Жаропрочные сплавы
— металлические материалы, обладающие высоким сопротивлением пластической деформации и разрушению в условиях воздействия высоких температур и окислительных сред. Из Ж. С. Изготовляются тяжелонагруженные детали авиационных газотурбинных двигателей. Ж. С. Могут быть на алюминиевой, титановой, железной, медной, кобальтовой и никелевой основах. Наиболее широкое применение в авиационной двигателестроении получили никелевые Ж. С. (рабочие и сопловые лопатки, диски ротора турбины, жаровые камеры и т. Д.). В зависимости от технологии изготовления Ж. С. На основе никеля подразделяются на литейные, деформируемые и порошковые. Наиболее жаропрочными являются литейные сложнолегированные сплавы на никелевой основе, способные работать до температур 1050—1100°С в течение сотен и тысяч часов при высоких статических и динамических напряжениях.Жаропрочность сплавов, оцениваемая пределами длительной прочности или ползучести при высоких температураx, определяется прежде всего их структурой и составом.
По своей структуре Ж. С. Должны быть многофазными с прочными границами зёрен и фаз. В никелевых Ж. С. Это требование обеспечивался комплексным многокомпонентным легированием. При этом жаропрочность сплавов тем выше, чем больше объёмная доля упрочняющих фаз и выше их термическая стабильность, то есть устойчивость против растворения и коагуляции при повышении температуры.Помимо жаропрочности Ж. С. Должны обладать комплексом других свойств. Жаростойкостью, то есть сопротивлением окислению на воздухе или газовой коррозии в агрессивных средах. Выносливостью, то есть сопротивлением динамическим нагрузкам при высоких температураx. Термостойкостью, то есть способностью выдерживать большое число теплосмен без образования трещин.
Ж. С. Должны быть также нечувствительными к концентрации напряжений и обладать высокой эрозионной стойкостью, то есть противостоять износу в газовом потоке. Для защиты от окисления на детали из Ж. С. Наносят специальные покрытия. Важная характеристика Ж. С. — их технологичность, например, жидкотекучесть, свариваемость, деформируемость. Повышение рабочих характеристик Ж. С. Достигается не только совершенствованием системы легирования и оптимизацией химического состава, но и применением прогрессивных методов технологии их изготовления (вакуумная металлургия, направленная кристаллизация, порошковая металлургия и т. Д.). Сплавы с такой структурой имеют повышенную жаропрочность.Впервые жаропрочные стали для газотурбинных двигателей были разработаны и применены в 1938.
В 1941—1942 удалось создать первые высокожаропрочные сплавы на основе никеля, являющиеся основными материалами газотурбинного двигателя. В разработке и всестороннем исследовании Ж. С. Большую роль сыграли отечественные металловедческие школы А. А. Бочвара, Г. В. Курдюмова, С. Т. Кишкина и других учёных. Значительный вклад в разработку процессов получения изделий и полуфабрикатов из деформируемых и порошковых сплавов внесён А. Ф. Беловым и его школой.О Ж. С. На основе алюминия, титана, меди и железа смотри (см. Алюминиевые сплавы), (см. Титановые сплавы), (см. Медные сплавы), (см. Сталь)..
Дополнительный поиск Жаропрочные сплавы
На нашем сайте Вы найдете значение "Жаропрочные сплавы" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Жаропрочные сплавы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ж". Общая длина 18 символа