Яковлев Александр Сергеевич

173

(1906—1989) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976. Член-корреспондент 1943), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). В 20-е гг. Я. — один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. В 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927 — лёгкий самолёт АИР-1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского (ныне ВВИА). Одновременно конструировал лёгкие самолёты. По окончании академии (1931) инженер на авиационном заводе, где в 1932 сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935 главный, в 1956—84 генеральный конструктор, в 1940—46 одновременно заместитель наркома авиационной промышленности.

Под руководством Я. Созданы многие широко известные самолёты, в том числе массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, которые составили около 60% (свыше 36 тыс. Экземпляров) построенных в годы Великой Отечественной войны истребителей и были в числе лучших самолётов своего класса. Они отличались оптимальным сочетанием скорости, вооружения и манёвренности и сыграли большую роль в разгроме немецко-фашистской авиации. Я. — один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Я., реактивные истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик).

Первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38. Десантный планёр Як-14. Двухвинтовой вертолет продольной схемы Як-24. Учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52, многоцелевой самолёт Як-12. Спортивные самолёты Як-18П, Як-18ПМ, Як-50, Як-55 (на которых советские летчики побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу). Реактивные пассажирские самолёты Як-40 и Як-42. Под руководством Я. Создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, построенных в количестве около 70 тыс. Экземпляров. Я. Создал свою школу в самолётостроении, для которой характерна высокая культура проектирования, стремление к простоте конструктивного решения и широта творческого диапазона — самолёты боевые, пассажирские, лёгкие многоцелевые и учебно-спортивные.

На самолётах Я. Установлено 74 мировых рекорда. Депутат ВС СССР в 1946—89. Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977). Я. Присуждена Золотая авиационная медаль ФАИ. Награждён 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, французскими орденами Почётного легиона и Офицерского креста. Имя Я. Носит Московский машиностроительный завод «Скорость». Бронзовый бюст Я. Установлен в Москве. См. Ст. Як..

Значения в других словарях
Якоби

Борис Семёнович (Мориц Герман) (1801–1874), физик и электротехник, академик Петербургской АН. Родился в Германии. С 1835 г. Жил и работал в России. В 1834 г. Изобрёл электродвигатель постоянного тока и в дальнейшем не раз его усовершенствовал. Сконструировал несколько электродвигателей, один из которых работал от гальванической батареи и был установлен на судне, курсировавшем в 1838 г. По Неве. Занимался исследованиями (совместно с физиком Э. X. Ленцем) электромагнитов и предложил методику их р..

Яковлев

Александр Сергеевич (1906–1989), авиаконструктор, академик АН СССР. Под руководством Яковлева создано более 100 серийных типов и модификаций самолётов, среди которых бомбардировщик УТ-3, ББ-22. Истребители Як-1, Як-3 и др. Реактивные истребители Як-15, Як-25 (первый всепогодный истребитель-перехватчик), Як-28 (первый отечественный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик), Як-36 (первый отечественный самолёт вертикального взлёта и посадки) и др. Пассажирские реактивные самолёты Як-40, Як-42. Двух..

Якорь{ судовой}

закреплённое на свободном конце якорного каната приспособление, сцепляющееся с грунтом и удерживающее плавающее судно на стоянке. Основа конструкции якоря – стержень, к которому прикреплены лапы и рога. Различают якоря двурогие, однорогие и безрогие. Первыми якорями служили необработанные камни, связанные якорным канатом или уложенные в корзины мешки, сети. Позднее камни специально обрабатывали, в них делали желоба, отверстия, в которых крепились заострённые колья. Сохранилось множество археоло..

Янгель Михаил Кузьмич

(1911—1971) — советский учёный и конструктор в области авиационной и ракетно-космической техники, академик АН СССР (1966), дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961). Окончил МАИ (1937). Работал в ОКБ Н. Н. Поликарпова. Принимал участие в разработке истребителей И-16, И-17, двухмоторного истребителя сопровождения и др. Самолётов. С 1944 работал в ОКБ А. И. Микояна и В. М. Мясищева. В 1952—54 директор НИИ. С 1954 главный конструктор КБ. Депутат ВС СССР с 1966. Ленинская премия (1960), Го..

Дополнительный поиск Яковлев Александр Сергеевич Яковлев Александр Сергеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Яковлев Александр Сергеевич" в словаре Энциклопедия техники, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яковлев Александр Сергеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 27 символа