Амманати
, Бартоломео (Ammanati, Bartholomeo) 1511, Сеттиньяно — 1592, Флоренция. Итальянский скульптор и архитектор, один из видных представителей маньеризма — художественного направления, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-х и занимавшего видное место в искусстве Италии вплоть до конца XVI в. Ученик флорентийского скульптора Баччо Бандинелли, Амманати продолжил художественное образование в 1530-е в мастерской Якопо Сансовино в Венеции. Работал в Венеции и Падуе (2-я пол. 1530—1540-х), Риме (1-я пол. 1550-х) и Флоренции (1556—1592). Первая дошедшая до нас работа Амманати — надгробие Бенавидес (ок. 1546, Падуя, церковь Эремитани), выполненное в годы пребывания мастера в соседней с Падуей Венеции. Традиционному многоярусному венецианскому надгробию, характерному для мастерской Пьетро Ломбарди, Амманати предпочел более компактную трехъярусную композицию с высоким, украшенным надписью цоколем, саркофагом в первом ярусе надгробия, фланкированным двумя аллегорическими женскими фигурами, и тремя статуями в верхнем ярусе, заключенными в архитектурное обрамление.
И архитектурные мотивы, и классическое начало, которым отмечен стиль украшающих надгробие мраморных изваяний, выдают влияние учителя Амманати Якопо Сансовино. По-видимому, Амманати с другими учениками Сансовино участвовал в создании великолепного скульптурного декора построенной Сансовино библиотеки Сан Марко (Венеция). Римский период творчества Амманати (1-я пол. 1550-х) был временем, когда раскрылся его талант архитектора. С 1550 он участвовал в строительстве вилл папы Пия III, в 1552 перестраивал палаццо Фарнезе. Вернувшись в 1555 во Флоренцию, Амманати принял участие в ряде архитектурных проектов. Оформлении внутреннего двора и сооружении боковых крыльев палаццо Питти (1560), разбивке и оформлении примыкающих к нему садов Боболи, строительстве моста Санта Тринита через Арно (1567) и церкви Иезуитов (с 1579).
К флорентийскому периоду относятся и самые значительные работы Амманати-скульптора. В 1560 Амманати в соревновании с Бенвенуто Челлини и Винченцо Данти выиграл конкурс на создание Фонтана Нептуна на главной площади Флоренции — Пьяцца делла Синьория (окончен в 1575). Фонтан Нептуна, установленный в непосредственной близости от левого угла резиденции флорентийских властей — палаццо Веккио, стал, вместе со стоящими у входа во дворец гигантскими статуями Давида Микеланджело и Геркулеса с Какусом Баччо Бандинелли, новым пространственным акцентом площади. Стоящая в центре небольшого шестиугольного бассейна колоссальная статуя Нептуна, по величине равная Давиду и Геркулесу с Какусом, не относится к лучшим работам Амманати.
Облик повелителя морей, его поза несколько неуклюжи, поворот головы слишком резок, сидящая у его ног бронзовая наяда, чей облик (маленькая головка, чрезвычайно удлиненные пропорции тела) соответствует канонам маньеризма, стилистически не совпадает с более классическим обликом Нептуна. Амманати, наряду с монументальной скульптурой, успешно работал и в жанре малой пластики. К числу лучших его работ принадлежит небольшая бронзовая статуя Венеры (1571, Флоренция, палаццо Веккио, студиоло Франческо I), в которой сочетаются утонченная холодность облика с музыкальностью гибкого волнообразного ритма, красотой плавных, текучих линий силуэта.Лит. Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI в. М., 1956. Смирнова И.
А. Искусство маньеризма // Всеобщая история искусств. М., 1962. Том III. Pope-Hennesy J. Italian High Renaissance and Baroque Sculpture. Greenwich. Milano, 1963. Bush V. The Colossal Sculpture of the Cinquecento. N. Y., 1976..
Дополнительный поиск Амманати
На нашем сайте Вы найдете значение "Амманати" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Амманати, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа