Челюскинская эпопея

154

10 августа 1933 из Мурманска вышел грузо-пассажирский пароход «Челюскин» с заданием пройти за одну навигацию Северный морской путь и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. Возглавил экспедицию начальник Главсевморпути профессор (впоследствии академик) О. Ю. Шмидт, капитаном парохода был В. И. Воронин. 13 февраля 1934 «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море в 287 км от мыса Северного (ныне мыс О. Шмидта) и в 267 км от мыса Уэлен. Люди успели высадиться на льдину, выгрузили всё необходимое и разбили лагерь. 14 февраля была организована правительственная комиссия по спасению челюскинцев во главе с В. В. Куйбышевым. Основные надежды на оказание помощи потерпевшим бедствие были связаны с авиацией. В то время в северных районах страны не было ещё достаточного количества авиабаз с аэродромами, запасами горючего, обеспечением метеоинформацией.

Предстояло летать в безлюдной и безориентирной местности на самолётах, которые не были утеплены, оснащались простейшим навигационным оборудованием и не имели радиосвязи. Лётчикам противостояли жестокие морозы, туманы, шквальные ветры, многодневная пурга, обледенение машин, внезапные перемены погоды.Наиболее близко к лагерю Шмидта — в бухте Лаврентия — оказался полярный лётчик А. В. Ляпидевский. После 29 попыток он 5 марта пробился к лагерю, посадил свой двухдвигательный самолёт АНТ-4 на небольшой, окружённый торосами ледовый аэродром и вывез в посёлок Уэлен 10 женщин и двух детей (челюскинцам придётся неоднократно готовить аэродромы заново, так как их разрушала подвижка льдов). Позднее, при перелёте в посёлке Ванкарем, где организовывалась главная база, Ляпидевский из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку и не смог более принимать участие в спасательных работах.В США были закуплены два 9-местных пассажирских самолёта Консолидейтед «Флестер» с тем, чтобы достигнуть Чукотки со стороны Аляски.

За ними отправились лётчики С. А. Леваневский и М. Т. Слепнёв, а также уполномоченный правительственной комиссии полярный исследователь Г. А. Ушаков. Самолёты перегнали в г. Ном на Аляске. Оттуда 29 марта Леваневский вылетел с Ушаковым, но над Чукоткой попал в крайне тяжёлые метеорологические условия. Во время аварийной посадки его самолёт получил значительные повреждения и в дальнейших спасательных работах участия принять не смог. Стартовавший через несколько дней Слепнёв перелетел в Ванкарем, а 7 апреля совершил посадку в лагере, повредив при этом самолёт о ледяную глыбу. В тот же день в лагерь прилетели Н. П. Каманин (командир лётного спасательного отряда, выделенного Особой Дальневосточной армией) и В. С. Молоков (входил в группу гражданских лётчиков) на самолётах Р-5 и вывезли 5 человек, а Слепнёв после трёхдневного ремонта самолёта вернулся на базу, также взяв 5 человек.

На льдину он больше не летал, а переправил вывезенного Молоковым больного Шмидта в Ном (этим же рейсом на родину возвратились механики самолётов «Флестер»).Самолёты Р-5 группы Каманина, доставленные по железной дороге, были 2 марта отправлены вместе с экипажами из Владивостока на Чукотку пароходом «Смоленск», однако из-за сложной ледовой обстановки дошли только до мыса Олюторского на Камчатке. 21 марта с побережья залива Олюторский вылетели 5 самолётов Р-5, однако Ванкарема 7 апреля достигли только самолёты Каманина и Молокова. В период 7—13 апреля они выполнили по 9 рейсов между базой и лагерем и вывезли соответственно 34 и 39 человек. Для увеличения загрузки самолёта под крылом Р-5 прикрепляли по 2 фанерных футляра для грузовых парашютов, в которых лёжа мог размещаться человек.

Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров.3 самолёта были доставлены по железной дороге в Хабаровск. Группа вылетела оттуда 17 марта. Сложный путь протяжённостью свыше 5000 км преодолели М. В. Водопьянов на П-5 (гражданский вариант самолёта Р-5) и И. В. Доронин на ПС-3 и 12 апреля подключились к спасательным работам. Водопьянов 12—13 апреля сделал 3 рейса и вывез 10 человек, а Доронин из-за поломки шасси при взлёте 12 апреля с лагерного аэродрома вынужден был ограничиться загрузкой 2 пассажиров.13 апреля Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили, заключительный вылет в лагерь и доставили на Большую землю последних 6 человек из 104 высадившихся на льдину (2 апреля на снятом с «Челюскина» небольшом самолете-амфибии Ш-2 в Ванкарем перелетел лётчик М.

С. Бабушкин со своим механиком).16 апреля было учреждено звание Героя Советского Союза, и первыми этого звания 20 апреля были удостоены лётчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов, Доронин. Члены экипажей самолётов были награждены орденами Ленина, а челюскинцы орденами Красной Звезды. Челюскинцы и авиаторы были доставлены из бухты Провидения во Владивосток пароходом «Смоленск», а далее специальным железнодорожным экспрессом в Москву. Их восторженно приветствовали на всех остановках в пути следования, а 19 июня состоялась торжественная встреча в Москве, Ч. Э. По масштабам спасательных работ заняла особое место в истории покорения Арктики и явилась одной из ярких страниц в истории советской авиации..

Значения в других словарях
Челноков Николай Васильевич

(1906—1974) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1949), дважды Герой Советского Союза (1942, 1944). В Советской Армии с 1928. Окончил Севастопольскую школу морских лётчиков (1931), академические курсы при Военно-морской академии (1945), Высшую военную академию (1949. Позже Военная академия Генштаба Вооружённых Сил СССР). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был командиром бомбардировочной и штурмовой эскадрилий, командиром минно-торпедного авиаполка, к..

Челомей Владимир Николаевич

(1914—1984) — советский учёный в области механики и процессов управления и конструктор в области авиационной и ракетно-космической техники, академик АН СССР (1962. Член-корреспондент 1958), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963). После окончания Киевского авиационного института (1937) работал там же преподавателем, а с 1941 — в ЦИАМ, где им был создан (независимо от работ в Германии) первый в СССР ПуВРД (1942). Этот двигатель устанавливался на самолётах-снарядах конструкции Ч., а та..

Ченцов Николай Гаврилович

(1882—1968) — советский учёный в области механики, теории упругости и прочности авиационных конструкций, один из основателей ЦАГИ, ученик Н. Е. Жуковского, профессор (1950). После окончания Московского университета (1904) прошёл трёхгодичную стажировку в Императорском техническом училище (ныне МГТУ), специализируясь по механике. В 1918—58 в ЦАГИ. Предложил (1919) графический метод построения эпюры изгибающих моментов для сжатоизогнутых балок («круги Ченцова»). Разработал (1920) оптический мето..

Чепкин Виктор Михайлович

(р. 1933) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1986). После окончания МАИ (1957) работал в ОКБ П. А. Соловьёва (с 1972 первый заместитель главного конструктора, с 1982 главный конструктор). Принимал непосредственное участие в создании двигателей этого ОКБ для самолётов Ту и Ил. В 1983—84 заместитель министра авиационной промышленности, затем генеральный конструктор — генеральный директор НПО «Сатурн» имени А. М. Люльки. При его участии создан двигатель АЛ-31..

Дополнительный поиск Челюскинская эпопея Челюскинская эпопея

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Челюскинская эпопея" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Челюскинская эпопея, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 19 символа