В одном строю с пехотой

183

Тонкая броня, не самое мощное вооружение, открытое сверху боевое отделение. Такова на первый взгляд эта самоходная артиллерийская установка. Но первое впечатление обманчиво. Громадный вклад самоходок СУ-76М в разгром врага, вторых по массовости выпуска бронированных машин после легендарного Т-34, трудно переоценить. Почти через 25 лет после Победы Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал. «...Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников...» В 1941 году на вооружении Красной Армии самоходной артиллерии еще не было.

Появившиеся в 30-е годы образцы САУ были лишь опытными и в войска не поступали. Их роль в будущей войне, к сожалению, недооценивалась. Поэтому к производству самоходок приступать пришлось уже в ходе боев.Самоходная установка СУ-57б (1944 г.) Первые, порой импровизированные попытки создания самоходных орудий самых необходимых средних калибров (57— 76 мм) для огневого сопровождения пехоты и борьбы с танками противника были не совсем удачными. В конце июля 1941 года на войсковые испытания поступила самоходная 57-мм противотанковая пушка ЗИС-30, наскоро, «по месту» смонтированная на шасси легкого гусеничного тягача «Комсомолец». Из-за высокого расположения линии огня при короткой базе машины самоходка оказалась неустойчивой, стрельба из нее —неточной, а подвижность из-за возросшей массы (4,5 т) стала низкой, хотя несколько десятков таких орудий (из выпущенной сотни) и участвовали в обороне Москвы.

Не вышло хорошей САУ и из 76-мм полковой пушки и шасси устаревшего легкого танка Т-26. Попытку разработать полностью бронированную 76-мм самоходную установку предпринял по своей инициативе осенью 1941 года и Горьковский автозавод, где тогда осваивалось производство легкого танка Т-60 и велось проектирование более совершенного Т-70. Используя их ходовую часть и основные элементы трансмиссии, конструкторы создали артсамоход СУ-71 с двумя параллельно установленными автомобильными шестицилиндровыми двигателями ГАЗ-202, работающими на общий поперечный вал. Одновременно строилась унифицированная с СУ-71 зенитная установка СУ-72 с 37-мм автоматической пушкой в башне с круговым обстрелом. Однако и эти машины не были запущены в серию.

Весной 1942 года, когда произошел крутой перелом в увеличении производства танков, очень остро встала задача создания и массового выпуска самоходной артиллерии. Было очевидно, что только она могла при наступлении в изменившемся характере современного боя непрерывно сопровождать пехоту, конницу и танки, маневрировать на местности и быстро сближаться с противником, будучи неуязвимой от его пулеметного огня. Самоходные установки могли эффективно и без долгой подготовки уничтожать огневые точки противника и его танки прямой наводкой, а также с закрытых позиций. Обычная артиллерия, даже на механической тяге, а чаще всего передвигаемая конной упряжкой или силами расчета, с этими задачами справляться не могла.

Предусматривалось создание нескольких категорий САУ (в зависимости от мощности вооружения) соответственно на базе легких (Т-60, Т-70), средних (Т-34), а затем и тяжелых (КВ-1с) танков, а также зенитной самоходной установки, К июлю 1942 года наряду с другими установками был построен образец 76-мм самоходной пушки О СУ-76 на базе легкого танка Т-60, но с более дешевым в производстве автомобильным мотором М-1. Но машина оказалась неустойчивой при стрельбе из-за короткой базы, да и броневая защита была слишком слабой. Действительно, создать полноценную, хорошо защищенную и подвижную самоходную дивизионную пушку ограниченной массы (до 10 т), которую может выдержать шасси легкого танка, было нелегкой задачей.Самоходная установка СУ-76Д (1944 г.) Сознавая чрезвычайную важность ее решения, Государственный Комитет Обороны (ГКО) поручил создать к 1 декабря 1942 года новую 76-мм самоходную установку.

За основу САУ была взята ходовая часть нового танка Т-70, уже освоенного промышленностью. Боевое отделение располагалось по-прежнему сзади, так что ствол пушки ЗИС-3 не выходил за габариты машины. Силовая установка состояла из двух параллельно работающих автомобильных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-202 общей мощностью 140 л. С., ранее применявшихся (в одиночку) на легком танке Т-60. Такая установка привлекала разработчиков возможностью движения на одном двигателе при отказе другого, унификацией их с освоенными агрегатами, легкостью замены. К сожалению, при проектировании не был учтен неудачный опыт эксплуатации силового блока из двух параллельных моторов, работающих на общий выходной вал. Почему-то проигнорировали последовательное (в линию) соединение в одну силовую установку двух двигателей, успешно примененное на Т-70 Н.

А. Астровым, хотя такой агрегат, имеющий общий главный фрикцион и коробку передач от автомобиля ЗИС-5, хорошо вписывался в корпус легкой гусеничной машины (вдоль борта) и работал вполне надежно — поломок и отказов одного из двигателей практически не наблюдалось. Тем не менее спроектированная самоходная установка под заводской маркой СУ-12 была построена осенью 1942 года, и 9 декабря правительственная комиссия приступила к испытанию машины. Ввиду краткости их проведения существенных поломок отмечено не было, и самоходка, получившая армейское название СУ-76, была принята на вооружение. С января 1943 года завод начал их серийное производство. В конце месяца два первых самоходно-артиллерийских полка СУ-76 отправили на Волховский фронт.

Именно здесь проявил себя врожденный дефект такого рода «спарки» двигателей — возникли резонансные крутильные колебания, приводившие к поломкам трансмиссии. В марте 1943 года производство СУ-76 приостановили (всего выпустили около 170 машин). Учитывая предстоящие летние наступательные операции, ГКО установил жесткие сроки устранения всех недостатков. Машина была оперативно переработана под установку силового агрегата от легкого танка Т-70. Кроме того, с боевого отделения сняли крышу, мешавшую наводке орудия и работе расчета, упростили трансмиссию и управление ею. Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. Уже в мае 1943 года новый артсамоход был подготовлен к испытаниям. Они начались 17 мая и вскоре успешно завершились.

Все встало на свои места. Многоцелевая артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты, кавалерии и танков, в которой так нуждались войска, получилась весьма удачной. С конца месяца завод, используя (с доработками) задел старых бронекорпусов, начал серийное производство модернизированных СУ-76М. В июле они уже сражались в битве на Курской дуге. При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне — при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении — при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. На бронированную машину устанавливалась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3.

Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то. Есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра». Установка несла боекомплект из 60 осколочно-фугасных и бронебойных снарядов, а также переносный пулемет ДТ для самообороны. Броневая защита (лоб —26—35 мм, борт и корма — 10—16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня, тяжелых осколков и малокалиберной артиллерии. Все СУ-76М оборудовались радиостанциями. На шоссе скорость машины достигала 41—45 км/ч, по грунту — до 25 км/ч. Запас хода — соответственно 320 и 190 км. Самоходка преодолевала окоп шириной до 2 м, подъем до 30° ч брод глубиной до 0,9 м. Благодаря своим небольшим размерам и низкому среднему удельному давлению на грунт (0,545 кгс/см2) установка могла успешно передвигаться в лесисто-болотистой местности, сопровождая пехоту там, где не могли пройти средние танки и другие самоходные орудия.

Развитая система охлаждения и, с Другой стороны, наличие безотказного предпускового подогревателя двигателя давали возможность СУ-76М успешно воевать в любое время года на всем протяжении советско-германского фронта — от Карелии до Крыма. Автомобильные шести цилиндровые двигатели, освоенные незадолго до войны, работали в напряженном танковом режиме длительно и безотказно. Необычная спаренная установка их—в «затылок» друг другу — нигде больше в мире не применялась. Небольшая металлоемкость СУ-76М, использование в ее конструкции хорошо освоенных автомобильных агрегатов предопределяли ее массовый выпуск промышленностью, А это, в свою очередь, позволяло быстро усилить и уплотнить артиллерией боевые порядки пехоты, успевшей уже полюбить свои самоходки.Самоходная установка СУ-85Б (1945 г.) Потребность в таких артустановках — легких, подвижных—была очень велика.

Летом 1943 года головным предприятием по изготовлению СУ-76М был определен Горьковский автозавод с его огромными производственными возможностями и наличием опытных инженерно-технических кадров. Под руководством заместителя главного конструктора по танкостроению Н. А. Астрова машина была существенно доработана и приспособлена к технологии массового производства. Была усилена кормовая броня, усовершенствована установка вооружения, переделана маска пушки. С октября 1943 года под заводской маркой ГАЗ-15-126 началось ее Непрерывно возраставшее производство. С конца 1943 года выпуск СУ-76М освоил еще один, подмосковный, завод, где было организовано свое ОКБ. Бронекорпуса ему поставляли специализированные предприятия.

Самоходка СУ-76М прочно завоевала себе место в системе вооружения Красной Армии. Если в течение 1943 года было выпущено 1928 установок, то в следующем году — в 3,7 раза больше. Экипажи получали их вместе с боеприпасами непосредственно на заводе и после формирования в окрестностях города маршевых подразделений шли прямо на фронт. Автозаводцы, приняв на свои плечи созданную на стороне самоходную установку, под руководством Н. А. Астрова сразу принялись ее совершенствовать, в первую очередь по линии усиления вооружения и брони. Еще летом 1943 года они построили СУ-74А и СУ-74Д с танковой душкой Ф-34 (такой же, как на танке Т-34) и с одиночными двигателями — соответственно ЗИС-16Ф (100 л. С.) и импортным дизельным агрегатом (112 л.

С.). К концу года был создан истребитель танков СУ-74 Б с мощной 57-мм противотанковой пушкой и форсированным до 122 л. С. Двигателем ЗИС. В 1944 году поиски продолжались. Зимой был построен артсамоход ГАЗ-75 с мощной 85-мм пушкой Д-5-С85А и с лобовой броней толщиной 90 мм. Интересно отметить, что при том же вооружении, что и средний артсамоход СУ-85 на шасси танка Т-34, ГАЗ-75 имел в два раза меньшую массу и более мощную лобовую броню, А в начале 1946 года родилась, пожалуй, самая удачная из легких самоходных установок времен войны В одном строю с пехотой СУ-85 В, со специально созданной очень мощной 85-мм пушкой ЛБ-2, с дульным тормозом и малым усилием отдачи. Она имела полностью забронированный корпус с улучшенной обзорностью из боевого отделения.

При массе машины 12,4 т форсированный силовой агрегат (160 л. С.) сообщал ей скорость до 43 км/ч. СУ-85Б, но боевым свойствам значительно превосходящая СУ-76М, успешно прошла полигонные испытания. На воина явно шла к концу, и осваивать производство новой машины не стали. В это время тысячи установок СУ-76М, расчищая путь пехоте и прикрывая ее фланги, вступили на территорию Германии. Особенно хорошо они показали себя в уличных боях, где трудно было маневрировать и действовать другим артустановкам. Войну СУ-76М, как и более грозные их собратья, закончили со славой. И на их броню бросали цветы. Следует отметить, что производство СУ-76М, законченное в 1945 году, составляло почтя 60% от выпуска всей самоходной артиллерии к годы Великой Отечественной войны.Самоходная артиллерийская установка СУ-76М:1 — фара, 2 — сигнал, 3 — стопор пушки по-походному, 4 — пила, 5 — ремни крепления брезента, 6 — лом, 7 — ящики ЗИП, 8 — крышка лючка для заводкой рукоятки, 9 — прицел, 10 — перископ, 11 — задний фонарь, 12 — подножка, 13 — радиостанция, 14 — лопата, 15 — топор, 16 — заводная рукоятка, 17 — крышка лючка, для доступа к стопору из машины, 18 — крышки заправочных горловин бензобаков, 19 — кувалда, 20 — домкрат, 21 — брезентовый тент, 22 — сиденье наводчика, 23 — сиденье заряжающего, 24 — боеукладка, 25 — сиденье командира, 26 — укладка банника.Библиография.

Значения в других словарях
Бюшгенс Георгий Сергеевич

(р. 1916) — советский учёный в области механики, академик АН СССР (1981. Член-корреспондент 1966), профессор (1963). Герой Социалистического Труда (1974). По окончании Московского авиационного института (1940) работает в Центральном аэрогидродинамическом институте (инженер, начальник отдела, лаборатории, заместитель начальник Центрального аэрогидродинамического института), С 1982 заведующий кафедрой в Московском физико-техническом институте. Возглавляет работы в области устойчивости, управляем..

"Веспе"

Самоходная 105-мм установка FN18/2"Веспе" ("Оса") Установка была создана на переделанном шасси легкого немецкого танка Т-II. Силовое отделение было смещено вперед, а ближе к корме установили открытую сзади и сверху рубку. Отсутствие крыши, наличие большого выреза в лобовом листе, расположение люка механика- водителя и люка силовой передачи в верхнем лобовом листе значительно ослабляли броневую защиту, что увеличивало уязвимость машины от всех видов огня. 105-мм легкая полевая гаубица была ус..

Вагон

происходит от английского waggon. Так называлась небольшая повозка в виде ящика на колёсах, которая передвигалась по деревянным желобам-рельсам на шахтах и рудниках в Средние века.Вагоны для пассажиров впервые появились в кон. 1780-х гг. В Англии с открытием первой конно-чугунной дороги близ Лондона. В России вагонетки с канатной, а позднее с конной тягой использовались на рудничных и внутризаводских рельсовых дорогах на Алтае (с 1764 г.), на Александровском заводе в Петрозаводске (с 1788 г.), ..

Вагоноопрокидыватель

установка для поворота (опрокидывания) вагона (иногда двух) и самопроизвольной разгрузки сыпучих грузов (зерно, руда, уголь, песок и т. П.). Вагоноопрокидыватели оборудуются системами автоматизации, виброустройствами для разрыхления слежавшихся и смёрзшихся грузов или удаления их остатков из вагона. Выгрузка может осуществляться через торцовые стенки вагона или через боковые (вагоноопрокидыватели роторного типа). Вагоноопрокидыватели устанавливают на грузовых площадках крупных металлургических,..

Дополнительный поиск В одном строю с пехотой В одном строю с пехотой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "В одном строю с пехотой" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением В одном строю с пехотой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 23 символа