Базэн
, Жан (Bazaine, Jean) 1904, Париж — 2001, Кламар. Французский живописец. Обучался в национальной Школе изящных искусств в мастерской скульптора Поля Ландовски. Получил диплом филолога в Сорбонне, где изучал также историю средневекового искусства. С 1924, решив посвятить себя живописи, посещал Академию Жюлиана. Его первые шаги на этом поприще получили одобрение Боннара. В его экспрессивной, динамичной живописи 1930-х отложились впечатления от пейзажей Бретани — изменчивых, пронизанных борьбой стихий. В 1941 вопреки оккупационным властям организовал выставку "Молодые художники французской традиции", представившую авангардных мастеров его поколения. В послевоенный период Базэн отклоняется от изобразительного начала, приближаясь к абстракции, что в значительной мере определялось религиозным миросозерцанием художника, его стремлением выявить духовное начало природы, таящееся под оболочкой видимости.
Знаток средневекового искусства, он с 1937 выполнял монументальные работы в церковных зданиях (витражи Орудия Страстей в частной капелле, 1937. Витражи церкви в Асси, 1944—1946. Большое керамическое панно на фасаде церкви в Оденкуре, 1951. Облицовка стеклом баптистерия той же церкви, 1954). Опыт работы над витражами проявился в его станковой живописи, где пересекающиеся цветные формы образуют непрерывную мерцающую текстуру, представляющую фрагмент мира в его бесконечной протяженности (Ныряльщик, 1945, Кёльн, Музей Людвига. Черная весна, 1949, Лион, Музей изящных искусств. Морской ветер, 1949, Париж, Нац. Музей современного искусства. Большое дерево в зимнем пейзаже, 1948, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена).
Еще в период оккупации определился характерный для живописи Базэна колорит, построенный на сочетаниях красного, синего, белого. Эти цвета французского триколора, преобладающие также в старинных витражах, стали символическим выражением приверженности художника национальной традиции. С начала 1950-х переходит к более гибким, текучим формам, отражающим атмосферные состояния и динамические процессы в природе (Гроза в саду, 1952, Эйндховен, Гор. Музей Ван Аббе. Снежный вечер, 1963. Между камнем и водой, 1964. Обе — Париж, Нац. Музей современного искусства).Лит. Bazaine J. Le temps de la peinture. Paris, 1990. Bazaine. Catalogue de l’exposition. Paris, Galeries Nationales du Grand Palais, 1990..
Дополнительный поиск Базэн
На нашем сайте Вы найдете значение "Базэн" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Базэн, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 5 символа