Беллотто

215

, Бернардо (Bellotto, Bernardo), прозв. Каналетто (Canaletto) 1720, Венеция — 1780, Варшава. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Венецианская школа. Ученик своего дяди А. Канале (известного как Каналетто). Работал в Италии (Венеции, Риме, Флоренции, Турине, Вероне), а также в Дрездене (1747—1759), Вене (1759—1760), Мюнхене (1761), снова в Дрездене (1762—1767), после краткого пребывания в Петербурге с 1768 до конца жизни жил и работал в Варшаве. Мастер ведуты. Манеру живописи и прозвище унаследовал от А. Канале, с произведениями которого часто путали работы Беллотто. Однако уже в ранних картинах, выполненных в Риме (Пьяцца Навона, 1740—1745, Нант, Художественный музей. Вид Капитолия, 1740—1745, Парма, Нац. Галерея) и Турине (Старый мост через реку По в Турине, 1745, Турин, галерея Сабауда), заметны черты, позволяющие говорить о том, что художнику удалось создать свой тип ведуты.

Как и А. Канале, с помощью камеры-обскуры Беллотто передает характер изображаемой местности с топографической точностью. Но венецианская декоративная красочность картин А. Канале сменяется у Беллотто более педантичным, описательным воспроизведением действительности. Плотная, пастозная манера письма придает материальность объемам зданий, древесных крон, фигур людей. Большие картины-панно Беллотто свидетельствуют о стремлении художника к максимальной объективности, при которой, однако, утрачивается очарование легкой кисти и праздничности цвета, присущее ведутам А. Канале. С 1747 Беллотто работает в Дрездене при дворе курфюрста Саксонии Августа III. По заказу Г. Брюля, министра саксонского короля, в 1747—1755 художником была написана серия архитектурных пейзажей с видами Дрездена и Пирны.

В ведутах Пирна с правого берега Эльбы, Цвингер в Дрездене (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Вид Пирны от крепости Зонненштейн (Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) в перспективном построении усиливается четкость и строгость планов. Панорамы городов открываются издалека от поросшего зеленью противоположного берега реки, но объемы зданий легко читаемы, словно отграничены от неба и зеркальной глади реки. Рационально выстроено и пространство площадей немецких городов в ведутах Рыночная площадь в Пирне (Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Площадь Нового рынка в Дрездене (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Беллотто выбирает момент освещения, когда особенно четко выявлены контрасты света и тени и границы пятен холодного светлого и почти черного цветов в замкнутой перспективе площадей создают впечатление резкой пластической определенности освещенных и затененных зон.

Благодаря деятельности Беллотто при европейских дворах в Дрездене, Мюнхене, Вене, где он писал виды городов, усадеб с парками, предместий, традиции венецианской ведуты получили известность. В 1759 он был приглашен императрицей Марией Терезией в Вену, выезжал для выполнения заказов при баварском дворе в Мюнхен (1761), а с 1768 постоянно работал в Варшаве в качестве придворного художника короля Станислава Августа Понятовского. В Польше Беллотто были созданы виды Варшавы, дворца и живописного парка в Вилланове, замков на берегу Вислы. В произведениях 1760-х — Площадь Бернардинцев (1767), Церковь кармелиток и дворец Радзивиллов (1767), Вид на Вилланов с юга (1760-е), Реконструкция королевского дворца (1767, все — Варшава, Королевский дворец) — стаффажные фигурки приобретают большую характерность, привнося элемент жанровости в архитектурные виды.

В созданных по воспоминаниям ведутах итальянских городов конца 1760-х (Вид Форума, 1769. Площадь Ротонды в Риме. Пантеон, 1769, обе — Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) с предельной четкостью выстроенная перспективная композиция и резкие светотеневые контрасты акцентируют пластику древних античных построек. В обращении художника к подобным сюжетам проявились антикизирующие вкусы времени. Беллотто известен также как прекрасный рисовальщик и гравер. В графических видах европейских городов художнику в большей степени, чем в живописи, удалось раскрыть новые возможности венецианского пейзажа XVIII в. В освоении передачи пленэра.Лит. Федотова Е. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Pignatti T.

Gli inizi di Bernardo Bellotto // Arte Veneta, 1966, Anno XX. P. 218—229. Europaische Veduten des Bernardo Bellotto, genannt Canaletto. Ausstellung. Essen, 1966. Pizzi A. La Varsawia di Bellotto. Venezia, 1990. Bellotto Bernardo. Verona e le citta europee. Catalogo della mostra, a cura di S. Martinelli. Milano, 1990..

Значения в других словарях
Беллини, Якопо

(Bellini, Jacopo) Ок. 1400, Венеция — ок. 1470, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик XV в., основоположник Раннего Возрождения в Венеции. Ученик Джентиле да Фабриано. Отец венецианских живописцев Джентиле и Джованни Беллини. Был связан семейными узами с Мантеньей, женатым на его дочери. Работал в Венеции, Падуе, Вероне, Ферраре. Сведения некоторых источников о работе во Флоренции и Риме совместно с Джентиле да Фабриано недостаточно достоверны. Якопо Беллини начал свой творческий путь в го..

Беллотти

, Пьетро (Bellotti, Pietro) 1625, Волчано, Брешия — 1700, Гарньяно на озере Гарда. Венецианский живописец. Родом из Брешии, где сформировался в кругу мастеров позднего маньеризма (Пальма Младший, Ф. Дзуньо, А. И Б. Гандино), а также местных портретистов (П. Мера, А. Маганца и др.). В 1638/1639 переехал в Брешию, где жила его сестра, а затем — в Венецию, где работал в мастерской портретиста из Падуи Джироламо Форабоски. Испытал наиболее сильное влияние последователя Рембрандта Б. Кейля (Монсу Бер..

Бенвенути

, Пьетро (Benvenuti, Pietro) 1769, Ареццо — 1844, Флоренция. Известный итальянский живописец и рисовальщик эпохи неоклассицизма. Окончил Академию художеств Флоренции, в 1788—1804 находился в Риме в качестве пенсионера, затем работал в Ареццо и Неаполе, с 1805 — профессор живописи флорентийской Академии художеств, с 1807 — ее президент. Пользовался большим авторитетом в официальных художественных кругах, современники называли его "король тосканских художников", подобно тому, как его друг В. Камуч..

Бендеман

, Эдуард Юлий Фридрих (Bendemann, Eduard Zulius Friedricx) 1811, Дюссельдорф — 1889, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Учился живописи у Ф. В. Фон Шадова в Берлине, в Академии художеств. С 1827 по 1830 — в Академии художеств Дюссельдорфа (зачислен сразу в высший класс художников-исполнителей). Его дарование было замечено, и с 1833 он посещает мастерский класс. Раннее произведение художника Иеремия на развалинах храма было выставлено в залах Академии как работа уже зрелого мастера. С 1867 — директ..

Дополнительный поиск Беллотто Беллотто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Беллотто" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Беллотто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа