 — откидной лист крыши над силовым отделением, 14 — лом, 15 — крышки люков воздухопритока, 16 — буксирный трос, 17 — лопата, 18 — пулемет ПКТ, 19 — люки посадки членов экипажа, 20 — крышка смотрового люка, 21 — крышка люка доступа к лебедке. ...Повинуясь неслышимой радиокоманде, приземистые бронированные машины рванулись вперед и, быстро набрав скорость, скрылись за поворотом дороги.

Перед разведывательным дозором стоит серьезная задача. Установить наличие противника на пути его отхода. Но воинам она по плечу, ведь у них есть надежный помощник — БРДМ-2. Каковы же характеристики машины. Попробуем сначала обратиться к тому определению, к которому чаще всего прибегают специалисты. Итак. Это боевая, колесная, двухосная, со всеми ведущими колесами, плавающая и вооруженная двумя пулеметами машина, К тому же БРДМ-2 обладает высокими динамическими качествами, большим запасом хода, высокой проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды.Отделение управления (А) и боевое отделение (Б):1 — сиденье командира, 2 — сиденье механика-водителя, 3 — люк механика-водителя, 4 — приборы наблюдения механика-водителя (дневные), 5 — приборы наблюдения командира, 6 — дневной прибор наблюдения командира ТПКУ-25, 7 — люк командира, 8 — координатор навигационной аппаратуры, 9 — радиостанция, 10 — рентгенометр, 11 — огнетушитель, 12 — Погон башни, 13 — рукоятка поворотного механизма пулеметной установки, 14 — подвесное сиденье пулеметной установки, 15 — рукоятка стопора башни, 16 — рукоятка подъемного механизма пулеметной установки, 17 — нагнетатель, 18 — боеукладка левого борта, 19, 21 — сиденья членов экипажа, 20 — рукоятка привода водооткачивающего клапана.

...Остался позади и глинистый проселок, впереди — асфальтированное шоссе. Команда «вперед», четкий переход на третью, а затем и на четвертую передачу — и вот уже машина буквально летит по шоссе со скоростью сто километров в час. Внимание. Впереди — поворот. Сброшен газ, машина плавно притормаживает и легко вписывается в весьма малый радиус крутого виража. Но что это. Поперек дороги — неожиданная преграда. Глубокая, шириной больше метра канава. Для обычного автомобиля она стала бы серьезным препятствием — преодолеть ее можно было бы лишь с помощью настила. Но для машины разведчиков и траншея не помеха. Перед нею БРДМ-2 лишь слегка замедлит ход. Включается привод — и тотчас из-под «брюха» машины опускаются четыре дополнительных колеса с пневматическими авиационными шинами (700Х Х250 мм), накачанными до 5,5 — 6,0 атм.

Четырехколесная машина, превратившаяся таким образом в «многоножку», легко преодолевает окопы, рвы, траншеи и канавы. Надо сказать, что повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться такой машине придется не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину. Как мы уже сказали, все колеса БРДМ-2 — ведущие. Встретится крутой подъем или иной труднопроходимый участок местности — водитель переходит на низшую передачу и включает передний мост.

Если и этого окажется мало, можно уменьшить удельное давление на грунт или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Делается это как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах — 2,7 кгс/см2. Встретится заболоченный участок, водитель включает пониженную передачу и уменьшает давление в шинах. При этом они как бы расплющиваются, а площадь опоры резко увеличивается. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно продолжит движение. В других условиях приходится увеличивать давление в шинах — например, при движении по песку, когда нужно держаться следа идущей впереди машины. Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 м можно ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним.

При более высоких сугробах давление в скатах снижают. Ну а если бой. И, скажем, повреждена шина. Неужели менять баллон. Не говоря уже о том, что делать это под огнем не просто, задержка может стать препятствием выполнению боевого приказа. Но такого не произойдет, и здесь опять выручит система регулирования давления, позволяющая поддерживать и контролировать необходимые «атмосферы» в любом из баллонов. Как только станет заметен спад давления в какой-нибудь из шин, компрессор тут же начинает восполнять утечку. Попробуем смоделировать самую критическую ситуацию — БРДМ-2 застряла. Участок труднопроходимый, болотистый. Семитонная машина основательно увязла в трясине. Двигатель мощностью 140 л. С. Не справляется с нагрузкой — раскисший грунт цепко держит колеса.

И в этом случае машина выберется из «плена» самостоятельно, с помощью лебедки. На расстоянии до 30 м от машины (длина троса) выбирается дерево, пень или столб (если таких поблизости нет, в грунт заделывается анкер), за которые и закрепляется трос лебедки. Включается привод — и четырехтонное усилие, развиваемое лебедкой, выдергивает застрявшую машину. Чтобы получить полное представление о ходовых качествах БРДМ-2, добавим, что наименьший радиус ее поворота равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина — 30°, наибольший угол крена составляет 25°. Важной боевой характеристикой подобных машин является запас хода — расстояние, которое она проходит без дополнительных заправок, на горючем полностью заправленных топливных баков.

У БРДМ эта цифра весьма солидная — 750 км. И все равно, командир скрупулезно ведет подсчет километража, учитывая, сколько прошли, сколько задерживались, на каком расстоянии от своих войск находятся.» Арифметика несложная, но цена ей высока — жизнь экипажа и сохранность разведывательных данных.Трансмиссия БРДМ-2:1 — крюк, 2 — лебедка, 3 — рычаг переключения передач, 4 — передние колеса, 5 — рулевая трапеция, 6 — полуэллиптическая рессора переднего моста, 7 — раздаточная коробка, 8 — цепи привода дополнительных колес, 9 — карданный вал, 10 — дополнительные колеса, 11 — балансиры дополнительных колес, 12 — механизм стояночной тормозной системы, 13 — коробка передач и отбора мощности на водомет, 14 — двигатель, 15 — задние колеса, 16 — воздухофильтр.

17 — рессора заднего моста, 18 — задний мост, 19 — водяные рули, 20 — редуктор водомета, 21 — вентиляторы, 22 — генератор, 23 — муфта выключения сцепления, 24 — бачок гидросистемы, 25 — передний карданный вал, 26 — главная передача переднего моста, 27 — рулевое колесо, 28 — продольная рулевая тяга, 29 — рулевая колонка. ...За полсотни метров до некогда соединявшего берега неширокой реки моста стоял знак. «Ремонтные работы. Объезд», Аккуратно обогнув его, головная машина мягко перевалила через кювет и въехала в воду. За ней проследовали и остальные БРДМ-2. Поднимая волны, они ходко двинулись к противоположному берегу. Заметим, что амфибийные качества вездеходу обеспечивает герметичный корпус и водомет, сообщающий автокораблю скорость до 10 км/ч.Передний мост Чтобы стать подлинными «глазами» армии, разведывательная машина должна быть действительно «глазастой».

И конструкторы позаботились об этом, оснастив ее шестнадцатью дневными приборами наблюдения, перископическим прицелом для прямой наводки в цель пулеметов, а также приборами ночного видения для командира и водителя, позволяющими двигаться в темное время суток с той же скоростью, что и днем. Чтобы исключить ослепляющее действие фар встречного транспорта, осветительных ракет, пожаров и других источников света, инфракрасные приборы снабжены интересным приспособлением — экранирующим устройством, или, как его еще называют, шторкой.Задний мост Есть на БРДМ и навигационная аппаратура — ТНА-2. Датчики курса и пути, пульт управления, координатор — счетно-решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Обращаются к этим устройствам в тех случаях, когда ориентирование затруднено, например при движении с высокими скоростями по незнакомой местности или при ведении боя в степи или пустыне, где нет видимых ориентиров.

Ну и, разумеется, ночью, в тумане и во всех других случаях, когда видимость плохая или же полностью отсутствует. Пользоваться ТНА-2 просто и удобно. Приборы автоматически определяют координаты машины и указывают курсовой (дирекционный) угол ее движения. Поэтому командиру достаточно одного взгляда на прибор, чтобы точно Определить местоположение. Особенности современного боя требуют установки на машине и других приборов. Таких, как рентгенометр для измерения мощностей доз гамма-излучения, войсковой прибор химической разведки. Когда возникает необходимость передать срочные данные, командир может воспользоваться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123. Компактная и надежная, она позволяет поддерживать устойчивую связь в микротелефонном режиме на дистанции до 20 км.

При этом обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивает оперативность работы В условиях дефицита времени это имеет немаловажное значение. При ведении разведки одна из первейших заповедей — соблюдение полнейшей скрытности. Но как быть, если машина обнаружена. В этом случав БРДМ-2 может серьезно «огрызнуться» — ведь у нее есть вооружение. Два пулемета, размещенные в башенной установке. Один — крупнокалиберный, 14,5-мм типа КПВТ. Другой—марки ПКТ имеет калибр 7,62 мм. Оба могут поражать живую силу и огневые средства противника. Кроме того, КПВТ может стрелять и по легкобронированным целям. Наибольшая прицельная дальность его составляет 2 км, скорострельность — 600 выстрелов в минуту.

Питание патронами ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а во всем боекомплекте их 500. У пулемета ПКТ прицельная дальность поменьше — 1,5 км. Скорострельность его достигает 700 выстрелов в минуту, лента снаряжена 250 патронами, а весь боекомплект двумя тысячами. Надежно защищен экипаж БРДМ-2 от пуль и осколков — ведь корпус машины сварен из бронелистов, к тому же он водонепроницаем.Библиография.

Значения в других словарях
Братухин Иван Павлович

(1903—1985) — советский конструктор и учёный в области вертолётостроения, профессор (1953), доктор технических наук (1962), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Окончил Московское высшее техническое училище (1930). Винтокрылыми летательными аппаратами (автожирами и вертолётами) начал заниматься в отделе особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института. В 1940 возглавил вертолётостроительное опытное конструкторское бюро при Московском авиационном институте, где под ..

БРДМ-1

История развития Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. По 1966 г. БРДМ представляла собой плавающую колесную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин. В конструкции БРДМ были использова..

Бреге

(Breguet Aviation) — самолёто-строительная фирма Франции. Основана Л. Бреге и его братом Жаком в 1911 под название «Сосьете дез'ателье д'авиасьон Луи Бреге», указанное название с 1966. В 1936 фирма была почти полностью национализирована. В 1971 вошла в состав «Дассо-Бреге». В годы Первой мировой войны большими партиями выпускала разведчики и бомбардировщики, в том числе Bre 14 (создан в 1916, до конца войны построено 5,5 тысяч, всего около 8 тысяч). Из продукции 20 х гг. Наиболее известны мног..

Бреге Луи

(1880—1955) — французский авиаконструктор и промышленник. Окончил Высшую электротехническую школу в Париже. В 1907 совместно с братом Жаком и профессором Ш. Рише (Ch. Richet) построил вертолёт, поднимавший на 1,5 м человека, но не обладавший устойчивостью. Первый успешно летавший самолёт Б. Построен в 1909. В 1911 вместе с братом основал фирму (см. Бреге), где созданы самолёты, на которых были установлены рекорды скорости на расстоянии 100 км с одним и двумя пассажирами и рекорды грузоподъёмно..

Дополнительный поиск БРДМ-2 БРДМ-2

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "БРДМ-2" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением БРДМ-2, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа