Устойчивость летательного аппарата

182

способность ЛА восстанавливать режим полёта, от которого он отклонился после воздействия возмущения. Исторически требования к У. ЛА подразделялись на требования к статической и динамической устойчивости.Понятие статической устойчивости ЛА эквивалентно понятию апериодической устойчивости решения дифференциальных уравнений, описывающих в том или ином приближении движения ЛА. Термин «статическая» связан с тем, что качественная оценка У. Производится на основе рассмотрения статического равновесия действующих на ЛА моментов и сил.Наличие статической У. ЛА, которая обеспечивает начальную тенденцию движения ЛА к исходному положению равновесия после действия возмущения, во многих случаях гарантирует общую, в том числе и динамическую У.

Движения ЛА. Отсутствие статической У. По той или иной фазовой координате свидетельствует о неблагоприятных характеристиках У. Возмущённого движения и требует применения автоматических средств стабилизации летательного аппарата.Беспилотные ЛА, оснащённые автоматическими системами управления и стабилизации, очень часто бывают статически неустойчивыми. Начиная с 70-х гг. Пилотируемые ЛА, в первую очередь из соображений улучшения лётно-технических характеристик (за счёт уменьшения аэродинамического сопротивления) и повышения манёвренности, создаются статически неустойчивыми, в связи с чем оснащаются системами дистанционного управления с контурами стабилизации по соответствующим фазовым координатам.В отечественной практике и литературе используются следующие понятия статической У.Устойчивость по углу атаки.

Этот термин наиболее точно соответствует ситуации, когда модель ЛА, находящаяся в аэродинамической трубе, имеет возможность вращения вокруг центра масс (ЦМ). Модель устойчива по углу атаки (α) в потоке воздуха, если производная аэродинамического коэффициента mz момента тангажа по углу атаки ∂mz/∂(α) меньше нуля:так как((), () — приведённые координаты, в долях САХ, ЦМ и фокуса аэродинамического. См. Также Аэродинамические коэффициенты), что выполняется, если аэродинамический фокус по углу атаки расположен позади ЦМ (оси вращения модели).Устойчивость по перегрузке. Этот термин, в отличие от предыдущего, предполагает возможность перемещения ЦМ ЛА по высоте. Вертикальное перемещение с ускорением (перегрузкой) в сочетании с поступательным движением приводит к криволинейному движению, в котором на ЛА действует дополнительный момент, пропорциональныйчто увеличивает общую тенденцию ЛА к восстановлению исходного режима полёта.

Указанный дополнительный эффект, в сравнении с устойчивостью по углу атаки, виден из формулы для степени устойчивости по перегрузке:где — приведённый вес ЛА (G — вес ЛА, S — площадь крыла, (ρ) — плотность воздуха, g — ускорение свободного падения bA — САХ). V — скорость ЛА. (ω) — приведенная скорость тангажа (см. Вращательные производные).Статическая (моментная) устойчивость ЛА по скорости. Этот термин описывает тенденцию ЛА к восстановлению исходной скорости полёта при наличии возмущений по скорости. Определяющим фактором в этой тенденции является изменение моментов, действующих на ЛА при изменении скорости, что описывается вторым слагаемым в выражении для степени У. Самолёта по скорости:где М — Маха число.

Указанные понятия статической У. ЛА сформулированы при условии неизменности положения управляющих аэродинамических поверхностей, то есть при невмешательстве лётчика в управление.Статическая (силовая) устойчивость ЛА по скорости. Этот термин предполагает определённое вмешательство лётчика или автомата в управление ЛА с целью поддержания горизонтального полёта и описывает тенденцию ЛА к сохранению исходной скорости полёта, исходя из баланса изменений тяги Р и аэродинамического сопротивления Xг. П по скорости в горизонтальном полёте, а условие статической У. ЛА имеет вид. Путевая статическая устойчивость является аналогом продольной статической У. По углу атаки (mz(α)):где (β) — угол скольжения .Поперечная статическая устойчивость — название частной производной безразмерного момента крена по углу скольженияЭтот термин имеет более опосредствованное отношение к апериодической У.

ЛА по углу скольжения (mx(β) влияет на частоту боковых колебаний) и определяет спиральную устойчивость по крену.При рассмотрении динамической У. Движения ЛА анализируется линеаризованная система уравнений движения, которая разделяется на системы уравнений продольного движения и бокового движения (в некоторых случаях линеаризация уравнений производится относительно исходного пространственного движения). Для осесимметричных ЛА уравнения движения могут записываться в полярной системе координат, и обычно используется иная процедура анализа возмущённого движения с выделением движений по пространственному углу атаки и по углу крена.Динамическая У. Возмущённого движения оценивается по корням соответствующего характеристического уравнения.

Действительная часть корней должна быть меньше нуля. По отношению к действительным корням характеристического уравнения употребляется термин апериодической У. Или неустойчивости движения. Комплексно-сопряжённым корням соответствуют колебательные переходные процессы, и поэтому используется термин колебательная У. Или неустойчивость движения.Граница апериодической У. Возмущённого движения определяется из условий равенства нулю свободного члена a0 характеристического уравненияПрименительно к ЛА «самолётной» схемы, где возмущённое движение ЛА описывается отдельными системами уравнений продольного и бокового движений, условия апериодической У. Тесно связаны с условиями статической У. Так, для апериодической У. Движения ЛА по углу атаки на коротких интервалах времени (в рамках так называемого коротко-периодического движения, когда скорость не успевает существенно измениться) необходимо, чтобы ЛА был статически устойчив по перегрузке ((σ)n.

Значения в других словарях
Устойчивость гидродинамическая

способность поля течения восстанавливать своё состояние после воздействия возмущений. Для длительного существования какого-либо течения необходимо, чтобы случайно возникающие в нём возмущения затухали. Если же возмущения, даже вначале малые, нарастают, то рассматриваемое течение неустойчиво и неизбежно разрушится, породив другое течение. Изучение законов развития возмущений и определение условий, при которых они затухают, составляют содержание теории У. Г. — большого раздела аэро- и гидродинами..

Устойчивость конструкций

летательных аппаратов — способность конструкций ЛА сохранять заданную форму равновесия, отвечая на малые приращения статической нагрузки малыми приращениями деформаций. Различают несколько форм потери устойчивости тонкостенных подкрепляющих конструкций ЛА. Местная форма потери У. К. Наблюдается в тонкостенных плоских элементах при действии сжимающих и сдвигающих усилий. Критические напряжения, при которых конструкция или отдельный элемент конструкции теряет устойчивость, определяются по формуле..

Устройство Т-18

Бронекорпус и башня Корпус танка представлял собой клепаную конструкцию из броневых листов толщиной 8 - 16 мм, собираемых на каркасе. Первые танки несли особые листы двухслойной (дно и крыша) и трехслойной брони, изготовленной по способу А. Рожкова. Позднее для удешевления танка использовались обычная однослойная броня. Танк делился на три отделения. Машинное (моторно-трансмиссионное) отделение, боевое отделение и передок (отделение управления). Интересно отметить, что Т-18 имел "классическую к..

Усыскин Илья Давидович

(1910—1934) — советский воздухоплаватель. Окончил Ленинградский политехнический институт (1931). Работал научным сотрудником в Ленинградском физико-техническом институте. Участник полёта (совместно с А. Б. Васенко и П. Ф. Федосеенко) 30 января 1934 на стратостате «Осоавиахим-1», достигшем высоты 22 км. При спуске оболочка стратостата разрушилась, экипаж погиб. Награждён орденом Ленина (посмертно). Урна с прахом в Кремлёвской стене.. ..

Дополнительный поиск Устойчивость летательного аппарата Устойчивость летательного аппарата

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Устойчивость летательного аппарата" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Устойчивость летательного аппарата, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 34 символа