Амманати

436

, Бартоломео (Ammanati, Bartholomeo) 1511, Сеттиньяно — 1592, Флоренция. Итальянский скульптор и архитектор, один из видных представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-х и занимавшего видное место в искусстве Италии вплоть до конца XVI в. Ученик флорентийского скульптора Баччо Бандинелли, Амманати продолжил художественное образование в 1530-е в мастерской Якопо Сансовино в Венеции. Работал в Венеции и Падуе (2-я пол. 1530—1540-х), Риме (1-я пол. 1550-х) и Флоренции (1556—1592). Первая дошедшая до нас работа Амманати — надгробие Бенавидес (ок. 1546, Падуя, церковь Эремитани), выполненное в годы пребывания мастера в соседней с Падуей Венеции. Традиционному многоярусному венецианскому надгробию, характерному для мастерской Пьетро Ломбарди, Амманати предпочел более компактную трехъярусную композицию с высоким, украшенным надписью цоколем, саркофагом в первом ярусе надгробия, фланкированным двумя аллегорическими женскими фигурами, и тремя статуями в верхнем ярусе, заключенными в архитектурное обрамление.

И архитектурные мотивы, и классическое начало, которым отмечен стиль украшающих надгробие мраморных изваяний, выдают влияние учителя Амманати Якопо Сансовино. По-видимому, Амманати с другими учениками Сансовино участвовал в создании великолепного скульптурного декора построенной Сансовино библиотеки Сан Марко (Венеция). Римский период творчества Амманати (1-я пол. 1550-х) был временем, когда раскрылся его талант архитектора. С 1550 он участвовал в строительстве вилл папы Пия III, в 1552 перестраивал палаццо Фарнезе. Вернувшись в 1555 во Флоренцию, Амманати принял участие в ряде архитектурных проектов. Оформлении внутреннего двора и сооружении боковых крыльев палаццо Питти (1560), разбивке и оформлении примыкающих к нему садов Боболи, строительстве моста Санта Тринита через Арно (1567) и церкви Иезуитов (с 1579).

К флорентийскому периоду относятся и самые значительные работы Амманати-скульптора. В 1560 Амманати в соревновании с Бенвенуто Челлини и Винченцо Данти выиграл конкурс на создание Фонтана Нептуна на главной площади Флоренции — Пьяцца делла Синьория (окончен в 1575). Фонтан Нептуна, установленный в непосредственной близости от левого угла резиденции флорентийских властей — палаццо Веккио, стал, вместе со стоящими у входа во дворец гигантскими статуями Давида Микеланджело и Геркулеса с Какусом Баччо Бандинелли, новым пространственным акцентом площади. Стоящая в центре небольшого шестиугольного бассейна колоссальная статуя Нептуна, по величине равная Давиду и Геркулесу с Какусом, не относится к лучшим работам Амманати.

Облик повелителя морей, его поза несколько неуклюжи, поворот головы слишком резок, сидящая у его ног бронзовая наяда, чей облик (маленькая головка, чрезвычайно удлиненные пропорции тела) соответствует канонам маньеризма, стилистически не совпадает с более классическим обликом Нептуна. Амманати, наряду с монументальной скульптурой, успешно работал и в жанре малой пластики. К числу лучших его работ принадлежит небольшая бронзовая статуя Венеры (1571, Флоренция, палаццо Веккио, студиоло Франческо I), в которой сочетаются утонченная холодность облика с музыкальностью гибкого волнообразного ритма, красотой плавных, текучих линий силуэта.Лит. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. М., 1956. Смирнова И.

А. Искусство маньеризма // Всеобщая история искусств. М., 1962. Том III. Pope-Hennesy J. Italian High Renaissance and Baroque Sculpture. Greenwich. Milano, 1963. Bush V. The Colossal Sculpture of the Cinquecento. N. Y., 1976..

Значения в других словарях
Аман

, Теодор (Aman, Theodor) 1831, Кымпулунг-Мусчел — 1891, Бухарест. Румынский живописец и график. Учился в Крайове у К. Леки (1846—1847) и в Париже (1850—1858) у М. М. Дроллинга и Ф. Пико. В 1858 вернулся в Румынию, жил и работал в Бухаресте. Один из основателей и первый директор (1864—1876) Школы изящных искусств в Бухаресте. Преподавал там до своей кончины. Теодор Аман сыграл важную роль в истории румынского искусства и как разносторонний живописец, работавший в историческом, портретном и бытово..

Амигони

, Якопо (Amigoni, Giacopo) 1682/1685, Венеция или Неаполь — 1752, Мадрид. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Вопрос о том, является ли он уроженцем Венеции или Неаполя, остается спорным. Первый биограф художника А. Лонги в своем труде Compendio (1762) называет его венецианцем, но итальянский ученый Дж. Фьокки опубликовал в 1935 найденные им записи в книге о получении Амигони звания кавалера и ордена Калатрава (1750), где он назван неаполитанцем. Учился в Венеции у А. Балестры, а затем у..

Анджелико

, фра Беато (Angelico, fra Beato), наст. Имя Гвидо ди Пьетро Ок. 1387, Виккьо да Муджелло — 1455, Рим. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Прозвище Анджелико (Ангельский) получил вскоре после смерти. Впоследствии часто фигурировал в литературе под именем фра Беато Анджелико (Блаженный, Ангельский). Впервые упоминается как художник в документах в 1417 и 1418 под мирским именем Гвидо ди Пьетро. Ок. 1420—1422 поступил в монастырь Сан Доменико во Фьезоле под именем фра Джованни. В 144..

Анджелини

, Джузеппе (Angelini, Giuseppe) 1742, Рим — 1811, Рим. Итальянский скульптор. Крупный мастер неоклассицизма. Обучался рисунку у Н. Риччолини, скульптуре — у Б. Кавачеппи. Однако упоминаний о нем в Академии обнаженной натуры не сохранилось, так же как и о его участии в конкурсах в Академии Св. Луки. Большое влияние на молодого Анджелини оказало его знакомство с Дж. Б. Пиранези, в мастерской которого он познакомился со многими скульпторами, коллекционерами, торговцами произведений искусства, напри..

Дополнительный поиск Амманати Амманати

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Амманати" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амманати, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа