Чаплыгин Сергей Алексеевич

173

(1869—1942) — советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидро- и аэродинамики, академик АН СССР (1929. Член-корреспондент 1924), Герой Социалистического Труда (1941). Ученик и соратник Н. Е. Жуковского. В 1890 окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Жуковского был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. С 1893 преподавал физику в женском среднем учебном заведении, механику в Императорском техническом училище, Московском инженерном училище, Московском университете. Ч. — организатор и директор Московских высших женских курсов (1905—18), Ч. Написаны университетский курс аналитической механики «Механика системы» (ч.

1—2, 1905—07) и сокращённый «Пропедевтический курс механики» для втузов и естественных факультетов университетов (1916).Первые труды Ч., созданные под влиянием Жуковского, относятся к области гидромеханики. В работе «О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости» (1894) и в магистерской диссертации «О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости» (1897) он дал геометрическую интерпретацию законов движения твёрдых тел в жидкости. За исследования по теории движения твёрдого тела в жидкости и по движению тел с неинтегрируемыми связями Ч. Получил в 1899 от Петербургской АН почётную золотую медаль.В конце XIX — начале XX вв. Ч. Начинает заниматься струйными течениями. В 1902 представляет в Московском университете докторскую диссертацию «О газовых струях», в которой был дан метод исследования струйных течений газа при любых дозвуковых скоростях.

В то время исследование газовых течений со скоростями, приближающимися к скорости звука, не было актуально для авиации. Лишь через 30 лет работа Ч. Явилась основой для решения задач о звуковых течениях, а развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях.Вопросы аэродинамики стали центром его научной деятельности. В 1910 почти одновременно появились работы Ч. «О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела» и Жуковского «О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов», в которых впервые даются способы количественного определения циркуляции вокруг профиля. Это явилось необходимым дополнением к теореме Жуковского о подъёмной силе крылового профиля.

В своей работе Ч. Применил выдвинутый им принцип схода струй с острой кромки крыла к определению течений около ряда конкретных профилей. В ней же содержатся формулы определения аэродинамической подъёмной силы и момента (см. Чаплыгина — Жуковского условие).В 1914 появилась фундаментальная работа Ч. «Теория решётчатого крыла», в которой заложены основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и др. Лопаточных машин. В последующих трудах Ч. Решил ряд сложных задач, связанных с определением точки приложения подъёмной силы, определением сил, действующих в неустановившемся полёте, теорией так называемого механизированного крыла, вопросами устойчивости крыла в полёте и т.

Д.Большой вклад внёс Ч. В математику. Его исследования по приближённому интегрированию дифференциальных уравнений принадлежат к крупным достижениям математической мысли. Идеи Ч. Оказались применимы не только для решения широких классов дифференциальных уравнений, но и при приближённом решении весьма общих классов функциональных уравнений.После Октябрьской революции 1917 Ч. Активно продолжает вести научные исследования. С 1918 он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 привлекается Жуковским к организации ЦАГИ. В 1921—30 Ч. — председатель коллегии, в 1928—31 — директор-начальник ЦАГИ.

В последующие годы Ч. Руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931—41). Премия имени Н. Е. Жуковского (1925). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени. АН СССР учредила (1942) премию имени С. А. Чаплыгина «За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики». Город Раненбург бывшей Рязанской губернии, где родился Ч., переименован в г. Чаплыгин (Липецкая область). В Москве установлен бюст Ч. (1960), а на территории ЦАГИ — памятник (1959). Его имя носят научно-исследовательский институт авиации в Новосибирске (СибНИА), аэродинамическая лаборатория в ЦАГИ. В Москве действует мемориальный музей-квартира Ч. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны..

Значения в других словарях
Чайка

схема крыла, при которой его корневые части имеют положительное поперечное V крыла, а концевые — менее положительное или горизонтальны . Крыло похоже на крыло летящей чайки (отсюда название). Схему «Ч.» могут иметь крыло высокоплана или верхнее крыло биплана. В 30-е гг. Такое крыло применялось на некоторых истребителях с целью улучшения обзора в верхней полусфере, например на полутораплане И-153. Часто используется на гидросамолётах для увеличения высоты расположения двигателей над водной повер..

Чайна Эрлайнс

(China Airlines) — национальная авиакомпания Тайваня. Осуществляет перевозки в страны Азии, Северной Америки, Западной Европы, Среднего Востока и Африки. Основана в 1959. В 1989 перевезла 4,9 млн. Пассажиров, пассажирооборот 10,49 мрдр. П.-км. Авиационный парк — 23 самолёта.. ..

Чаплыгина — Жуковского условие

требование конечности скорости потока в острой задней кромке гладкого профиля крыла при безотрывном обтекании его потоком идеальной жидкости. Сформулировано С. А. Чаплыгиным и использовано Н. Е. Жуковским для вычисления подъёмной силы профиля в 1910. Одно из основных положений аэродинамики, используемое для определения циркуляции скорости Г вокруг профиля, которое позволило вместе с Жуковского теоремой о подъёмной силе создать крыла теорию в рамках модели идеальной жидкости.Картина обтекания гл..

Чаромский Алексей Дмитриевич

(1899—1982) — советский конструктор авиационных и танковых дизелей, доктор технических наук (1953), генерал-майор инженерно-технической службы (1944). Участник Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны. Окончил Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (1928. Ныне ВВИА). С 1928 в Научном автомоторном институте, а затем в ЦИАМ занимался конструированием и созданием дизелей. Был необоснованно репрессирован и в 1938—42 находился в заключении, работая в моторной группе ..

Дополнительный поиск Чаплыгин Сергей Алексеевич Чаплыгин Сергей Алексеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чаплыгин Сергей Алексеевич" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чаплыгин Сергей Алексеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 26 символа