Беллини, Якопо

197

(Bellini, Jacopo) Ок. 1400, Венеция — ок. 1470, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик XV в., основоположник Раннего Возрождения в Венеции. Ученик Джентиле да Фабриано. Отец венецианских живописцев Джентиле и Джованни Беллини. Был связан семейными узами с Мантеньей, женатым на его дочери. Работал в Венеции, Падуе, Вероне, Ферраре. Сведения некоторых источников о работе во Флоренции и Риме совместно с Джентиле да Фабриано недостаточно достоверны. Якопо Беллини начал свой творческий путь в годы, когда венецианская живописная школа, сохранившая связь с византийско-готическими традициями, была одной из самых консервативных в Италии. Художник стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения.

Несомненное значение для его формирования как художника имело знакомство с творчеством ведущих мастеров флорентийского Раннего Возрождения — Уччелло (работал в Венеции в 1425—1431, в Падуе в 1445—1446), А. Дель Кастаньо (работал в Венеции в 1442), великого флорентийского скульптора Донателло (работал в Падуе в 1443—1453), а также контакты с Пизанелло. Возможно также его знакомство с крупнейшим теоретиком искусства Раннего Возрождения Л. Б. Альберти. В то же время, развивая в своем творчестве ведущие художественные идеи Раннего Возрождения, Я. Беллини находит их специфическое решение, тесно связанное с культурным и общественным климатом Венеции, ее историческими и культурными традициями. Основную часть творческого наследия Я.

Беллини составляют два альбома рисунков большого формата (Париж, Лувр и Лондон, Британский музей), содержащие около 230 работ. Вопрос об их датировке является спорным. По-видимому, работа над альбомами могла быть начата во второй половине 1440-х и завершена в середине или второй половине 1450-х. Рисунки лондонского альбома, выполненные свинцовым штифтом, скорее всего, предшествуют парижским. Среди последних преобладают листы, с почти ювелирной тонкостью проработанные пером и отличающиеся большей зрелостью стиля. Значительная часть последних — многофигурные сцены на темы из Священного Писания, в которых художник дал своим венецианским современникам примеры принципиально новых решений. Его интересы сосредотачиваются на трех проблемах.

Разработке принципов перспективного построения пространства, создании новой модели сложной многофигурной композиции и новых типов зданий. Эти проблемы были также в центре внимания крупнейшего теоретика итальянского искусства Л. Б. Альберти. Неизвестно, был ли художник знаком с трудами Альберти, но он нашел самобытное, близкое к духу венецианской культуры их решение. Главным мотивом, организующим композицию, у него становятся огромные, заполняющие почти всю поверхность листа порталы зданий или арок, в пролетах которых открывается глубокое пространство, построенное по правилам перспективы. Необычная растянутость в глубину этого пространства, отличающая перспективу Я. Беллини от перспективы Альберти, позволяет художнику развертывать действие не только на первом, но и на заднем плане, вовлекать в действие не только персонажи Священного Писания, но и многочисленных зрителей, ввести в повествование эпизоды из современной жизни.

В графическом наследии Я. Беллини необычно большое место занимает также светская тематика — рыцарские и мифологические сцены, наброски сельских сцен. Наконец, архитектура является в этих рисунках не только фоном действия, но и самостоятельным художественным объектом. Разработанные Я. Беллини варианты огромного, сложного по своей структуре дворца, базилики, арки, центрического храма, в которых живописность и декоративное великолепие венецианской поздней готики сочетаются с классическими элементами и новыми архитектурными идеями, намного опередили реальное развитие венецианской архитектуры. Живописное наследие Я. Беллини дошло до нас очень фрагментарно. Немногие сохранившиеся живописные работы художника (Мадонна с Младенцем, Ловере, Музей Тадини.

Св. Иероним, Верона, Музей Кастельвеккио. Распятие, Венеция, Музей Коррер) находят аналогии в его рисунках. Я. Беллини оказал значительное воздействие на формирование ренессансной живописной школы Венеции, на творчество ведущих венецианских живописцев второй половины XV в. — Джованни и Джентиле Беллини, Карпаччо.Лит. Смирнова И. А. Якопо Беллини и начало Возрождения в Венеции. М., 1994. Goloubew V. Les dessins de Jacopo Bellini. Bruxelles, 1908—1912. Vol. 1—2. Rotlisberger M. Studi su Jacopo Bellini. Bern, 1960. Joost-Gaugier C. Jacopo Bellini. New York, 1984. Eisler C. The Genius of Jacopo Bellini. Complete Paintings and Drawings. New York, 1989..

Значения в других словарях
Беллини, Джентиле

(Bellini, Gentile) 1429, Венеция — 1507, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. Сын и ученик Якопо Беллини. Испытал влияние Мантеньи. В 1469 получил рыцарский титул от императора Фридриха III. В 1474 занял пост официального живописца Венецианской республики и получил поручение возглавить работу над обширным циклом монументальных живописных панно на исторические темы в зале Большого совета Дворца дожей (не сохранились). В 1479—1480 художник посетил Константинополь по приглаше..

Беллини, Джованни

(Bellini, Giovanni) Ок. 1430, Венеция — 1516, Венеция. Итальянский живописец, ведущий мастер венецианского Раннего Возрождения. Сын и ученик Якопо Беллини. В 1479 в связи с отъездом в Константинополь Джентиле Беллини Джованни был временно назначен руководителем работ по созданию цикла исторических композиций для зала Большого совета Дворца дожей. В 1483 получил пост официального живописца Венецианской республики. Получал заказы от маркизы Мантуи Изабеллы Гонзага и герцога Феррары Альфонсо д’Эст..

Беллотти

, Пьетро (Bellotti, Pietro) 1625, Волчано, Брешия — 1700, Гарньяно на озере Гарда. Венецианский живописец. Родом из Брешии, где сформировался в кругу мастеров позднего маньеризма (Пальма Младший, Ф. Дзуньо, А. И Б. Гандино), а также местных портретистов (П. Мера, А. Маганца и др.). В 1638/1639 переехал в Брешию, где жила его сестра, а затем — в Венецию, где работал в мастерской портретиста из Падуи Джироламо Форабоски. Испытал наиболее сильное влияние последователя Рембрандта Б. Кейля (Монсу Бер..

Беллотто

, Бернардо (Bellotto, Bernardo), прозв. Каналетто (Canaletto) 1720, Венеция — 1780, Варшава. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Венецианская школа. Ученик своего дяди А. Канале (известного как Каналетто). Работал в Италии (Венеции, Риме, Флоренции, Турине, Вероне), а также в Дрездене (1747—1759), Вене (1759—1760), Мюнхене (1761), снова в Дрездене (1762—1767), после краткого пребывания в Петербурге с 1768 до конца жизни жил и работал в Варшаве. Мастер ведуты. Манеру живописи и прозвище у..

Дополнительный поиск Беллини, Якопо Беллини, Якопо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беллини, Якопо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беллини, Якопо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 14 символа