С неба в сражение

175

Это было на учениях “Запад-81”. Строй тяжелых воздушных машин, казалось, завис в небе, и там один за другим стали вспыхивать белые бутоны парашютов. Среди “одиночек” плыли и целые “соцветия” — огромные многокупольные парашютно-реактивные системы, снабженные твердотопливными реактивными двигателями. На мгновение вспыхивает пламя — буквально за доли секунды противотяга гасит скорость, и вот уже платформы с боевой техникой одна за Другой с “нулевой” скоростью касаются земли и автоматически освобождаются от подвесных строп. Десантники, ладные парни в голубых беретах, споро выполняют расшвартовку, ловко ныряют в люки. Команда “Заводи!” — и рванулись вперед юркие боевые машины. Здесь, где всего несколько минут назад был глубокий тыл “противника”, сейчас настоящий фронт — бушующий огневой вал накатывается на “важный Объект”.

Скорость, маневр, огонь — бой ведет “крылатая” пехота. А впрочем, какая это пехота, если ока — внутри боевых машин. Во все времена после появления огнестрельного оружия воин не был защищен от смертоносного металла. Особенно в атаке или во встречном бою, когда идет схватка “грудь в грудь”. В любую секунду его могли поразить пуля или осколок. А сейчас десантники, образно говоря, “одеты” в броню — надежно прикрыты броней специальной машины, которая получила простое и точное наименование — “боевая машина, десантная”, иначе БМД-1. Взгляните на рисунки. По внешнему виду — типичный представитель бронетанковой техники. Но это не танк, не гусеничный транспортер, не броневик и не самоходное орудие. БМД-1 “сама по себе”. Совокупность высоких боевых свойств делает машину уникальной.

При ее проектировании четко выражен принцип “десантникам — десантную машину”. Обратимся к авторитетному мнению военных специалистов. Они считают, что когда БМД-1 встала в боевой строй, это существенно повысило мобильность, вооруженность и защищенность парашютно-десантных подразделений, действующих в бою, в том числе и в условиях применения ядерного оружия. Итак, вооружение, маневр, защита — вот три корневых боевых качества, которые в комплексе характеризуют боевую машину. С этих позиций и будем оценивать БМД-1. Начнем с вооружения. Ведь машина создана не для парада, а для боя в глубоком тылу противника, и поэтому Уровень огневой мощи БМД-1 очень высок. Судите сами, на борту машины размещены. Орудие, комплекс ПТУРС, четыре 1 пулемета (причем три танковых), ручной противотанковый гранатомет, пять автоматов, двадцать гранат Ф-1.

И это — при массе всего в 6,7 т. Кто же управляет этим комплексом огневых средств и в целом — машиной. Первым из экипажа назовем, конечно, командира. Вторым — заместителя командира, он наводчик-оператор. Остальные члены экипажа. Механик-водитель, старший стрелок, пулеметчик, гранатометчик, помощник гранатометчика. Всего семь человек. Теперь об орудии. Око гладкоствольное, полуавтоматическое, калибр — 73 мм, дальность прямого выстрела — до 765 м, наибольшая предельная дальность — 1300 м, скорострельность высокая — до 6—7 выстрелов в минуту, фактически через каждые 9—10 с, может быть произведен прицельный выстрел. А объяснение тому простое. Заряжание хотя и ручное, но сочетается с механизированной боеукладкой конвейерного типа.

На “бесконечной” ленте установлены гнезда для артиллерийских выстрелов. Их сорок — это и есть боекомплект орудия. При включении привода конвейер подает снаряды непосредственно к рабочему месту наводчика-оператора. Бери и заряжай. Обратите внимание, над орудием — малогабаритная оперенная ракета. Это комплекс ПТУРС — противотанковый управляемый реактивный снаряд (ракета), про который недаром говорят, что мал золотник, да дорог. А весь комплекс состоит из пускового кронштейна и направляющей со снарядом. Кронштейн установлен на подвижной бронировке и лафете орудия. А ракеты заранее скомплектованы с направляющими и находятся в боеукладках. Заряжать просто и удобно. Наводчик-оператор может поражать цели на дапьностях от 500 до 3000 м.

Он сам принимает решение и выбирает цель. Ею может быть танк, бронетранспортер. Самоходное орудие, установка ПТУРС, орудие, пулемет или, наконец, пехота противника. Словом, что ближе и опаснее в данный момент. Здесь действует одно правило. “Вижу — стреляю!” О пулеметах разговор особый. С орудием спарен один пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Наибольшая прицельная дальность у него — 1800 м, боевая скорострельность — 250 выстрелов в минуту, питание патронами — ленточное. Конструкторы применили здесь интересное техническое решение, уложили пулеметные ленты так, что стрельбу из пулемета стало возможно вести непрерывно, без перезаряжания, до полного израсходования всего боекомплекта в 2000 патронов. Еще два пулемета ПКТ — курсовые.

Из них ведут стрельбу по живой силе, открытым огневым точкам и легкобронированным целям. Калибр их тоже 7,62 мм. Правда, у курсовых пулеметов наибольшая прицельная дальность равна 800—1000 м, а число патронов в ленте — 250. Огневая мощь машины может быть дополнительно увеличена, за счет чего. Стрельбой экипажа из .автоматов АКМС и ручного пулемета РПКС непосредственно из машины. Специально для этого оборудованы три амбразуры с шаровыми установками и смотровыми приборами. По одной на бортах, а третья — в крышке кормового люка. Бортовые установки могут закрываться вручную броневыми заслонками, а кормовая — пробкой. При необходимости можно привести в действие и ручной противотанковый гранатомет. Теперь — немного воображения, и можно представить се5е могучий шквал огня, который обрушивает на ошеломленного противника БМД-1.

И заметьте, десантники применяют оружие, не выходя из машины, с ходу или с коротких остановок. Кроме того, башня машины вращается вкруговую, и наводчик-оператор может вести стрельбу в любом направлении. Несложные расчеты показывают, что в одну минуту на данном участке БМД-1 выпускает прицельно до семи снарядов и более 1300 пуль. Мчится машина па полю боя, гремят орудийные выстрелы, в сплошной гул сливаются пулеметные и автоматные очереди. Вооружение и экипаж размерены столь рационально, что это повышает эффективность всего боя. Вокруг десантной машины создается зона сплошного огня. Это же, в сущности, настоящий “огневой еж” — попробуй возьми такого. Верно говорят командиры. Маневр — душа атаки. Но атака предполагает стремительнее рывки, резкие выпады в сторону, охваты, обходы.

И притом местность — не ровная лента шоссе, а, как иногда говорят, “черт ногу сломает”. Бой в степи или пустыне — одна обстановка, бой в лесу или населенном пункте — совсем другая. И если десантная машина имеет первоклассное вооружение, но тихоходна и малоподвижна, то пользы от нее будет мало. Что же можно сказать о БМД-1. Маневренность — понятие комплексное. Применительно к десантной машине надо рассматривать все три компонента —• проходимость, подвижность и поворотливость. Начнем с проходимости. Длина опорной поверхности гусениц машины 2,8 м, и удельное давление на грунт всего 0,5 кгс/см2, что сопоставимо с подобным показателем взрослого человека. Вывод — где солдат пройдет, там пройдет я десантная боевая машина.

Во всяком случае, она успешно преодолевает заболоченные и заснеженные участки. К тому же и клиренс у нее сделан регулируемым. Механик-водитель, со выходя из отделения управления, может изменить клиренс от 110 до 450 мм. Для этого достаточно переключатель перевести в положение "Подъем" или "Опускание". Таким жа путем можно изменить степень натяжения гусениц. В определенных условиях это улучшает амортизацию БМД-1 и ее проходимость. Что касается подвижности машины, то она характеризуется очень хорошими показателями. И в этом нет ничего удивительного. Гусеницы легкие, мелкозвенные, траки соединены резино-металлическими шарнирами. Поэтому БМД-1 способна двигаться по сухой грунтовой дороге со споростью до 35 им/ч, а по шоссе мчаться с почти "автомобильной" скоростью — до 61 км/ч.

Одной из важнейших характеристик таких машин является запас хода по топливу. Другими словами, каков “километраж” БМД-1 от заправки до заправки. Он внушительный — до 500 км. А это, если хотите, уже новое качество в действиях десантников. Как было раньше. Только пешком. Если за сутки прошли 80 км, это уже здорово. А сейчас можно сделать бросок на полтысячи километров — и все это в глубоком тылу противника. Боевая машина легко преодолевает различные препятствия, может двигаться даже а условиях бездорожья. А водные преграды. В годы Великой Отечественной войны реки форсировали подчас на подручных средствах, то есть в буквальном смысле на том, что попадается под руку — бревно, доска, охапка соломы. БМД-1 берет водные преграды с ходу, так что современные десантники даже ноги не замочат.

В этом отношении советские конструкторы сделали, видимо, максимум возможного на сегодняшний день. Десантная машина способна двигаться на плаву со скоростью до 10 км/ч. При этом запас хода по топливу (на плаву) составляет от 96 до 116 км. Даже реку километровой ширины БМД-1 преодолевает всего за шесть минут. Такие качества боевой техники меняют все привычные представления о действиях парашютно-десантных подразделений. Откуда же такие возможности. Дело в том, что конструкторы применили в БМД-1 водометные движители, а попросту — водометы. Осевой водяной насос закачивает воду, и она через водопроточные трубы выбрасывается наружу — создается реактивная сила. Таких водометов на машине два — по одному вдоль каждого борта корпуса.

Машина отлично приспособлена для действий на пересеченной местности, в лесу, населенных пунктах. Ока “верткая”, как говорят специалисты. Может развернуться буквально на “пятачке”. Это нормально, так как радиус поворота равен ширине солеи машины — 2380 мм. Такие качества весьма ценны в бою, когда надо сделать рывок в сторону, резко сманеврировать, броском выйти из-под обстрела. Но и этим не исчерпываются достоинства БМД-1. Ока, например, отлично “видит” и “слышит”. “Глаза” — это совершенные приборы наблюдения и прицеливания. Причем не имеет никакого значения, в каких условия. Ведется стрельба — днем или ночью. Поражение противника гарантировано, так как поиск целей и прицеливание, например, из орудия и спаренного пулемета производится с помощью перископического комбинированного прицела.

Он, как говорят, “дневной — ночной”. Д под “ушами” имеется в виду средство связи — радиостанция Р-123. Она компактна, надежна, хорошо противостоит вибрациям и тряске. И “услышать” она может далеко — в микротелефонном режиме до 20 км. И наконец, о защите. Это немаловажный компонент среди других боевых качеств. Конструкторы вынуждены принимать альтернативные технические решения, им приходится выбирать — что защищать и как защищать. При проектировании любой боевой машины, состоящей из сотен агрегатов, узлов и систем, идет борьба за каждый килограмм массы и каждую единицу объема. Исходя из этого, необходимо по достоинству оценить труд наших конструкторов. Им удалось в БМД-1 сделать круговое бронирование. Таким образом, надежно защищены жизненно важные узлы, системы и экипаж.

Осколки и пули уже не причинят вреда машине, не остановят выполнение поставленной задачи. Однако надо быть готовым и к тому, что противник может применить ядерное оружие. Как же “реагирует” БМД-1 ка его поражающие факторы. В общем-то довольно активно защищается. Важно, что специальная система защиты работает автоматически. При ядерном взрыве моментально фиксируется поток гамма-излучения и подается сигнал га исполнительные органы. При этом сразу же обесточиваются основные цепи питания, двигатель выключается, машина замирает на месте. Закрываются жалюзи, заслонки вентиляторов. Выключаются сами вентиляторы. Стопорится башня. Итог. Корпус БМД-1 герметизируется и машина готова встретить ударную волну. Она теперь уже не сможет поразить экипаж и оборудование.

Как только пройдет фронт ударной волны, механик-водитель включает сепаратор-нагнетатель. Экипаж получаст возможность дышать очищенным воздухом и, кроме того, внутри машины создается избыточное давление. Это исключает попадание радиоактивней пыли внутрь БМД-1. Вступает в действие автоматика и в тех случаях, когда местность заражена отравляющими веществами. По команде датчиков моментально герметизируются обитаемые отделения, а силовое остается открытым. И в этом есть большой смысл. Двигатель продолжает работать, и машина броском преодолевает зараженный участок местности. Непосредственно в бою, когда экипаж открывает огонь из всех видов оружия, вступает в действие подсистема, вентилирующая обитаемые отделения, подогревающая в холодное время воздух и регулирующая его газовый состав в зоне дыхания экипажа, когда ведется интенсивная стрельба из штатного оружия.

В результате в замкнутом пространстве обитаемых отделений создаются комфортные условия -,ля экипажа. Личный состав меньше утомляется и может вести бой длительное время. На машине установлены также автоматическая система противопожарного оборудования, термическая дымовая аппаратура, водооткачивающие средства. Все это заметно повышает живучесть БМД-1 и ее защищенность. Подведя итог, сделаем нсбольшое сравнение. Что брал с собой десантник, когда покидал борт самолета в минувшую войну. Зачастую лишь самое необходимое — автомат, десантный нож, гранаты, саперную лопатку, запас. Боеприпасов и продовольствия. Д сейчас парашютным способом десантируются самоходные артиллерийские орудия, реактивные установки, боевые машины и другая техника.

Благодаря этому парашютно-десантные подразделения могут успешно вести бой в глубоком тылу противника, действовать дерзко и стремительно, на большую глубину. И не последнее место эдесь занимают БМД-1, обладающее высокими огневыми и эксплуатационными возможностями.Библиография.

Значения в других словарях
Рязанов Василий Георгиевич

(1901—1951) — советский лётчик, генерал-лейтенант авиации (1943), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1920. Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков (1926), Военнно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1935. Ныне ВВИА). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был заместителем командующего ВВС армии, командир авиадивизии, командующий манёвренной группой ВВС фронта, командующий истребительной авиационной арми..

"Самоходки" Гудериана

Про немецкую противотанковую САУ "Элефант" (она же "Фердинанд") знают все, кто прочел хотя бы одну книгу мемуаров советских танкистов. Из них мы можем узнать не только то, что была уничтожена уйма этих самых "фердинандов-элефантов" (хотя немцы произвели всего-то 90 штук), но и совершенно правильную оценку их смертельно опасного оружия - длинноствольной пушки калибра 88 мм. Такой калибр был предусмотрен только для зенитной пушки Flak 18 ("8,8 см Flak"), а танковые и противотанковые артсистемы б..

Сааб-скания

(SAAB-Scania AB) — промышленный концерн Швеции. Образован в 1968 в результате слияния автомобильного концерна «Скания Вабис» с самолётостроительной фирмой «СААБ» (Svenska Aeroplan AB. SAAB), основанной в 1937 для производства военных самолетов и вошедшей в состав концерна в качестве самолетостроительного отделения. Отделение имеет филиалы, производящие управляемые ракеты, космические системы, электронное оборудование, тренажеры. Фирма «СААБ», затем отделение концерна выпускали. Бомбардировщик ..

Саач

(СААС, Civil Aviation Administration of China) — национальная авиакомпания Китайской Народной Республики. Состоит из нескольких региональных авиакомпаний. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в Японию, Россию и США. Основана в 1949. Авиационный парк — более 200 самолётов.. ..

Дополнительный поиск С неба в сражение С неба в сражение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "С неба в сражение" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением С неба в сражение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 17 символа