Берругете, Педро

209

(Berruguete, Pedro) Ок. 1450 (?), Паредес де Нава, Кастилия — 1504, Кастилия. Испанский живописец. Крупнейший мастер раннего испанского Возрождения. Картины, созданные им в молодые годы под влиянием готизирующей нидерландской традиции для церквей Паредес де Нава и ее окрестностей, малоизвестны. Между 1475 и 1483 работал в Италии при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро, что засвидетельствовано рядом источников. В документах Урбино упомянут как Пьетро Спаньоло. В сотрудничестве с нидерландским живописцем И. Ван Гентом создал для библиотеки герцогского дворца несколько картин и серию изображений великих мужей древности, мыслителей Греции и Рима, деятелей христианской церкви, крупные полуфигуры которых исполнены достоинства и внутренней силы (дворец в Урбино.

Париж, Лувр. Рим, Нац. Галерея). До сих пор в науке не решена проблема авторства той или иной картины. Если предположить, что некоторые из них написаны Берругете в содружестве с И. Ван Гентом, а некоторые не принадлежат его кисти, то доля участия молодого кастильца представляется, тем не менее, весьма значительной. Работая в Урбино, одном из самых блестящих центров ренессансной Италии, в активных контактах с такими мастерами, как Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли, Берругете глубоко воспринял существо ренессансной концепции человеческой личности. Он обогатил свое искусство новыми, неизвестными испанской, и особенно кастильской, живописи приемами в решении композиции, объединяющей фигуры общим архитектурным пространством, в построении перспективы, пластической лепке полновесных объемов и крупных цветовых плоскостей, в освещении, ритмическом созвучии линий и красок и многими другими достижениями итальянской изобразительной культуры.

Точная дата возвращения Берругете в Испанию неизвестна, но в 1483 он исполнил фрески для собора в Толедо (не сохранились). Художник вновь поселился в Паредес де Нава, обзавелся семьей, в 1486 родился его старший сын Алонсо, в будущем знаменитый скульптор Испании. Берругете активно работал над созданием алтарных образов в храмах Толедо, Авилы, Бургоса, Валенсии, Паредес де Нава. Особое место в его жизни заняла Авила, в которой жил Великий инквизитор Торквемада, покровитель художника. По-видимому, Торквемаде принадлежала изобразительная программа, которой он следовал при создании своих работ для авильской церкви Сан Томе (1490—1496). В Авиле произошло тесное сближение Берругете с доминиканцами. С 1499 участвовал в создании главного алтаря в кафедральном соборе города (его кисти принадлежат картины Моление о чаше, Бичевание Христа и в пределле — полуфигуры святых).

В произведениях Берругете начала 1480-х еще сохранялись итальянские традиции — в Автопортрете (Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано), возможно, написанном еще в Италии, в картинах Молитва св. Григория (Сеговия, Музей собора), Усекновение главы Иоанна Крестителя (Бургос, церковь Санта Мария дель Кампо) с классическим построением пространства интерьера, формами дворцовой архитектуры Урбино. В изображениях Богоматери с Младенцем на троне художник следовал ренессансному идеалу Божественного материнства (Валенсия, сакристия собора. Мадрид, ратуша. Мадрид, Прадо). На испанской почве в творчестве Берругете возобладала архаическая концепция, что проявилось в подчас неточном соблюдении перспективы, затененности пространства, использовании золотого фона, разномасштабности фигур.

Картины, предназначенные для алтарных композиций, стали совсем небольшими, их житийный характер потребовал многофигурных сцен, сюжетной повествовательности, введения деталей. Вместе с тем в творчестве Берругете, как ни у одного испанского живописца того времени, быстро выявились черты национального художественного видения, сочетающего привязанность к натуре, к материальности форм с суровой духовной экзальтацией. Воздействием ренессансной традиции отмечены торжественные, полные живой наблюдательности картины главного алтаря Св. Фомы Аквинского в церкви Св. Фомы (Сан Томе) в Авиле с центральной композицией, изображающей церемонию облачения юноши Фомы в монашеское одеяние, или сцену чудесного появления апостолов Петра и Павла в келье святого.

Когда-то находившиеся в этой церкви циклы алтарных картин, посвященных основателю ордена — св. Доминику де Гусману и св. Петру Мученику (после 1495, ныне — Мадрид, Прадо), не все художественно равноценны. В рамках церковной иконографии мастер запечатлел то, что мог наблюдать в реальной жизни. Сцену осуждения еретиков на городской площади (Св. Доминик на аутодафе), столь характерный для католической Испании эпизод сожжения еретических книг (Св. Доминик, сжигающий книги), выразительные типы слепца-нищего и его поводыря (Чудо перед ракой Св. Фомы), собрание духовенства в строгом монастырском зале (Явление Девы Марии монахам). В интерьерах с готическими сводами и орнаментацией, звездчатыми мавританскими потолками, изразцами на стенах, в затканных золотом узорчатых занавесях, парчовых одеждах вельмож, контрастирующих с черными монашескими рясами, — зримое ощущение бурной и переломной эпохи в истории Испании, исполненной подъема и драматизма.

Одно из главных завоеваний Берругете состояло в гуманистическом утверждении человеческой личности. Действующие лица его религиозных картин наделены значительностью, индивидуальностью облика. Мастера особенно привлекал образ возвеличенной выдающейся личности прошлого. Полуфигуры иудейских царей в драгоценных одеяниях (алтарь церкви Св. Евлалии в Паредес де Нава), святых Августина, Матфея, Иеронима (главный алтарь собора в Авиле) как бы возвратили его к работам в Урбино. Характер изображений, помещенных в пределлах, их масштаб во многом изменились, но сохранилось главное — стремление донести до зрителя физическую и нравственную красоту, мудрость, душевную стойкость, преданность идее, внутреннюю силу этих людей.

К изображению св. Матфея в соборе Авилы близка картина Иоанн Евангелист на острове Патмос (Гранада, Королевская капелла, собрание сакристии), сливающая традиции нидерландского и итальянского искусства. В Испании рубежа XV—XVI столетий еще не сложились условия для подлинно творческого продолжения того, что было достигнуто в живописи Берругете, отзвук его исканий обычно стремятся найти уже в XVII в.Лит. Lainez E. Berruguete, pintor de Castilla. Madrid, 1935. Angulo D. Pedro Berruguete en Paredes de Nava. Barselona, 1946..

Значения в других словарях
Бернини, Пьетро

(Bernini, Pietro) 1552, Сесто Фьорентино — 1629, Рим. Итальянский скульптор, отец архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини. Учителем Пьетро Бернини был флорентийский скульптор Каччини — один из создателей популярного декора моста Санта Тринита через реку Арно. Творческую карьеру Пьетро начал в Неаполе. В начале XVII в. Бернини обосновался в Риме, где получил известность как мастер живописного рельефа, отличавшегося тонкостью и богатством моделировки. Одной из лучших работ этого рода яв..

Берругете, Алонсо

(Berruguete, Alonso) 1488, Паредес де Нава — 1561, Толедо. Испанский скульптор и живописец. Сын и ученик П. Берругете. После смерти отца в 1505 покинул Паредес де Нава, уехал в Италию. Учился и работал в Риме и Флоренции. В Риме ему покровительствовал Микеланджело, во Флоренции решающим оказалось влияние художников-маньеристов. Свой творческий путь начал как живописец. В 1517 вернулся в Испанию, некоторое время пробыл в Сарагосе, где находился в свите короля, затем жил в Вальядолиде и Толедо. Он..

Берхем

, Николас (Клас) Питер (Berchem, Nicolas Pieter) 1620, Харлем — 1683, Амстердам. Голландский живописец и гравер, представитель итальянизирующего направления. Учился у своего отца П. Класа, Я. Ван Гойена, Н. Муйарта и Я. Веникса. Работал в Харлеме (с 1642 — член гильдии живописцев) и в Амстердаме (1677—1683). Посетил Италию, жил в Риме (1642—1645). Создавал преимущественно приукрашенные виды итальянской природы в условном серебристом дневном или закатном освещении с включенными в них пасторальным..

Бесерра

, Гаспар (Beserra, Gaspar) 1520, Баэса — 1570, Мадрид. Испанский скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик. Представитель испанского романизма, эклектического художественного направления в странах Европы во 2-й половине XVI в., названного так из-за подражания мастерам римской школы. Бесерра испытал влияние Микеланджело, римских и флорентийских маньеристов, особенно Джорджо Вазари и Даниеле да Вольтерра, работая с ними в Риме. Прекрасный рисовальщик, он еще в Италии прославился как иллюстрато..

Дополнительный поиск Берругете, Педро Берругете, Педро

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Берругете, Педро" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Берругете, Педро, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 16 символа