Бальдунг

436

, Ханс (Baldung, Hans), прозв. Грин (Grien) 1484/1485, Швебиш-Гмюнд — 1545, Страсбург. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился и работал в мастерской Дюрера в Нюрнберге (1503—1507), с 1509 до конца жизни работал в Страсбурге, за исключением 1512—1516, когда во Фрейбурге создавал грандиозный алтарь для местного собора. В творчестве Бальдунга сказалось воздействие многих крупных мастеров немецкого Возрождения, в первую очередь его учителя Дюрера, но также Кранаха, отчасти Грюневальда и Альтдорфера. Интерес к античной мифологии, характерный для ренессансного гуманизма, сочетается в его искусстве с чертами мистики и пессимизмом. Поэтичность и лиризм одних произведений перемежается манерной изломанностью других.

В некоторых работах сказывается увлечение оккультными учениями, находящими выражение в фантастических образах ведьм и прочей нечисти. Им создано много картин с изображением обнаженной натуры, где цветущее женское тело часто соседствует с образами, напоминающими о бренности мира. Самое большое создание мастера — многостворчатый алтарь собора во Фрейбурге (1513—1516), центральная часть которого изображает Коронование Марии, а створки — сцены из жизни Марии. Симфония колорита, основанного на мощных аккордах красного, четкая построенность композиции, монументальность и торжественное спокойствие основных образов, их подчеркнутая телесность и пластичность — отличительные свойства произведения. Все эти несомненные достоинства не могут скрыть, однако, ощущения холодного рационализма автора.

Более привлекательны небольшие картины на евангельские темы, особенно связанные с сюжетами цикла из жизни Девы Марии. Художник увлечен передачей поэзии материнского чувства, будь то полное свежести и обаяния изображение семьи среди цветущей природы (Отдых на пути в Египет, ок. 1513, Вена, галереи Академии) или ночная сцена с умиленным любованием Младенцем (Рождество, 1520, Мюнхен, Старая пинакотека). Уже в ранние годы у Бальдунга появляется тема обреченности жизни. Он создает картины, рисунки и гравюры, построенные на контрасте радостного приятия бытия и подстерегающей человека неминуемой кончины. Три возраста жизни и смерть (ок. 1509—1511, Вена, Музей истории искусства). В позднем творчестве Бальдунга нарастают черты маньеризма.

Аллегорические темы принимают все более рассудочный характер, а образы становятся более вычурными и надуманными (Три Грации и Возрасты жизни, диптих, ок. 1540—1543, Мадрид, Прадо). Колорит, ранее весьма интенсивный, также утрачивает свою красочную силу и звучность. Художник теперь предпочитает более холодные тона. Подобно многим другим живописцам Германии этого периода, Бальдунг был также и графиком. Еще во время пребывания в мастерской Дюрера он исполнял рисунки для витражей и ксилографий, позднее иллюстрировал книги. В рисунках и гравюрах художник часто обращался к философским темам, характерным для его картин, — всемогущество смерти, необузданность диких сатанинских сил. Интересовался он и чисто формальными моментами, используя сложные ракурсы фигур, динамику движений, подчеркнутую объемность тел.Лит.

Walter S. Baldung Grien. Dresden, 1975..

Значения в других словарях
Балестра

, Антонио (Balestra, Antonio) 1666, Верона — 1740, Верона. Итальянский живописец. Мастер веронской школы. Ученик А. Белуччи в Венеции. Занимался в Риме у К. Маратти и в 1690 получил премию на конкурсе в Академии Св. Луки. В римской художественной среде, однако, его талант колориста не был оценен. Покинув Рим, едет в Неаполь, где знакомится с живописью Луки Джордано, Дж. Ланфранко, Ф. Солимены. Неоднократно возвращался в Верону, работал в Венеции. С 1718 его имя упоминается в гильдии венецианских..

Балла

, Джакомо (Balla, Giacomo) 1871, Турин — 1958, Рим. Итальянский живописец, скульптор, дизайнер. Представитель футуризма. Учился в Академии Альбертина в Турине. В 1895 переехал в Рим, где регулярно участвовал в выставках Общества любителей и почитателей искусств. При посещении Парижа в 1900 ознакомился с импрессионизмом и дивизионизмом, увлекся проблемами света и цвета в живописи. Вернувшись в Рим, открыл собственную учебную студию, которую посещали Боччони, Северини, Сирони. В период 1900-х писа..

Бальтюс

(Balthus), наст. Имя Клоссовски де Рола, Бальтазар (Klossowski de Rola, Balthazar) 1908, Париж — 2001, Ла Россиньер, Швейцария. Французский живописец. Родившись в артистической семье (отец — историк искусства, мать — живописец), с детства был знаком с такими известными художниками, как Боннар, Руссель, Дерен. Специального образования не получил, овладевал мастерством путем копирования картин в Лувре. Его любимыми художниками были Пуссен, Пьеро делла Франческа, Сезанн. В юношеские годы увлекся д..

Бандинелли

, Баччо (Bandinelli, Baccio), наст. Имя Бандинелли, Бартоломео 1488, Флоренция — 1560, Флоренция. Итальянский скульптор. Бартоломео Бандинелли, вошедший в историю искусств под уменьшительным именем Баччо, принадлежит, наряду с Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати и Джованни да Болонья, к ведущим флорентийским скульпторам периода т. Н. Маньеризма. Сын флорентийского ювелира, выполнявшего заказы для правителей Флоренции — Медичи, Бандинелли обучался мастерству скульптора у Джан Франческо Рустичи..

Дополнительный поиск Бальдунг Бальдунг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бальдунг" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бальдунг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа