Т-80УД "Береза"

168

Попытки оснастить «восьмидесятку» дизелем, на чем настаивал заказчик, не имели успеха. Резервный вариант танка Кировского завода «объект 219РД» и омский «объект 644» не прошли испытаний. Первый — из-за недоведенности мотора А-53-2, второй — из-за явного недостатка мощности дизеля В-46-6, повлекшего ухудшение тактико-технических характеристик машины. К середине 80-х гг. Приоритеты стали меняться. С кончиной Устинова поддержка КБ-3 ослабилась, а апрельский пленум 1985 г. Сказался и на судьбе Романова. С очередным поворотом курса партии и правительства началось исправление «некоторых перегибов», сопровождавшееся перетягиванием одеяла «оборонки». Воспрянувшее ХКБМ, не терявшее времени даром и в «смутный период», выложило на стол козырную карту — новый мощный и экономичный дизель 6ТД, позволявший выйти на заветный 1000-сильный уровень.

По схеме он принципиально не отличался от 5ТД, однако имел «округленное» до шести число цилиндров и, соответственно, дюжину поршней. Первые линии на чертежах новой «тэдэшки» были проведены еще в 1966 г., а с 1975 г. Он «вживую» отрабатывался на упоминавшихся «объектах 476». Харьковчанами в 1976 г. Был предложен и вариант сочетания шасси Т-80 со своей башней и двигателем 6ТД — «объект 478». Рассматривался и еще более смелый проект «476М» с совершенно новой системой управления огнем «Система», 1500-сильным дизелем и комплексом активной защиты «Шатер», кассетными выстрелами оборонявшим танк от подлетавших снарядов и ПТУР. В конечном счете, руководствуясь принципом «лучшее — враг хорошего», выбор сделали в пользу более реальной машины «объект 478Б», получившей известность как «Береза».

Новый танк должен был сменить Т-64, за 20 лет производства уже исчерпавший резервы совершенствования. Особенно ощутимо это было в ходовой части, уже не удовлетворявшей требованиям по скорости и несущей способности — прирост веса после серии доработок был заметным. В конструкции «Березы» удачно компоновались «выносливое» шасси Т-80 с катками большого диаметра, современные системы вооружения и защиты, включавшие разнесенную броню, экранирование бортов и навеску «динамической брони», а мощный дизель позволял сохранить на приемлемом уровне подвижность даже при возросшей до 46 т массе (у первых Т-80 она составляла 42 т). Двигатели 6ТД были уже опробованы в эксплуатации на последних серийных модификациях Т-64, официально же их серийный выпуск развернулся в 1986г.Основной боевой танк Т-80УД первых выпусков с навесной динамической защитойОсновной боевой танк Т-80УД с встроенной динамической защитой Предложения харьковчан были сочтены вполне убедительными (особую роль при этом сыграл отстаивавший свое изделие напористый и пробивной заместитель Генерального конструктора И.Л.Протопопов).

Производство Т-80У в Харькове, давшее всего 45 машин, сворачивалось, а на смену ему вновь восстанавливался выпуск дизельных танков (полностью оно и не прекращалось, продолжая до 1985 г. Поставки модернизированных «шестьдесятчетверок»). К концу того же 1985 г. Были собраны и первые пять «Берез», тут же переданных на полигон (параллельно для подстраховки подготовили и пару танков с большей степенью преемственности, на которых ограничились заменой силовой установки обычных «219А» на дизель 6ТД). На этих образцах удалось избавиться от многих дефектов. Доработали маслосистему, наладили запуск (на демонстрации военным холодной зимой 1987 г. Танк, простоявший более месяца на заводском дворе при 25° мороза, завелся даже без подогрева), довели эжекционную систему охлаждения.

Тем не менее в ходе испытаний заказчик вновь предъявил ряд претензий, особенно к воздухоочистке, недостатки которой сказывались на износе и ресурсе двигателя. Тем не менее, танк все же был запущен в серию с условием параллельной доводки. Из-за высокой степени новизны машину поначалу планировали назвать Т-84, но после плохо скрытой «борьбы под ковром» ограничились менее броским Т-80УД («улучшенный дизельный»). Причиной, рассматривавшейся на уровне ЦК КПСС, было нежелание обзаводиться четвертым, но снова «основным», типом танка, из-за чего сам термин начинал приобретать курьезное звучание (бытовало и еще одно название — «танк Т-80Б с дизелем 6ТД-1», проходившее при утверждении документации межведомственной комиссией в 1985 г.).

Устранение замечаний заняло более двух лет. Танки получили эффективную мультициклонную воздухоочистку, систему маслопуска, доработанный комплекс управления вооружением 1А45 и ПТРК 9К119 «Рефлекс», а также оптические датчики системы пожаротушения «Иней». Впечатляющим был первый «публичный» показ Т-80УД на полигоне Харьковского гвардейского танкового училища. Плавно ныряющая на ухабах приземистая машина с ровным урчанием, отличным от резкого свиста газотурбинных «самоваров», с завораживающей легкостью пронеслась по трассе, протискиваясь между эскарпами и надолбами, ныряя с горок, лавируя на «змейках» и разгоняясь до 50 — 60 км/ч с такой лихостью, что в пестро камуфлированном танке не чувствовалось почти полусотни тонн веса.

С ходу танк выскочил на огневую позицию и первым же снарядом с дистанции 1700 м поразил служивший мишенью Т-64А. Бронебойный снаряд насквозь прошил его лобовую броню, разворотил конвейер автомата заряжания, выбил перегородку МТО и, сорвав с креплений двигатель, вынес наружу крышку мотоотсека. На судьбу этого танка повлияла смена руководства страны. Во время летнего показа новой боевой техники эффектно прошедший Т-80УД «показался» М.С.Горбачеву. Привлекшую внимание Генсека «Березу» стали интенсивно готовить к производству. По инициативе «генерал-конструктора» Н.А.Шомина (Генеральный имел звание генерал-майора) первый десяток серийных Т-80УД подвергся интенсивной обкатке в танковой части Гороховецкого полигона под Горьким, где была сформирована «бригада поднадзорной эксплуатации» с участием опытных заводских инженеров и механиков, на месте оперативно решавших проблемы и вводивших необходимые улучшения.

Постоянное «авторское сопровождение» лидерной части позволило выловить загодя дефекты, подготовив машину к широко-масштабному приходу в войска. По традиции, новые танки в первую очередь поступили в подмосковные гвардейские 2-ю мотострелковую Таманскую и 4-ю Кантемировскую танковую дивизии. Первую базовую модель Т-80УД в 1988 г. Сменила модификация, на которой провели комплекс работ по повышению надежности силовой установки и ее агрегатов, усовершенствовали оборудование и управляемое вооружение, доработав ПТРК «Рефлекс» с наведением по лазерному каналу, заменили навесную динамическую защиту типа «Контакт» встроенной, придавшей корпусу и башне внушительную обтекаемую форму. В серии изменялось и размещение ящиков с ЗИП и навесных узлов, отчасти для более удобной комплектации, но и с целью более эффективного их использования в качестве «обвязки» — экранов, прикрывающих основную броню и МТО.

После первых публичных показов кантемировских Т-80УД на парадах 9 мая и 7 ноября 1990 г. Эти же танки появились на улицах Москвы в дни августовского путча 1991 г. Не обошлось без них и в дни осенних событий 1993 г. Именно Т-80УД, проделавшие спешный ночной марш, 3 октября подключились к блокаде Белого дома и обстреляли его, выпустив дюжину «болванок» и бронебойных снарядов. Распад Союза не лучшим образом сказался на судьбе дизельных «восьмидесяток». Едва развернувшееся производство успело дать около 500 танков, большей частью ушедших в центральные военные округа России. Отрезанные от производителя и запчастей границами, Т-80УД оказались под угрозой скорой выработки ресурса агрегатов, замены которым не предвидится, и руководство МО России, делая естественный выбор в пользу целиком производимых и обеспечиваемых отечественными силами танков, начало пускать «под нож» машины, не прослужившие и 7 — 8 лет, ликвидируя излишки техники, выходящие за пределы лимитов Договоров об ограничении обычных вооружений.

(Ко времени подписания Договора на февраль 1991 г. В европейской части СССР имелось 4839 Т-80 всех модификаций, турбинных и дизельных.) Попытка договориться об обмене «зависших» на Украине газотурбинных Т-80 на Т-80УД с российской «пропиской» при известном недоверии сторон успеха не имела, держать их в строю было затруднительно, а избавиться, продав в третьи руки, еще менее реально из-за невозможности обеспечить запчастями эксплуатацию «чужих» танков. Для Украины оказалось обузой содержание даже имевшегося танкового парка, и собранные напоследок заводом из задела три десятка Т-80УД пришлось тут же поставить на консервацию (всего на Украине осталось около 60 «Берез»). Более того, Т-80УД оказались чужими в своем отечестве.

Окончательное решение о принятии танка на вооружение состоялось в начале 1992 г. И было завизировано Главкомом сухопутных войск СНГ, приказ которого тут же с уверенной логикой был объявлен недействительным на территории Украины. Просвет забрезжил лишь летом 1996 г. После подписания контракта на поставку 320 танков для армии Пакистана, привлеченного более чем доступными ценами боевой техники, известной своим качеством. По условиям договора, предусматривающего восстановление производства, обучение танкистов и обслуживание техники, стоимость Т-80УД составит порядка 1,8 млн. Долларов, и в их числе вполне могут оказаться сохраняющиеся «на ходу» танки, выпущенные еще в советское время. Но это уже совсем другая история.

Т-80УД занимает достойное место в ряду лучших машин третьего поколения, выгодно выделяясь по ряду параметров среди «друзей» и «конкурентов». Для него характерны такие особенности отечественной конструкторской школы как плотность компоновки, обеспечивающая малые размеры и, соответственно, малую заметность на местности. Высокая удельная мощность придавала машине отличную подвижность и проходимость. От газотурбинной «восьмидесятки» Т-80УД выгодно отличает большая экономичность и запас хода (не последний фактор на российских просторах), меньшая стоимость (только двигатель 6ТД обходится в производстве впятеро дешевле ГТД-1000Т) и расходы в эксплуатации при более удобном обслуживании. Ресурс силовой установки Т-80УД рассчитан на 14000 км пробега, а сама она менее чувствительна к внешним условиям — жаре и пыли.

В сравнении с Т-72 особенно впечатляющим выглядит большая энерговооруженность (22 л.с./т против 17), обеспечивающая отличные динамические качества — так, средняя скорость Т-80УД на пересеченной местности превышает показатели Т-72 почти на четверть. Даже более сложный, по сравнению с «классикой», турбодизель за счет продуманной установки имеет преимущества в эксплуатации. Его замена производится вдвое быстрее, чем на Т-72. Наличие требуемого резерва мощности (на Т-80УД прошел испытания вариант 6ТД-2, форсированный до 1200 л.с.) обеспечивает перспективы совершенствования танка и повышения защищенности, — ведь, как известно, любое улучшение неминуемо влечет за собой утяжеление машины, — а в этом отношении дизели Т-72, даже в последних модификациях в полтора раза уступающие по числу «лошадей», выглядят аутсайдерами.

В этом отношении оставляет желать лучшего и новейшее исполнение основного танка Т-90, обладающего мотором мощностью лишь в 840 л.с. Сравнивая Т-80УД с зарубежными основными танками, следует принимать во внимание специфику отечественных подходов и требований к эти машинам как следствие принятых у нас военных доктрин. Советские танки рассматривались как массовый вид вооружения, способного к автономным «внедорожным» действиям, не зависящего от обеспечивающих средств и с максимальной проходимостью (отличия наших просторов от покрытой сетью шоссе и мостов Европы очевидны). Соответственно, во главу угла ставились «ужатый» силуэт, небольшой вес, способствующий подвижности, и «самодостаточная» вооруженность.

Т-80УД может служить воплощением советского подхода к основному танку. Он имеет на четверть меньший вес, выдающуюся для своего поколения удельную мощность (мир еще не приблизился к показателю мощности, снимаемой с литра рабочего объема его двигателя, доведенной у 6ТД до 65 л.с./л), и более совершенное вооружение, чем у западных соперников. В свое время зарубежные конструкторы скептически отнеслись к перспективам автоматики заряжания, не веря в ее надежность, и сохранили лишнего члена экипажа («негра Джонни», как зовут американские танкисты заряжающего, ворочающего пудовые снаряды). Лишь с двадцатилетним опозданием они признали правоту наших конструкторов. Следует отметить, что в традициях западного, особенно американского, танкостроения всегда было повышенное внимание к комфортности условий работы экипажа, пусть и достигаемое за счет значительного увеличения внутреннего объема и веса танка, но дающее преимущества в бою, когда танкисты меньше устают и выигрывают, благодаря удобству работы, драгоценные секунды.

На стороне танкистов Запада остаются и достоинства высокотехнологичного оборудования — приборов наблюдения и наводки, и средств связи — все это остается, к сожалению, слабым местом нашей техники. Однако вооружение Т-80УД однозначно признается превосходным. 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 («Рапира-3» или Д-81ТМ) с длиной ствола 51 калибр, оснащенная прицелом 1Г46 с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем, заслужила репутацию «страшного оружия» благодаря большой дальности огня и поражающей силе снарядов (при этом орудие имеет меньшую массу, чем у зарубежных аналогов). Прицел с полем зрения 4,5 — 20° имеет увеличение от 2,7 до 12 крат, а вычислитель при наведении вносит необходимые поправки, учитывая тип боеприпаса, скорость ветра, а при стрельбе с ходу — и собственную скорость танка.

Темп стрельбы составляет 7 — 9 выстрелов в минуту в режиме автоматического заряжания и 2 выстрела в минуту в режиме ручного заряжания. Пушка может вести огонь кумулятивными снарядами ЗБК14М, бронебойными оперенными подкалиберными снарядами ЗБМ12 и ЗБМ42 с вольфрамовым стержнем и осколочно-фугасными снарядами 20Ф19 и ЗОФ26, а также использовать и все другие типы штатных боеприпасов калибра 125 мм, включая бронебойные снаряды ЗБМ32 с массивным сердечником из обедненного урана и кумулятивные снаряды ЗБК27 с тройной тандемной боевой частью, способные пробивать многослойные преграды. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляет 11 км, а прицельный огонь ночью с помощью устройства ТПН-4 с активной ИК-подсветкой может вестись с дистанции 1300-1500 м.

В отличие от зарубежных орудий, «Рапира» может стрелять управляемым оружием - ПТУР 9М119 комплекса 9К119 «Рефлекс» с лазерным наведением, запускаемой через ствол (в боеукладку обычно входит четыре таких выстрела). Точности стрельбы с ходу (и условиям работы танкистов) способствует плавность движения за счет применения мелкозвенчатой гусеницы с обрезиненной изнутри беговой дорожкой, резинометаллическим шарниром и легких алюминиевых опорных катков с толстым резиновым бандажом. Достоинства вооружения Т-80УД в значительной мере остаются, однако, невостребованными (хотя это и нельзя отнести к недостаткам машины). За два года танкисты срочной службы и в лучшие времена ограничивались 2 - 3 практическими стрельбами штатным боеприпасом и не имели достаточных навыков, а пуски дорогостоящих ПТУР не доводилось выполнять и большинству офицеров.

В последние годы прибавились и проблемы с топливом, из-за чего упала выучка экипажей и свелась к минимуму практика вождений и без того оставлявшая желать лучшего (кое-где в частях даже итоговые учения приходится выполнять без вывода танков из боксов, не запуская двигателей и опробуя аппаратуру «от розетки»). Не приходится говорить и об отработке действий в составе подразделений и четкого взаимодействия, требующих оборудования танков надежной связью, системами управления, линиями передачи данных и целеуказания. Состояние дел и сегодня можно характеризовать словами германского генерала Меллентина, описывавшего события лета 1941 г. «Что касается выучки русских танкистов, особенно в мехкорпусах, то создавалось впечатление, будто они вообще не проходили какой-либо подготовки...» Не есть ли это самый убедительный довод в пользу создания у нас компактной, мобильной и высокопрофессиональной армии, способной воевать не числом, а умением?Библиография.

Значения в других словарях
Т-72М2 "Модерна", Т-73М2 "Модерна-2"

Ожидается, что основным боевым танком словацкой армии будет модернизированный государственным акционерным обществом ZTS TEES образец Т-73М2. От представленного на предыдущей выставке IDEX-95 проекта Т-72М1 "Модерна"* он отличается в первую очередь компьютерной системой управления огнем, динамической броней нового образца, способной противостоять тандемным боеголовкам (что достигнуто в некоторых местах простой двухслойной установкой блоков динамической защиты), новым дизельным двигателем S12U м..

Т-80

См.1. Основной танк Т-802. От Т-64 до Т-80. Взгляд с Запада3. Т-80У и "ЛЕОПАРД-2М". Сравнительный анализ4. Танк Т-80У-М1 "Барс"5. От Т-80 до "Черного орла" Модификации Библиография. ..

Т-84

Т-84-120 "Оплот"Основной боевой танк Т-84Общая информация Танк Т-84 - дальнейшее развитие Т-80УД. По сравнению с Т-80УД у новой машины увеличена мощность двигателя до 1200 л.с., усовершенствованы приборы прицеливания и наблюдения, улучшена динамическая защита. Кроме того, установлена система "Штора" для борьбы с управляемым противотанковым вооружением противника. В настоящее время существут три модификации Т-84. 1. Т-84 - базовая модификация. 2. Т-84У "Ятаган" - модификация подготовленная для ..

Т-90

Танк Т-90 представляет собой последнюю модификацию машин легендарного семейства танков Т-72 — советских танков второго послевоенного поколения. Не претерпевая существенных компоновочных изменений, он воплотил в себе практически все лучшее, что было создано в отечественном танкостроении к середине 90-х годов завершающегося столетия. Сам танк Т-72 разрабатывался КБ «Уралвагонзавода» и был создан как один из вариантов усовершенствования танка Т-64А производства Харьковского завода им. Малышева. О..

Дополнительный поиск Т-80УД "Береза" Т-80УД "Береза"

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Т-80УД "Береза"" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Т-80УД "Береза", различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 15 символа