Беллини, Якопо
(Bellini, Jacopo) Ок. 1400, Венеция — ок. 1470, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик XV в., основоположник Раннего Возрождения в Венеции. Ученик Джентиле да Фабриано. Отец венецианских живописцев Джентиле и Джованни Беллини. Был связан семейными узами с Мантеньей, женатым на его дочери. Работал в Венеции, Падуе, Вероне, Ферраре. Сведения некоторых источников о работе во Флоренции и Риме совместно с Джентиле да Фабриано недостаточно достоверны. Якопо Беллини начал свой творческий путь в годы, когда венецианская живописная школа, сохранившая связь с византийско-готическими традициями, была одной из самых консервативных в Италии. Художник стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения.
Несомненное значение для его формирования как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения — Уччелло (работал в Венеции в 1425—1431, в Падуе в 1445—1446), А. Дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443—1453), а также контакты с Пизанелло. Возможно также его знакомство с крупнейшим теоретиком искусства Раннего Возрождения Л. Б. Альберти. В то же время, развивая в своем творчестве ведущие художественные идеи Раннего Возрождения, Я. Беллини находит их специфическое решение, тесно связанное с культурным и общественным климатом Венеции, ее историческими и культурными традициями. Основную часть творческого наследия Я.
Беллини составляют два альбома рисунков большого формата (Париж, Лувр и Лондон, Британский музей), содержащие около 230 работ. Вопрос об их датировке является спорным. По-видимому, работа над альбомами могла быть начата во второй половине 1440-х и завершена в середине или второй половине 1450-х. Рисунки лондонского альбома, выполненные свинцовым штифтом, скорее всего, предшествуют парижским. Среди последних преобладают листы, с почти ювелирной тонкостью проработанные пером и отличающиеся большей зрелостью стиля. Значительная часть последних — многофигурные сцены на темы из Священного Писания, в которых художник дал своим венецианским современникам примеры принципиально новых решений. Его интересы сосредотачиваются на трех проблемах.
Разработке принципов перспективного построения пространства, создании новой модели сложной многофигурной композиции и новых типов зданий. Эти проблемы были также в центре внимания крупнейшего теоретика итальянского искусства Л. Б. Альберти. Неизвестно, был ли художник знаком с трудами Альберти, но он нашел самобытное, близкое к духу венецианской культуры их решение. Главным мотивом, организующим композицию, у него становятся огромные, заполняющие почти всю поверхность листа порталы зданий или арок, в пролетах которых открывается глубокое пространство, построенное по правилам перспективы. Необычная растянутость в глубину этого пространства, отличающая перспективу Я. Беллини от перспективы Альберти, позволяет художнику развертывать действие не только на первом, но и на заднем плане, вовлекать в действие не только персонажи Священного Писания, но и многочисленных зрителей, ввести в повествование эпизоды из современной жизни.
В графическом наследии Я. Беллини необычно большое место занимает также светская тематика — рыцарские и мифологические сцены, наброски сельских сцен. Наконец, архитектура является в этих рисунках не только фоном действия, но и самостоятельным художественным объектом. Разработанные Я. Беллини варианты огромного, сложного по своей структуре дворца, базилики, арки, центрического храма, в которых живописность и декоративное великолепие венецианской поздней готики сочетаются с классическими элементами и новыми архитектурными идеями, намного опередили реальное развитие венецианской архитектуры. Живописное наследие Я. Беллини дошло до нас очень фрагментарно. Немногие сохранившиеся живописные работы художника (Мадонна с Младенцем, Ловере, Музей Тадини.
Св. Иероним, Верона, Музей Кастельвеккио. Распятие, Венеция, Музей Коррер) находят аналогии в его рисунках. Я. Беллини оказал значительное воздействие на формирование ренессансной живописной школы Венеции, на творчество ведущих венецианских живописцев второй половины XV в. — Джованни и Джентиле Беллини, Карпаччо.Лит. Смирнова И. А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994. Goloubew V. Les dessins de Jacopo Bellini. Bruxelles, 1908—1912. Vol. 1—2. Rotlisberger M. Studi su Jacopo Bellini. Bern, 1960. Joost-Gaugier C. Jacopo Bellini. New York, 1984. Eisler C. The Genius of Jacopo Bellini. Complete Paintings and Drawings. New York, 1989..
Дополнительный поиск Беллини, Якопо
На нашем сайте Вы найдете значение "Беллини, Якопо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беллини, Якопо, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 14 символа