Разделение Властей

210

Принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. До н.э.) восхищался той системой распределения власти между различными государственными органами, которая существовала в республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивала другую.

Значительное развитие теория Р.в. Получила в средние века. Особо выделяются взгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж.Локка(1632-1704) и французского философа-просветителя Ш. Монтескье (1689-1755). Законодательная власть (по Локку)верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти оказывают на нее активное воздействие. Обязательное условие нормального функционирования властей - законность. Локк считал, что нет таких идеальных государств, которые бы были полностью гарантированы от опасности перерождения в тиранию. Для предотвращения этого он наделяет угнетенный народ правом "воззвать к небесам". Это означает, что допускается возможность применения народом силы против несправедливой и незаконной власти.

Суверенитет народа ставится гораздо выше суверенитета государства. Монтескье в широко известной работе "О духе законов" доводит теорию разделения властей до своего логического завершения. Особое значение им придается системе "сдержек и противовесов" властей. Позднее теория Р.в. Получила практическое и теоретическое развитие. Прежде всего следует упомянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо считал, что "законодательная, исполнительная и судебная власти - особые проявления единой власти народа". После этого тезис о единстве власти использовался разными силами. Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII в. Если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

Идеи теории Р.в. Оказали огромное воздействие на политическое мировоззрение. Они были отражены в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Национальным собранием Франции. В этом документе провозглашалось. "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Принцип Р.в. Впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г. Менее последовательно принцип Р.в. Проведен в парламентарных государствах, так как в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти. Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX в. Но теоретические обоснования необходимости реализации теории Р.в.

Можно найти уже в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина. С установлением советской власти надежды сторонников теории Р.в. Оказались похороненными на многие десятилетия. И в период "диктатуры пролетариата", и после провозглашения "общенародного государства" неизменным оставался постулат о полновластии Советов. Объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали вплоть до начала 90-х гг. Первым реальным шагом к введению в СССР системы Р.в. Стало учреждение в марте 1991 г. Поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать эф41ективную систему Р.в.

Так и не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила явный перевес над законодательной. Тем не менее именно в Конституции РФ принцип Р.в. Получил окончательное закрепление в качестве основы конституционного строя, согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Теория Р.в. Иногда также применяется относительно Р.в. Между субъектами РФ и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории Р.в.- наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня)власти строго определенными полномочиями.

Такое Р.в. Называется "вертикальным". Марченко М.Н..

Значения в других словарях
Разделение Властей

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - в конституционном праве - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. Н. Система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США. Разделение властей - один из важных элементов..

Разделение Властей

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ, в конституционном праве принцип, согласно которому власть> в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (так называемая система> сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция> США. Разделение властей - один из важных ..

Разделение властей

См. Правительство и Соединение властей.. ..

Разделение Властей

В конституционном праве - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга (т. Н. Система сдержек и противовесов). Теория разделения властей впервые выдвинута Дж. Локком, развита Ш. Монтескье. Сыграла значительную роль в борьбе против абсолютизма. По принципу разделения властей впервые была построена конституция США. Разделение властей - один из важных элементов правового государств..

Разделение Властей

Один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей. Законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании сосредоточению слишком сильной власти в одних руках. Будучи относительно независимыми, государственные власти меньше ориентируются на мнения иных власть при-держащих, исходят в своих решениях из интересов всего народа, всей страны, всего государства. Принцип ..

Разделение Властей

- один из краеугольных принципов конституционализма, выражающийся в относительной независимости и самостоятельности основных государственных властей. Законодательной, исполнительной и судебной. Смысл этого разделения состоит в препятствовании сосредоточению слишком сильной власти в одних руках. Будучи относительно независимыми, государственные власти меньше ориентируются на мнения иных власть при-держащих, исходят в своих решениях из интересов всего народа, всей страны, всего государства. Принц..

Разделение властей

(separation of powers). ..

Разделение Властей

Конституционный принцип организации управления государственной жизнью, суть которого заключается в двух аспектах. А) разделение единой государственной власти, источником которой является народ, на три ветви, представляемые самостоятельными видами органов государственной власти, - законодательную, исполнительную и судебную, разграничение полномочий между ними. Б) разделение властных функций по уровням системы государственных органов. Например, в условиях РФ - федеральный уровень, уровень субъекта..

Развратные Действия

См. Половые преступления.. ..

Разглашение Государственной Тайны

В РФ одно из преступлений против безопасности государства. Предусмотрено ст. 283 УК, которая устанавливает, что уголовно наказуемо разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены. Под другими лицами понимаются посторонние, т.е. Лица, которые по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеют доступа к ..

Разрыв Дипломатических Отношений

Дипломатический акт, имеющий юридические последствия - прекращение существовавших до этого момента дипломатических отношений. Р.д.о. Может иметь место в случаях возникновения между государствами вооруженного конфликта, утраты одним из государств-контрагентов международной правосубъектности (например, при слиянии с другим государством), социальной революции, сопровождающейся кардинальным изменением системы государственности, а также в случае смены правительства неконституционным путем. Уставом ОО..

Разъяснение Норм Права

Деятельность определенных органов и лиц с целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы права во всех случаях, на. Которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит Р.н.п. Выделяются два основных его вида. Официальное и неофициальное. Официальное Р.н.п. Дается уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполни..

Разделение Властей

Принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду, чтобы не допустить сосредоточения всей власти в руках одного лица или небольшой группы лиц. Еще древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. До н.э.) восхищался той системо..

Разделение Властей

— теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинута Д. Локком и развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права, сыграла прогрессивную роль в борьбе протин абсолютизма. Предполагает, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти. Законодательная (парламент), исполнительная (правительство, президент) и судебная.. ..

Разделение Властей

( принцип) - основополагающее исходное начало качественного строения и функционирования государственной власти. Родоначальником теории разделения властей является английский мыслитель Д.Локк. Из теории общественного договора он выводит происхождение отдельных видов власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизмы их функционирования. Он различал законодательную, исполнительную и федеративную власти, последняя рассматривалась им в единстве с исполнительной, так..

Разделение Властей

Общепризнанный принцип построения и функционирования аппарата управления в современных демократических гос-вах, основанный на системе сдержек и противовесов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.Впервые в классической форме идея Р.в. Была сформулирована Ш.Л. Монтескье в кн. "О духе законов" (1748). Он предупреждал, что самой большой опасностью, порождающей деспотизм и бесправие, является сосредоточение всей полноты политической власти в одних руках. Для того чтобы предупредить..

Дополнительный поиск Разделение Властей Разделение Властей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Разделение Властей" в словаре Энциклопедия юриста, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Разделение Властей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа