Августинчич

489

, Антун (Augustincic, Antun) 1900, с. Кланец, Хорватия — 1979, Загреб. Югославский скульптор. Родился в крестьянской семье. В годы учения в гимназии проявил художественный талант, занимаясь рисунком и лепкой. Учился в классе скульптуры Высшей художественной школы в Загребе у Р. Вальдеца и Р. Франгеша-Михановича (1918—1922). Продолжил обучение в мастерской И. Мештровича (1922—1924) в загребской Академии художеств, преобразованной из Высшей художественной школы. Совершенствовался в Париже в Школе декоративного искусства и Академии изящных искусств (1924—1926, класс Ж. А. Инжальбера). В 1926 возвратился в Загреб. Один из основателей загребского художественного объединения "Земля" (1929). Начиная с 1930-х успешно участвовал во многих конкурсах на создание памятников на родине и за рубежом.

С 1940 начал преподавать в загребской Академии художеств. В период оккупации Югославии фашистской Германией арестован гестаповцами. Освободившись, принял активное участие в народно-освободительной войне. После освобождения страны жил в Загребе, продолжая творческую и преподавательскую деятельность. Почетный член Академии художеств СССР (1973). В 1976 в родном селе мастера Кланец открыта его галерея. Августинчич — хорват по национальности — один из виднейших югославских скульпторов ХХ в. Восприняв уроки наиболее значительных мастеров пластики своего времени (И. Мештровича, А. Бурделя, А. Майоля), оставался верен принципам реалистического искусства. Августинчич — по преимуществу мастер монументальной скульптуры. Его первые монументы связаны с увековечиванием памяти соотечественников, ведших многовековую борьбу за национальное освобождение.

Это памятники в сербских городах Крагуевац (1930—1932) и Ниш (1934—1937). Уже в этих работах сказалась характерная для монументального творчества мастера черта — он предпочитает ставить памятники не отдельному герою, а народным массам. И в крагуевацком, и, особенно, в нишском монументах большую роль играют групповые композиции. В дальнейшем этот принцип продолжает развиваться. Нишский мемориал интересен и тем, что здесь скульптор обращается к изображению конной фигуры в сочетании с рельефами. Конная статуя как ядро монументального ансамбля станет характерным мотивом творчества Августинчича 1930-х. В это время мастер, продолжая работать на родине, принимает участие во многих международных конкурсах, получая на них высшие премии.

Большинство из полученных заказов остались, однако, лишь в проектах и макетах. Исполненный в бронзе памятник силезским повстанцам для г. Катовицы в Польше не был установлен из-за начавшейся Второй мировой войны. Тему конной статуи Августинчич с блеском разрешил впоследствии в монументе Мир, поставленном в Нью-Йорке перед зданием ООН (1952—1954). Сразу после освобождения Югославии от немецко-фашистских захватчиков Августинчич начинает работать над мемориалом в честь совместных боевых действий югославского и советского народов в селе Батина (открыт в 1947). Расположенный на месте форсирования Дуная Советской Армией, памятник являет собой сложный художественный организм, рассчитанный на восприятие с разных точек зрения.

Доминирует в нем тридцатипятиметровый граненый каменный обелиск, увенчанный бронзовой статуей Победы. У подножья обелиска — группа из двух воинов в стремительном призывном движении. Окаймляют ансамбль две длинные ленты рельефного фриза, в котором повествовательность сочетается с яркой пластической выразительностью. Здесь наглядно воплотились поиски скульптора в области синтеза искусств. Сочетание архитектурных компонентов с пластическими, органическое включение природной среды в общий комплекс эмоционального и образного воздействия — характерные черты решения этого ансамбля. Те же принципы развивает мемориал, посвященный жителям Боснийской Крайны, погибшим в боях с фашистами (1948—1961, Баня-Лука). В последнем крупном создании Августинчича — мемориале в память крестьянского восстания XVI в.

(1973, Верхняя Стубица) — наиболее полно раскрылось дарование скульптора. Монумент включает в себя и круглую скульптуру, и необычные по конфигурации рельефы, и архитектурные формы. Активную роль играет цвет — золотистая бронза, белый камень. Разнообразна и фактура материалов. Важными элементами образного и эмоционального воздействия являются природное окружение и пластический язык мастера. Бронза под рукой мастера словно пульсирует и дышит, с большой тонкостью скульптор передает и человеческую плоть, и развевающуюся ткань одежды. Выразителен образ вождя восстания — главной статуи мемориала. Его силуэт, в котором доминирует открытый жест с распахнутыми, как крылья, руками, перекликается с абрисом рельефных композиций.

Памятник стал достойным увенчанием творческого пути мастера. Августинчич активно работал и в других жанрах пластики. Ему принадлежат остро психологические портреты, выразительные станковые фигуры и группы, серия пленительных "Обнаженных", исполненных главным образом в мраморе. Творчество Августинчича внесло значительный вклад в развитие скульптуры не только южных славян, но и всего мира. В 1950-е по его проектам открыто несколько памятников в Эфиопии. В 1960-е он исполнил проекты и эскизы монументов для египетского города Порт-Саида.Лит. Алешина Л. С. Антун Августинчич. М., 1988. Augustincic / Predgovor. Miroslav Krleza. Zagreb, 1976..

Значения в других словарях
Этника

(от греч. Ethnos — народ, синонимы — фольклор, фолк, аутентика, архаика) — свод обычаев, песен, музыки, танцев, материальной культуры того или иного народа. Чаще всего Э. Обозначает именно песенно-музыкальный фольклор.. ..

Абильгор

, Николас Абрахам (Abildgaard, Nicolas Abraham) 1743, Копенгаген — 1809, Фредериксдаль. Датский живописец, рисовальщик. Один из наиболее ярких представителей "искусства около 1800 года" в европейском неоклассицизме. Сын служащего Королевского архива в Копенгагене, который в 1750—1770 путешествовал по Скандинавским странам, зарисовывая античные памятники. У отца Н. А. Абильгор обучался рисунку. В 1760-е — занимался в Королевской академии художеств Копенгагена у известного скульптора И. И. Видевел..

Аверкамп

, Хендрик (Avercamp, Hendrick), прозв. "Немой из Кампена" ("Die Stomme van Campen") 1585, Амстердам — 1634, Кампен. Голландский живописец и рисовальщик. Создатель раннего типа голландского городского пейзажа XVII в. С элементами жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами конькобежцев. Произведения. Зимний пейзаж (1608, Берген, Музей). Зимняя сцена на канале около замка (ок. 1609, Лондон, Нац. Галерея). Большой зимний пейзаж (Амстердам, Рейксмузеум). Развлечение на..

Агостино ди Дуччо

(Agostino di Duccio) 1418, Флоренция — 1481, Перуджа. Итальянский скульптор. Первоначальное образование, по-видимому, получил в мастерских Донателло и Луки делла Роббиа. Работал во Флоренции, Модене (1442), Венеции (1446—1449), Римини (1450—1457), Перудже (1457—1463). Вернувшись во Флоренцию ок. 1463, он в 1473 снова приехал в Перуджу, где, по-видимому, и умер. Последний раз упоминается в 1481. Начав художественную карьеру во Флоренции, Агостино ди Дуччо не выделялся на фоне мастеров второго ра..

Дополнительный поиск Августинчич Августинчич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Августинчич" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Августинчич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа