Сверхзвуковое течение

98

течение газа, скорость которого в каждой точке рассматриваемой области превышает скорость звука в этой точке, то есть местное Маха число больше единицы (М > 1). На практике С. Т. Имеет место при движении скоростных самолётов, артиллерийских снарядов, ракет, космических аппаратов, при работе реактивных двигателей, турбин, аэродинамических труб. В общем случае С. Т. Может быть нестационарным, а газ вязким и теплопроводным. Однако специфические свойства С. Т. Обычно рассматриваются на примере стационарного движения идеального газа. Малые возмущения физических величин распространяются по частицам газа со скоростью звука, поэтому в С. Т. Не передаются вперёд, а сносятся вниз по потоку, не выходя из области, находящейся внутри Маха конуса или (в условиях неоднородного потока) внутри более сложной характеристической поверхности (коноида).При адиабатическом движении газа в сверхзвуковой трубке тока его поведение прямо противоположно случаю дозвукового потока.

В С. Т. При расширении трубки тока скорость газа увеличивается, а при сужении — уменьшается. Это вызвано тем, что при М > 1 рост (или падение) скорости вдоль трубки тока происходит менее интенсивно, чем соответствующее падение (или рост) плотности газа. Такой эффект используется для получения С. Т. В Лаваля сопле. Другое специфическое свойство С. Т. — возможность образования в нём ударных волн, или скачков уплотнения, представляющих собой тонкие слои (приближённо принимаемые за поверхности разрыва), при переходе через которые параметры потока изменяются скачкообразно. Ударные волны, в которых происходят необратимые термодинамические процессы с возрастанием энтропии, являются источником волнового сопротивления. В С.

Т. Могут также возникать слабые разрывы гидродинамические, при переходе через которые испытывают скачок не сами газодинамические функции, а лишь их производные. При больших сверхзвуковых скоростях (гиперзвуковое течение) и температурах в газе протекают различные равновесные или неравновесные физико-химические превращения (возбуждение внутренних степеней свободы молекул, диссоциация, ионизация, излучение). Эти реального газа эффекты могут существенно влиять на параметры С. Т.Основной проблемой при рассмотрении С. Т. В аэродинамике ов является определение сил, моментов и тепловых потоков, действующих на летательный аппарат и отдельные его элементы (см. Аэродинамические силы и моменты, Аэродинамическое нагревание).

К задаче внешнего обтекания примыкают задачи о внутреннем С. Т. В диффузорах и соплах, об истечении сверхзвуковой струи, о взаимодействии ударных волн между собой и с препятствиями. Эти проблемы исследуются как экспериментальными, так и теоретическими методами.С. Т. Невязкого нетеплопроводного газа описывается квазилинейной гиперболической системой газодинамических уравнений в частных производных. Точные аналитические решения этой системы получены лишь в простейших случаях (сверхзвук, обтекание клина, Прандтля — Майера течение, сверхзвуковой источник). Комбинируя такие решения или используя теорию характеристик и скачков уплотнения, можно аналитически рассчитать и другие виды С. Т., например, течение около заострённого профиля и Буземана биплана, плоскую струю.

При осесимметричном сверхзвуковом обтекании конуса (см. Осесимметричное течение) система уравнений сводится к двум обыкновенным дифференциальным уравнениям первого порядка, которые легко интегрируются численно. Для тонких тел, когда возмущения сверхзвукового потока малы, можно линеаризовать газодинамические уравнения и развить линеаризованную теорию С. Т., дающую довольно простые, но ограниченные по применимости решения. При гиперзвуковых и трансзвуковых скоростях такая линеаризация недопустима, но и здесь возможно использование методов возмущений теории и применение методов построения сращиваемых асимптотических разложений по малым параметрам (см., например, Трансзвуковое течение).Расчеты С. Т. В общем случае (в частности с учетом высокотемпературных явлений в газе) проводятся численными методами на ЭВМ.

Для этой цели применяются различные схемы конечноразностного метода сеток, характеристик метод, метод интегральных соотношений. Вычислительные алгоритмы позволяют эффективно с высокой, нужной для практики точностью рассчитывать С. Т. И детально исследовать его структуру. С помощью аналитических и численных методов решаются также различные задачи оптимизации аэродинамической формы тела при С. Т., например определение профиля крыла наименьшего сопротивления или формы сверхзвукового сопла с максимальной тягой при заданных ограничениях на их размеры и массу. Для ряда тел, моделирующих элементы летательного аппарата (острые конусы, затупленные клинья и конусы, тела вращения, треугольные крылья, сопла Лаваля), при различных параметрах невозмущенного потока рассчитаны таблицы основных газодинамических функций в поле С.

Т. Проводятся также численные расчёты сверхзвукового обтекания конфигурации летательного аппарата в целом..

Значения в других словарях
Сверло

режущий инструмент для получения отверстий в сплошном материале (металле, дереве, пластмассе и др.) сверлением, а также для расширения (рассверливания) уже имеющихся отверстий. Представляет собой стержень, имеющий рабочую часть и хвостовик. Рабочая часть состоит из режущих кромок, непосредственно осуществляющих процесс резания, и направляющих элементов, удаляющих стружку из образующегося отверстия. Хвостовик служит для закрепления сверла в патроне дрели, коловорота, в воротке и т. П. Или в шпин..

Сверхзвуковая скорость

..

Сверхзвуковой пассажирский самолёт

(СПС) — предназначается для перевозки пассажиров, багажа и грузов с сверхзвуковой крейсерской скоростью полёта (Маха число полёта M(() > 1). Первыми (и единственными на конец 1980-х гг.) СПС были советский Ту-144 (первый полёт в 1968) и англо-французский «Конкорд» (1969).Широкий диапазон скоростей полёта (250—2500 км/ч), охватывающий как дозвуковую, так и сверхзвуковую области, потребовал обеспечения высокого уровня аэродинамического качества на дозвуковых и сверхзвуковых скоростях и специальн..

Сверхзвуковой самолёт

самолёт, конструкция и лётно-технические характеристики которого допускают полёты со скоростями, превышающими скорость звука. В отличие от самолётов, летающих на дозвуковых скоростях, у сверхзвуковых самолётов стреловидная или треугольная (в плане) форма крыла, заострённые носовая часть фюзеляжа и передние кромки крыла и хвостового оперения, а также более тонкий профиль крыла. Все сверхзвуковые самолёты оснащены реактивными (преимущественно воздушно-реактивными, реже ракетными) двигателями. Из-..

Дополнительный поиск Сверхзвуковое течение Сверхзвуковое течение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сверхзвуковое течение" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сверхзвуковое течение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 21 символа