Амигони

409

, Якопо (Amigoni, Giacopo) 1682/1685, Венеция или Неаполь — 1752, Мадрид. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Вопрос о том, является ли он уроженцем Венеции или Неаполя, остается спорным. Первый биограф художника А. Лонги в своем труде Compendio (1762) называет его венецианцем, но итальянский ученый Дж. Фьокки опубликовал в 1935 найденные им записи в книге о получении Амигони звания кавалера и ордена Калатрава (1750), где он назван неаполитанцем. Учился в Венеции у А. Балестры, а затем у А. Беллуччи из Тревизо, возможно, помогая ему в 1705—1711 в работах для замка Бенсберг в Дюссельдорфе. Влияние А. Беллуччи проявилось в ранних картинах Амигони Моисей, получающий корону и Моисей с дочерью фараона (обе — Базель, частное собрание).

В Дюссельдорфе, по-видимому, познакомился с произведениями Дж. А. Пеллегрини. Побывав в Риме, усвоил некоторые приемы живописи Ф. Солимены и Луки Джордано. Вероятно, до отъезда в Мюнхен в 1717 работал при дворе Иосифа I в Вене. В 1717—1729 исполнил много росписей и станковых произведений, находясь на службе при баварском дворе. Росписи замков Шлейсхейм (1725—1728), Нимфенберг (1717—1723) в Мюнхене. Аббатства Оттобойрен (1719), замка Лихтенберг и дворца Прейсинг в Мюнхене (не сохранились). С 1729 по 1739 жил в Англии, где имел большой успех. В 1736 посетил Париж, в 1739 возвратился в Венецию, побывал в Неаполе, Риме, в 1747—1752 находился при дворе Бурбонов в Мадриде и в Венеции. В Мадриде получил от Фердинанда VI звание "первый живописец короля" (на этом посту его сменил А.

Р. Менгс), его семье была назначена особая пенсия и даровано право посещения королевских апартаментов. Последние годы работал преимущественно в Венеции, создавал алтарные образы для церквей в Прато, Эсте, Венеции. О позднем творчестве Амигони сохранилось мало сведений. В работе раннего периода — алтарном образе венецианской церкви Сан Стае Св. Андрей и св. Екатерина — экспрессивная барочная композиция напоминает произведения Антонио Балестры, а светлая радостная колористическая гамма восходит к традиции Дж. А. Пеллегрини, тоже любившего сочетания белого, розового, зеленого, голубого цветов. В аркадийской манере венецианских "виртуозов" исполнены и работы для баварских дворцов и вилл — четыре десюдепорта для замка Нимфенберг с фигурками путти, олицетворяющими стихии огня, воды, воздуха и земли.

Диана и Каллисто (Берлин, Нац. Галерея), Вакх и Ариадна (частное собрание). Историческое полотно Император Макс Эммануил получает письмо от турецкого посла (Мюнхен, галерея замка Шлейсхейм) свидетельствует об отсутствии у Амигони склонности к подобным торжественным композициям. Во время пребывания в Англии Амигони начал писать портреты на фоне пейзажа (одним из первых в Италии, наряду с С. И М. Риччи), а также маленькие картинки с изображением членов семейств в домашней обстановке или в парке в манере английских мастеров (Гораций Уолпол и его семья, 1730, Норфлок, Волтерн Холл). В Англии они получили название "conversation pieces" ("сцены собеседования"), в Италии — "conversazioni". В страну туманного Альбиона Якопо Амигони приехал вместе со своим другом — известным певцом итальянской оперы Карло Броски (1705—1782), прозванным "кастрат Фаринелли".

Неаполитанец по происхождению (он был родом из селения Андрия в Апулии), Фаринелли обладал красивым сопрано, был женат на комической актрисе Марии Антонии Маркезини (она изображена на портрете кисти Амигони Фаринелли со своими друзьями, Мельбурн, Нац. Галерея). Знакомство художника и Фаринелли произошло в Баварии в 1728. Амигони создал еще несколько портретов певца (Бухарест, Музей изобразительных искусств. Штутгарт, Гос. Художественная галерея. Стокгольм, Нац. Галерея. Рим, Музей Рима). На портрете из собрания Музея в Бухаресте Фаринелли изображен в окружении аллегорической фигуры Славы и музы лирического пения Евтерпы, которая венчает его. На полотне из Штутгарта — на фоне пейзажа с морским заливом вдали, сидящим за партитурой.

Картина была написана в Мадриде, о чем свидетельствует орден Калатравы на его камзоле. С великолепным мастерством выписаны пушистые кроны деревьев, белое тонкое кружево рубашки музыканта. Мягкая палитра Амигони словно вторит внутренней грации созданного им изображения. В эти годы Фаринелли возглавлял придворную оперу Фердинанда VI, занимался постановкой опер-сериа во дворцах Мадрида и Аранхуэсе. Он был известен в музыкальных кругах, дружил с Метастазио, в Болонье его посещал Моцарт. В Англии Амигони был близок кругу музыкантов и актеров, сохранились его рисунки к опере Генделя Аталанта, поставленной по случаю бракосочетания принца Уэльского. Некоторые полотна Амигони на мифологические сюжеты (Смерть Леандра, Падуя, частное собрание.

Персей, освобождающий Андромеду, Массачусетс, Веллесли-колледж. Юнона и Меркурий, частное собрание) связаны с постановками мелодрам в театре "Линкольн ин Филдс", возможно, на них запечатлены сцены из ставившихся балетных пантомим. В Лондоне было написано полотно Дебютантка (частное собрание), на котором, по-видимому, изображена молодая актриса, стоящая с веером в руке у столика. Светлая колористическая гамма портрета напоминает палитру мастеров рококо. По возвращении из Англии Амигони написал картину Великодушие Сципиона (1739, Турин, Королевский дворец) для туринского двора. Для аббатства Монтекассино в окрестностях Неаполя — Портрет семейства Фердинанда IV (Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте), созданный в духе "сцен собеседования".

Амигони мало интересовал характер портретируемых (Портрет инфанты Марии Терезы, Мадрид, Прадо. Королева Мария Каролина, 1735, Лондон, Нац. Портретная галерея). Произведения художника отличаются яркостью красок и изяществом композиции, характерными для живописи венецианского сеттеченто. Для аббатства в Монтекассино Амигони исполнил в 1740-е два полотна на сюжеты из истории Карла Великого (не сохранились и были записаны Ф. Де Мура). Тема театра привлекала Амигони, и в позднем творчестве для своего друга Фаринелли, работавшего с 1737 в опере при испанском дворе, он написал картину Покинутая Дидона (частное собрание) по мотивам одноименной оперы Метастазио. В 1740-е художник создал роспись виллы в Стра (Суд Париса), алтарные образы собора в Эсте Казнь св.

Теклы (1742), Мадонна с Младенцем (1739—1747, Порденоне, частное собрание) и для приходской церкви в Прато (ок. Равенны) — Мадонна со св. Доменико и св. Розой из Лимы, Непорочное зачатие (1739—1747, Порденоне, Гор. Музей). Аркадийский дух рококо и светлая палитра художника привносят в них чувство радостного мироощущения, как и в работах С. Риччи, персонажи переданы в живом общении. Своими розовыми телами фигурки ангелов и путти напоминают яркие, разбросанные по холсту цветы. Якопо Амигони был одним из последних крупных "художников-виртуозов" Венеции. Его работы пользовались большой известностью в Европе еще и благодаря тому, что многие из них были воспроизведены в гравюре самим Амигони и такими талантливыми граверами, как Й.

Вагнер (они познакомились еще в Мюнхене, и затем Вагнер учился в Риме), Дж. Бартолоцци, Дж. Вольпато, К. Флиппар.Лит. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Pallucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia. Roma, 1960. Painting in Spain in the Age of Enlightenment. London, 1997..

Значения в других словарях
Альтдорфер

, Альбрехт (Altdorfer, Albrecht) Ок. 1480, Регенсбург — 1538, Регенсбург. Немецкий живописец, гравер, рисовальщик. Глава дунайской школы. Учился, по-видимому, у отца — художника Ульриха Альтдорфера. В юности путешествовал по Баварии, в начале 1510-х совершил путешествие вниз по Дунаю. Ок. 1516—1518 работал в монастыре Санкт-Флориан близ Линца. В 1517 избран членом городского совета Регенсбурга, в 1526 назначен главным архитектором Регенсбурга. Процесс творческого формирования Альтдорфера во мног..

Аман

, Теодор (Aman, Theodor) 1831, Кымпулунг-Мусчел — 1891, Бухарест. Румынский живописец и график. Учился в Крайове у К. Леки (1846—1847) и в Париже (1850—1858) у М. М. Дроллинга и Ф. Пико. В 1858 вернулся в Румынию, жил и работал в Бухаресте. Один из основателей и первый директор (1864—1876) Школы изящных искусств в Бухаресте. Преподавал там до своей кончины. Теодор Аман сыграл важную роль в истории румынского искусства и как разносторонний живописец, работавший в историческом, портретном и бытово..

Амманати

, Бартоломео (Ammanati, Bartholomeo) 1511, Сеттиньяно — 1592, Флоренция. Итальянский скульптор и архитектор, один из видных представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-х и занимавшего видное место в искусстве Италии вплоть до конца XVI в. Ученик флорентийского скульптора Баччо Бандинелли, Амманати продолжил художественное образование в 1530-е в мастерской Якопо Сансовино в Венеции. Работал в Венеции и Падуе (2-я пол. 1530—1540-х), Ри..

Анджелико

, фра Беато (Angelico, fra Beato), наст. Имя Гвидо ди Пьетро Ок. 1387, Виккьо да Муджелло — 1455, Рим. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Прозвище Анджелико (Ангельский) получил вскоре после смерти. Впоследствии часто фигурировал в литературе под именем фра Беато Анджелико (Блаженный, Ангельский). Впервые упоминается как художник в документах в 1417 и 1418 под мирским именем Гвидо ди Пьетро. Ок. 1420—1422 поступил в монастырь Сан Доменико во Фьезоле под именем фра Джованни. В 144..

Дополнительный поиск Амигони Амигони

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Амигони" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амигони, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 7 символа