Берругете, Педро
(Berruguete, Pedro) Ок. 1450 (?), Паредес де Нава, Кастилия — 1504, Кастилия. Испанский живописец. Крупнейший мастер раннего испанского Возрождения. Картины, созданные им в молодые годы под влиянием готизирующей нидерландской традиции для церквей Паредес де Нава и ее окрестностей, малоизвестны. Между 1475 и 1483 работал в Италии при дворе урбинского герцога Федерико да Монтефельтро, что засвидетельствовано рядом источников. В документах Урбино упомянут как Пьетро Спаньоло. В сотрудничестве с нидерландским живописцем И. Ван Гентом создал для библиотеки герцогского дворца несколько картин и серию изображений великих мужей древности, мыслителей Греции и Рима, деятелей христианской церкви, крупные полуфигуры которых исполнены достоинства и внутренней силы (дворец в Урбино.
Париж, Лувр. Рим, Нац. Галерея). До сих пор в науке не решена проблема авторства той или иной картины. Если предположить, что некоторые из них написаны Берругете в содружестве с И. Ван Гентом, а некоторые не принадлежат его кисти, то доля участия молодого кастильца представляется, тем не менее, весьма значительной. Работая в Урбино, одном из самых блестящих центров ренессансной Италии, в активных контактах с такими мастерами, как Пьеро делла Франческа и Мелоццо да Форли, Берругете глубоко воспринял существо ренессансной концепции человеческой личности. Он обогатил свое искусство новыми, неизвестными испанской, и особенно кастильской, живописи приемами в решении композиции, объединяющей фигуры общим архитектурным пространством, в построении перспективы, пластической лепке полновесных объемов и крупных цветовых плоскостей, в освещении, ритмическом созвучии линий и красок и многими другими достижениями итальянской изобразительной культуры.
Точная дата возвращения Берругете в Испанию неизвестна, но в 1483 он исполнил фрески для собора в Толедо (не сохранились). Художник вновь поселился в Паредес де Нава, обзавелся семьей, в 1486 родился его старший сын Алонсо, в будущем знаменитый скульптор Испании. Берругете активно работал над созданием алтарных образов в храмах Толедо, Авилы, Бургоса, Валенсии, Паредес де Нава. Особое место в его жизни заняла Авила, в которой жил Великий инквизитор Торквемада, покровитель художника. По-видимому, Торквемаде принадлежала изобразительная программа, которой он следовал при создании своих работ для авильской церкви Сан Томе (1490—1496). В Авиле произошло тесное сближение Берругете с доминиканцами. С 1499 участвовал в создании главного алтаря в кафедральном соборе города (его кисти принадлежат картины Моление о чаше, Бичевание Христа и в пределле — полуфигуры святых).
В произведениях Берругете начала 1480-х еще сохранялись итальянские традиции — в Автопортрете (Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано), возможно, написанном еще в Италии, в картинах Молитва св. Григория (Сеговия, Музей собора), Усекновение главы Иоанна Крестителя (Бургос, церковь Санта Мария дель Кампо) с классическим построением пространства интерьера, формами дворцовой архитектуры Урбино. В изображениях Богоматери с Младенцем на троне художник следовал ренессансному идеалу Божественного материнства (Валенсия, сакристия собора. Мадрид, ратуша. Мадрид, Прадо). На испанской почве в творчестве Берругете возобладала архаическая концепция, что проявилось в подчас неточном соблюдении перспективы, затененности пространства, использовании золотого фона, разномасштабности фигур.
Картины, предназначенные для алтарных композиций, стали совсем небольшими, их житийный характер потребовал многофигурных сцен, сюжетной повествовательности, введения деталей. Вместе с тем в творчестве Берругете, как ни у одного испанского живописца того времени, быстро выявились черты национального художественного видения, сочетающего привязанность к натуре, к материальности форм с суровой духовной экзальтацией. Воздействием ренессансной традиции отмечены торжественные, полные живой наблюдательности картины главного алтаря Св. Фомы Аквинского в церкви Св. Фомы (Сан Томе) в Авиле с центральной композицией, изображающей церемонию облачения юноши Фомы в монашеское одеяние, или сцену чудесного появления апостолов Петра и Павла в келье святого.
Когда-то находившиеся в этой церкви циклы алтарных картин, посвященных основателю ордена — св. Доминику де Гусману и св. Петру Мученику (после 1495, ныне — Мадрид, Прадо), не все художественно равноценны. В рамках церковной иконографии мастер запечатлел то, что мог наблюдать в реальной жизни. Сцену осуждения еретиков на городской площади (Св. Доминик на аутодафе), столь характерный для католической Испании эпизод сожжения еретических книг (Св. Доминик, сжигающий книги), выразительные типы слепца-нищего и его поводыря (Чудо перед ракой Св. Фомы), собрание духовенства в строгом монастырском зале (Явление Девы Марии монахам). В интерьерах с готическими сводами и орнаментацией, звездчатыми мавританскими потолками, изразцами на стенах, в затканных золотом узорчатых занавесях, парчовых одеждах вельмож, контрастирующих с черными монашескими рясами, — зримое ощущение бурной и переломной эпохи в истории Испании, исполненной подъема и драматизма.
Одно из главных завоеваний Берругете состояло в гуманистическом утверждении человеческой личности. Действующие лица его религиозных картин наделены значительностью, индивидуальностью облика. Мастера особенно привлекал образ возвеличенной выдающейся личности прошлого. Полуфигуры иудейских царей в драгоценных одеяниях (алтарь церкви Св. Евлалии в Паредес де Нава), святых Августина, Матфея, Иеронима (главный алтарь собора в Авиле) как бы возвратили его к работам в Урбино. Характер изображений, помещенных в пределлах, их масштаб во многом изменились, но сохранилось главное — стремление донести до зрителя физическую и нравственную красоту, мудрость, душевную стойкость, преданность идее, внутреннюю силу этих людей.
К изображению св. Матфея в соборе Авилы близка картина Иоанн Евангелист на острове Патмос (Гранада, Королевская капелла, собрание сакристии), сливающая традиции нидерландского и итальянского искусства. В Испании рубежа XV—XVI столетий еще не сложились условия для подлинно творческого продолжения того, что было достигнуто в живописи Берругете, отзвук его исканий обычно стремятся найти уже в XVII в.Лит. Lainez E. Berruguete, pintor de Castilla. Madrid, 1935. Angulo D. Pedro Berruguete en Paredes de Nava. Barselona, 1946..
Дополнительный поиск Берругете, Педро
На нашем сайте Вы найдете значение "Берругете, Педро" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Берругете, Педро, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 16 символа