"Шерманы" на Ближнем востоке

398

После окончания Второй мировой войны армии стран-победительниц испытывали переизбыток бронетанковой техники. Самым непосредственным образом это касалось и наиболее массового танка западных союзников - "Шермана". Достаточно сказать, что к концу лета 1945 года в войсках антигитлеровской коалиции насчитывалось около 20 тысяч боевых машин этого типа. Вполне естественно, что от такого количества танков, ставших ненужными в мирное время, необходимо было избавляться. Альтернативой отправки на переплавку, что тоже широко практиковалось, стала передача или продажа танков другим странам. Что касается армии США, то на ее вооружении некоторое количество "шерманов" находилось до середины 50-х годов, и эти танки принимали участие в войне в Корее.

В послевоенные годы они составляли основу танкового парка большинства стран НАТО, а кроме того, многих государств Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. "Шерманы" активно использовались в колониальных войнах и различных региональных конфликтах тех лет. В первой половине 50-х годов они применялись французскими войсками в Индокитае, а также режимом Батисты на Кубе против повстанцев Фиделя Кастро. К середине 1959 года партизаны Фиделя захватили пять "шерманов", которые, впрочем, в боях почти не участвовали - их использовали как устрашающий фактор. Впоследствии, в апреле 1961 года, несколько "шерманов" уже в составе "бригады 2506", сформированной из кубинских эмигрантов-"гусанос", высадились у Плайя-Хирон.

По другим данным, это были легкие американские танки М41 "Уокер Бульдог". Впрочем, в высадке могли участвовать боевые машины обоих типов. Важно, что судьба у них оказалась похожей. К тому времени Куба уже получила из СССР и Чехословакии несколько десятков Т-34-85 и СУ-100 и совместными действиями авиации и сухопутных войск разгромила десант. "Шерманы" принимали участие в боевых действиях между Индией и Пакистаном в Кашмире в 1965 году. Как минимум, 40 боевых машин этого типа еще имелось в пакистанских войсках во время индо-пакистанского конфликта 1971 года. Но, без сомнения, главной ареной массового и беспрецедентного по длительности боевого применения танков этого типа за всю вторую половину XX века стал Ближний Восток.

Причем использовались они обеими сторонами арабо-израильского конфликта. Первыми "шерманами" Израиль обзавелся в 1948 году, отремонтировав и поставив в боевой строй два разоруженных М4А2, оставленных английскими войсками, уходившими из Палестины. Еще несколько удалось купить в Италии и на Филиппинах, но и эти машины были в небоеспособном состоянии. В той же Италии удалось приобрести американские танковые 75-мм пушки и 105-мм гаубицы. Израильтяне умудрились установить на танки даже крупповские 77-мм пушки периода Первой мировой войны. "Шерманы" состояли на вооружении роты "В" 82-го танкового батальона 8-й танковой бригады ЦАХАЛа - Армии обороны Израиля и принимали активное участие в войне 1948 - 1949 годов.

В боевых действиях на территории Палестины с египетской стороны также были задействованы три "Шермана". Хрупкий мир на Ближнем Востоке продержался до 1956 года. Все это время стороны усиленно вооружались, в том числе и танками. Впрочем, о закупке бронетанковой техники Израилем в то время о каналах ее поступления, количестве боевых машин точной информации нет. Так, например, по оценкам британских спецслужб, в 1952 году Армия обороны Израиля имела 55 "шерманов", а специалисты ЦРУ США сообщали о 120 машинах этого типа. Первая крупная партия бронетехники (100 легких танков АМХ-13, 60 самоходных 105-мм гаубиц и 60 "шерманов") была получена из Франции в начале 50-х, что позволило Израилю сформировать еще две танковые бригады.

Наряду с закупкой новых боевых машин израильские специалисты приступили к модернизации уже состоявших на вооружении. Французы согласились поставить Израилю 75-мм пушки CN 75-50, баллистика которых была заимствована у немецкой "пантеровской" пушки KwK 42. Пушки понадобились для перевооружения "шерманов", так как полученных от Франции легких танков АМХ-13, вооруженных таким же орудием, было недостаточно для противодействия египетским Т-34-85. Кроме того, это позволяло уменьшить номенклатуру применяемых ЦАХАЛом боеприпасов. Для установки нового длинноствольного орудия пришлось изменить конструкцию маски и приварить на корме башни литой противовес. Любопытно отметить, что все литые детали изготавливались во Франции и Бельгии, а потом отправлялись в Израиль.

К войне 1956 года было перевооружено 50 "шерманов", в основном модификации М4А4, которые получили новое обозначение М50 и название "Супер Шерман". Из них сформировали батальон в составе 37-й танковой бригады. Кстати, почти аналогичным, но более простым путем пошли египтяне, установив на части своих М4А2 башни FL10 от танка АМХ-13. Решающую роль в боях на Синае в 1956 году сыграли танки 7-й и 37-й бригад. В районе Бир-Жифгафа имели место ожесточенные бои "шерманов" 7-й бригады с Т-34-85 1-й египетской танковой бригады. Египтяне поначалу оказывали сильное сопротивление, но после воздушных ударов, нанесенных англо-французской авиацией, президент Египта Насер отдал приказ об отступлении с Синая. В ходе боев Армия обороны Израиля уничтожила 27 танков Т-34-85, 40 "шерманов", 12 "шерманов" с башнями FL10, 15 "валентайнов", 40 САУ "Арчер", шесть СУ-100 и 343 бронетранспортера египтян.

Собственные потери Израиль оценил в 30 танков и бронетранспортеров. После войны 1956 года результаты успешных действий танковых бригад побудили руководство Израиля сделать упор на развитие танковых войск. Количество танковых бригад в ЦАХАЛе за десять лет (с 1956 по 1966 год) возросло с трех до девяти. Организационно бригада включала два танковых батальона по 50 танков в каждом и батальон мотопехоты. Впрочем, танковые войска усиливались не только количественно, но и качественно. Наряду с поступлением новых танков "Центурион" из Англии и М48 из США, в Израиле продолжали активно заниматься модернизацией бронетанковой техники. В частности, долгое время проводились эксперименты по оснащению "шерманов" более мощными орудиями английской и французской конструкции.

Однако собственный опыт был еще недостаточен и вновь пришлось обратиться за помощью к французам, которые предложили установить 105-мм пушку, спроектированную для танка АМХ-30. Однако выяснилось, что это орудие, имевшее ствол длиной почти 6 м и начальную скорость бронебойного снаряда 1000 м/с, невозможно установить в башне "Шермана" из-за отсутствия пространства для отката. Ствол пушки пришлось укоротить на 1,5 м и оснастить массивным дульным тормозом, конструктивно подобным тормозу 90-мм пушки бронеавтомобиля "Панар" AML-90. Этот дульный тормоз стал характерной внешней чертой танка. Начальная скорость остроголового бронебойного снаряда снизилась до 800 м/с. Установка новой пушки потребовала размещения на кормовой части башни противовеса больших размеров, чем у "Супер Шермана".

Модернизацию прошли более 200 танков "Шерман", в основном с литым корпусом, который посчитали наиболее подходящим для установки тяжелой башни. Перевооружению подверглась и часть "супер шерманов". На всех танках устанавливались горизонтальная подвеска HVSS, 23-дюймовая гусеница, американские двигатели Cummins VT8-460 мощностью 460 л.с. И автоматические трансмиссии. Эти танки стали именоваться M51HV, или Isherman (Israeli Sherman). Впрочем, во всем мире израильские М50 и М51 называются "Супер Шерман". Пока израильтяне модернизировали свои танки, египтяне получили советские ИС-3, 122-мм снаряд которых мог разнести на куски и "Шерман", и "Супер Шерман". Однако в ходе войны 1967 года эти танки в бою не встречались.

Война, получившая название "шестидневной", началась серией налетов авиации Израиля на арабские аэродромы. Успех был полный, и абсолютное господство в воздухе удалось завоевать за несколько десятков минут. После этого в атаку пошли танки. На Синайском полуострове в основном были задействованы бригады, оснащенные "центурионами", поскольку Египет рассматривался как наиболее серьезный противник. Израильское наступление на Иорданском фронте началось 5 июня. Два батальона "шерманов" поддерживали израильскую пехоту в Иерусалиме, а 10-я механизированная бригада (батальон "супер шерманов", батальон "центурионов" и батальон АМХ-13) действовала к северу от города. Чтобы остановить наступление израильских частей, иорданское командование попыталось организовать контрудар вдоль шоссе Рамаллах - Иерусалим силами 60-й танковой бригады, вооруженной танками М48.

Израильская авиация сорвала этот замысел, обрушив на иорданские подразделения серию бомбовых ударов. Тем не менее, части сил 60-й бригады удалось добраться до передовой. В горном дефиле разыгралось сражение с участием более 100 "супер шерманов" и М48. При этом по огневой мощи созданные в конце 50-х годов М48, вооруженные 90-мм пушками, уступали модернизированным "шерманам". В течение нескольких часов обе стороны не могли ни вывести уцелевшие танки из боя, ни ввести в сражение подкрепления, так как дорога была занята разбитой техникой. Спасением для израильтян стал батальон 120-мм минометов, установленных на полугусеничных бронетранспортерах. Минометчики сумели организовать сплошную огневую завесу и поджечь 22 иорданских М48, пытавшихся пробиться к полю боя.

Потеря этих машин подорвала боевой дух арабов. Победа в этом бою стала ключевым моментом в развитии боевых действий на иорданском фронте. К исходу 8 июня части ЦАХАЛа вышли к реке Иордан, выполнив поставленные задачи. После 1967 года "супер шерманы" вывели в резерв, но в 1973-м во время войны "Судного дня" они опять понадобились, когда египетские войска прорвали фронт на Синайском полуострове. Огромные потери в танках заставили израильское командование бросить в бой резервные танковые бригады. Часть их батальонов имела на вооружении боевые машины этого типа, которые уже с большим трудом могли противостоять египетским танкам Т-55 и Т-62 советского производства. Подобная картина наблюдалась и на Сирийском фронте.

В этой связи небезынтересно упомянуть об одном эпизоде, имевшем место во время боев на Голанских высотах южнее Эль-Кунейтры. Здесь к 9 октября, на третий день сирийского наступления, израильтяне сумели взять инициативу в свои руки. Части подошедших 4-й, 9-й и 679-й резервных танковых бригад контратаковали сирийскую 9-ю пехотную дивизию. Несмотря на то, что атака была отбита с большими потерями для израильтян, сирийцы были вынуждены перейти к обороне. В это время израильтяне ввели в бой танки 205-й резервной бригады, атака которых напоминала события Второй мировой войны, причем не только накалом, но и техникой, принимавшей в ней участие. На вооружении 205-й бригады состояли хоть и модернизированные (M51HV), но все же "шерманы", а огонь по ним вели самоходные установки СУ-100, которыми были укомплектованы противотанковые батареи сирийских пехотных частей.

После войны 1973 года "супер шерманы" вновь вывели в резерв. В начале 80-х годов некоторое количество танков было передано "армии майора Хаддада" в Южном Ливане и милиции фалангистов в Бейруте и приняло участие в гражданской войне, разыгравшейся в этой стране. Небольшое число боевых машин этого типа Израиль продал в Уганду и Никарагуа. В последней "супер шерманы" участвовали в боях с партизана-ми-сандинистами. Оставшиеся 150 танков M51HV в начале 90-х годов были проданы чилийской армии. В Чили на танки установили более современные дизельные двигатели и эксплуатировали почти до конца века, заменив их на более современные "леопарды".Библиография.

Значения в других словарях
Чугун

хрупкий сплав железа с углеродом (2–4 %). Содержит постоянные примеси (Si, Mn, S, P), иногда легирующие элементы (Cr, Ni, V, Al и др.). Выплавляют из обогащённой железной руды в доменных печах в присутствии кокса. В печи железо интенсивно насыщается углеродом. Его содержание в чугуне может достигать 4.6 %. Основная часть (св. 85 %) чугуна перерабатывается в сталь (передельный чугун С і 4 %). Чугун с 2.4–3.8 % С (литейный чугун) применяется для изготовления фасонного литья. Существует также спец..

Чухновский Борис Григорьевич

(1898—1975) — советский полярный лётчик, полковник. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Окончил школу морских лётчиков в Ораниенбауме (1917). В 1924 совершил свой первый полёт в Арктику на Новую Землю для проведения гидрографических работ и проводки судов Карской экспедиции. Участвовал в поисках экспедиции У. Нобиле (1928), ледовой разведке Северного морского пути (1929—32), поисках пропавшего самолёта С. А. Леваневского (1937—38). Совместно с Р. Л. Бартини создал самолёт ДАР (д..

"Шерманы" с "Длинной рукой"

Поражение английских войск на Европейском континенте и потеря ими почти двух третей своих танков заставили британцев обратиться за помощью к США. Восполнить потери за счет собственного производства у англичан не было возможности. В конце июня 1940 года Англия для решения этого вопроса направила к заокеанскому союзнику специальную миссию. Первоначально планировалось развернуть производство английских танков, в частности "Матильды", на заводах в США. Однако такой вариант не вызвал у американцев ..

Ш-2

первый советский серийный самолёт-амфибия конструкции В. Б. Шаврова. Летающая лодка — полутораплан с поднимаемым шасси, поплавками боковой остойчивости на нижнем крыле и складывающимися (при хранении самолёта) консолями верхнего крыла, трёхместной кабиной и одним ПД М-11 мощностью 80,9 кВт. Конструкция в основном деревянная. Длина самолёта 8,2 м, размах верхнего крыла 13 м, площадь крыльев 24,6 м2. Масса пустого самолёта 660 кг, взлётная масса 937 кг. Максимальная скорость 139 км/ч, потолок 385..

Дополнительный поиск "Шерманы" на Ближнем востоке "Шерманы" на Ближнем востоке

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение ""Шерманы" на Ближнем востоке" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением "Шерманы" на Ближнем востоке, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "#". Общая длина 28 символа