Барлах

489

, Эрнст (Barlach, Ernst) 1870, Ведель, округ Гольштейн — 1938, Росток. Немецкий скульптор, график, драматург. Обучался скульптуре в Художественно-промышленном училище в Гамбурге (1888—1991), затем в дрезденской Академии художеств у Роберта Дица (1891—1995). В 1895—1896 и в 1897 посетил Париж, где недолгое время занимался в Академии Жюлиана. Ранние работы, созданные в Гамбурге, Берлине и Веделе, отмечены печатью символизма и декоративности стиля модерн. В 1906 Барлах совершил поездку в Россию, которая сыграла важную роль в его творческом самоопределении. Кряжистые фигуры и широкие жесты людей из простонародья, обитателей степных просторов южной России, подсказали ему новый пластический язык. В скульптурах, созданных по этим впечатлениям, формы обобщаются, и внутренние состояния людей передаются лаконичными объемами с четко прочерченными силуэтами.

Царственно-самоуверенная поза грузной женщины, опирающейся руками на широко расставленные колени, вписывается в форму купола (Сидящая женщина, 1907, Гюстров, Дом-мастерская Барлаха), а наклон нищенки с тянущейся за подаянием рукой очерчивается пружинистой параболой (Русская нищая, 1907, Гамбург, музей "Дом Барлаха"). В 1909 Барлах посетил Италию, где состоялось его знакомство с поэтом Теодором Дойблером, переросшее в многолетнюю дружбу. В следующем году он переехал в мекленбургский городок Гюстров, который стал местом его пожизненного обитания. В период 1910-х завершается становление творческой программы мастера, определившей его роль в направлении экспрессионизма. В драме Мертвый день (1911) и иллюстрациях к ней предстают отвлеченные от конкретной реальности персоны, охваченные сильными страстями и пребывающие в типовых экзистенциальных состояниях.

Эмоциональные сгустки в скульптурных произведениях также являют кульминационные моменты на жизненном пути человека. Фигуры, представленные в момент ярости, протеста, гнева, ужаса, решимости или покорности судьбе, изолированы от сюжетного контекста, их аффекты не мотивированы внешними обстоятельствами и потому символизируют земной удел человека, ведущего в одиночестве свою борьбу (Разъяренный, 1910. Одинокий, 1911. Обе — Гамбург, музей "Дом Барлаха". Мститель, 1914, Росток, Гор. Музей). Динамика фигур проявляется в напряженных соотношениях крупных объемов, в тугих натяжениях и резких сломах драпировок. События Первой мировой войны и ее губительные последствия для Германии отозвались в творчестве Барлаха усилением драматического начала.

В рельефных композициях Жизнь и смерть (1916—1917, Гюстров, Дом-мастерская Барлаха) и Переход (Потрясенные, 1917, Берлин, собрание Курта Ройти) современные сюжеты военных бедствий включаются в тематический и стилистический контекст средневековой традиции, и тема смертного часа, перехода в потусторонний мир обретает трагический накал. Скульптура Зябнущая девушка (1916, Галле, Гос. Музей Морицбург) персонифицирует одиночество и неприкаянность человека в мире, а Человек в рогатке (1918, Гамбург, Кунстхалле) наполняется символическим смыслом бессильного протеста, подавленного беспощадным социальным механизмом. В период 1920-х Барлах, ощущавший внутреннее родство своего метода с приемами средневековых мастеров, целенаправленно обращается к национальному художественному наследию.

Он много путешествует по Германии, внимательно изучает памятники Нюрнберга, Магдебурга, Бамберга, Вюрцбурга, Любека, Наумбурга, Страсбурга. Старинные традиции резьбы по дереву претворяются им в скульптуре Моисей (1919, Гамбург, музей "Дом Барлаха"), где компактный вертикальный объем подчинен форме древесного ствола. В это время Барлах много занимается графикой, достигая высокой выразительности в предпочитаемой экспрессионистами технике ксилографии, с ее обобщенными формами и яркими светотеневыми эффектами (серия Превращения Бога, 1920. Иллюстрации к собственной драме Подкидыш, 1922. Иллюстрации к картине Вальпургиева ночь из Фауста Гёте, 1922). В скульптурных группах по мотивам средневековой иконографии Барлах продолжает разрабатывать тему вечных состояний и неизбывных ситуаций человеческого бытия (Поцелуй, 1921.

Отдых, 1924, обе — Гюстров, Дом-мастерская Барлаха. Смерть, 1925. Встреча, 1926, обе — Гамбург, музей "Дом Барлаха"). Фигуры, облаченные в длинные рубашки-балахоны, отличаются компактностью монолитных объемов, простотой силуэтной линии, а движение выявляется не волнением драпировок, а чередованием упругих натяжений и свободных провисаний тканевых покровов. В статуе Парящий Бог-Отец (1922, Гюстров, Дом-мастерская Барлаха) переломы складок порождают впечатление мощных толчков, направляющих полет фигуры, а в ракурсе спереди движение замирает, и вытянутые вперед руки Саваофа простираются к зрителю в благословляющем жесте. К этому периоду творческого расцвета мастера относятся его лучшие монументальные работы.

В 1927 по заказу муниципалитета Гюстрова в память о жертвах мировой войны был создан монумент Парящий ангел. Горизонтальная статуя подвешена на цепях в интерьере гюстровского собора XIV в., над решеткой, некогда ограждавшей купель. Фигура ангела с прижатыми к груди руками и устремленной вперед головой уподоблена птице, несущейся со сложенными крыльями, одновременно разрезающей пространство и недвижно зависающей в нем. Сливая воедино противоположные мотивы стремительного полета и оцепенелого парения, Барлах достигает впечатления бесконечной длительности, вечного пребывания в настоящем. На лице ангела с закрытыми глазами и плотно сомкнутыми устами запечатлелось выражение скорби и надмирной отрешенности.

Размещение фигуры над местом купели пробуждает представление о непрерывно возобновляющемся цикле человеческой жизни, от рождения до смерти. В следующем году появился монумент Воитель духа, установленный перед университетской церковью города Киля. В фигуре ангела с мечом, попирающего зверя, заимствования из средневековой иконографии служат выражению пацифистских идей и представлений о вековечной борьбе добра и зла. В 1929 в Магдебурге был воздвигнут памятник погибшим в войне жителям города. Установленный в нише готического собора Св. Маврикия и Катарины, он решен по образцу средневековых пристенных надгробий. Фигуры трех воинов, стоящих у могильного креста, объединены в симметричной композиции. В нижнем регистре им соответствуют три аллегорические полуфигуры — Смерти, Скорби и Отчаяния.

Фронтальное положение фигур, плотно сомкнутых в неглубоком пространстве, придает скульптурной группе сходство с рельефом на плоской плите. Период 1930-х стал для Барлаха временем суровых испытаний. Травля его как пацифиста и "дегенеративного" художника началась еще до прихода нацистов к власти. Сгущающаяся атмосфера враждебности и подозрительности вынудила скульптора к "внутренней эмиграции", к замкнутому существованию в Гюстрове и близлежащем Хайдберге, где находилась его мастерская. Его крупнейшее создание 1930-х — Фриз внемлющих, задуманный как монументальный ансамбль, но так и оставшийся в виде ряда свободно стоящих статуй (1930—1935, Гамбург, музей "Дом Барлаха"). Фриз внемлющих первоначально предназначался для украшения музыкальной комнаты в частном доме, но начатая в 1930 работа была прервана отказавшейся от своего намерения заказчицей.

В 1934 появился другой патрон, побудивший скульптора завершить галерею из девяти статуй, представляющих разные человеческие типы и эмоциональные состояния. Вырезанные из дерева вертикальные фигуры на узких постаментах уподоблены статуям соборных порталов. Внешне они статичны, но жесты прижатых к телу рук выражают направленный внутрь эмоциональный порыв. "Интровертные" персонажи с опущенными веками словно прислушиваются к волнениям своей душевной жизни, пробужденным звуками музыки и зовами высшего духовного начала. Христианское миросозерцание противопоставляется Барлахом разгулу зла, воцарившемуся в реальности фашистской Германии. Его магдебургский памятник был удален из собора, а гюстровский Парящий ангел снят и переплавлен на снаряды.

После войны с сохранившейся модели были сделаны две отливки. Одна для собора в Гюстрове, другая для собора в Кёльне. Около 380 работ Барлаха подверглись конфискации и шельмованию в ходе кампании против "выродившегося искусства", а самому мастеру было запрещено заниматься профессиональной деятельностью.Лит. Эрнст Барлах. Скульптура. Графика. Каталог выставки. М., 1970. Маркин Ю. П. Эрнст Барлах. Пластические произведения. М., 1976. Ernst Barlach. Werkverzeichnis. Bearb. Von F. Schult. Bd. 1—3. Hamburg, 1958, 1960, 1971. Flemming W. Ernst Barlach. Wesen und Werk. Bern, 1958. Schult F. Barlach im Gesprach. Leipzig, 1987..

Значения в других словарях
Баратта

, Пьетро (Baratta, Pietro) 1638, Каррара — 1729, Венеция. Итальянский скульптор венецианской школы. Один из мастеров раннего классицизма в пластике Венето. Родом из Каррары. С 1693 работал в Венеции в мастерской Ф. Кабьянка. Помимо Венеции исполнял заказы для собора в Удине, двора курфюрста Саксонии в Дрездене. Баратта приписываются следующие работы. Рельеф Св. Себастьян, излечиваемый двумя женщинами (Венеция, церковь Сан Себастьяно), Кротость (Венеция, церковь Санта Мария делла Карита), памятни..

Бари

, Антуан Луи (Barye, Antoin-Louis) 1795, Париж — 1875, Париж. Французский скульптор, живописец, график. Бари — сын ювелира, отец с детства обучал его своему ремеслу. С тринадцати лет Антуан начал зарабатывать на жизнь, поступив учеником к граверу Фурье, затем к ювелиру Бикуне. Овладел различными видами обработки металла, что пригодилось ему в дальнейшем, когда он стал профессиональным скульптором. Служил в армии, вначале топографом, затем сапером (1812—1814). После армии поступает в мастерскую с..

Бароччи

, Федерико (Barocchi, Federico) 1535, Урбино — 1612, Урбино. Итальянский живописец. Ученик Баттиста Франко и урбинского живописца и архитектора Джироламо Дженга. Уже в юности познакомившись с работами Тициана, находившегося в Урбино, Бароччи в середине 1550-х отправился в Рим, где изучал произведения Рафаэля и подружился с Таддео Дзуккаро. В 1560—1563 Бароччи вторично побывал в Риме, где принял участие в росписях казино папы Пия IV. Однако вскоре он отравился (или был отравлен), сумел добраться ..

Барриа

, Луи Эрнест (Barrias Louis-Ernest) 1841, Париж — 1905, Париж. Французский скульптор. Происходил из семьи художников — отец его был миниатюристом, брат — живописцем. Луи Эрнест с 1857 учился в Школе изящных искусств у Жуфруа, Кавелье, Конье. С 1861 начинает выставляться в Салоне, в основном, портретными бюстами. В 1861 выполняет портреты Барриа и Жазе, в 1863 — Жюля Фора и своего учителя Кавелье. В 1861 участвует в конкурсе на Римскую премию и занимает второе место за композицию Улисс возвращает..

Дополнительный поиск Барлах Барлах

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Барлах" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Барлах, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 6 символа