Божидаревич

185

, Никола (Bozidarevic, Nikola) Ок. 1460, Кручица близ Дубровника — 1517, Дубровник. Хорватский живописец далматинской школы эпохи Возрождения. Родился в семье живописца Божидара Влатковича, у которого, по-видимому, и получил первые уроки живописи. В 1476 учился у П. Огняновича в Дубровнике, в 1477 отправился совершенствовать мастерство на противоположный берег Адриатики, в Венецию. В дальнейшем в течение примерно 15 лет продолжал работать в Италии, но уже не в Венеции, а в области Марке (более южная часть Адриатического побережья). В 1494 его имя вновь появляется в дубровницких документах. Он получает многочисленные заказы на исполнение алтарных образов и полиптихов в различных церквах Дубровника и окрестностей.

Творчество Божидаревича демонстрирует особенности становления ренессансной живописной школы в этом уголке славянской земли. Художник преодолевает традиции византийской иконописи, оказавшей сильное влияние на местных мастеров, и, усваивая опыт близких ему по духу итальянских живописцев, создает своеобразные произведения. Первая из документально засвидетельствованных работ, исполненных по возвращении на родину, — триптих для доминиканской церкви в Дубровнике (ок. 1500). В центре изображения — Мадонна с Младенцем, окруженная венком херувимов, на боковых створках — сгруппированные попарно четверо святых. И композиционная схема, и живописное решение следуют еще старым традициям. Фигуры даны на густом золотом фоне, однако сами образы вполне земные по своему обличью.

Особенно интересно решена фигура св. Власия — покровителя Дубровника. Седобородый старец в златотканом облачении держит в руках модель города с башнями, крепостными стенами, церквами и монастырями, с бухтой, в которой теснятся корабли. Близость изображенных здесь реалий к подлинному облику Дубровника позволяет говорить о первом городском пейзаже в живописи Далмации. Поздние работы Божидаревича свидетельствуют о совершенствовании живописного мастерства художника. Алтарный образ семейства Джорджичей в доминиканской церкви Дубровника (1513) построен по традиционной для итальянских мастеров композиционной схеме — Святое собеседование. Мадонна и стоящие по сторонам святые изображены в едином реальном пространстве.

За фигурами виднеются тонкие стройные деревца и голубые дали пейзажа. По сравнению с предыдущим произведением обогатилась не только общая колористическая гамма, но и каждый отдельный цвет благодаря красочным нюансам приобрел сочность и глубину. Наряду с красным и золотом значительную роль играют оттенки зеленого — от темно-бархатистого до изумрудного, что свойственно венецианской живописи. В треугольном тимпане, венчающем основную композицию, изображено Оплакивание Христа — сцена, также происходящая в пейзаже. В двух частях алтарной картины художник дал временное развитие образа Девы Марии. От юной цветущей девы с ясным круглящимся личиком до исхудавшей поблекшей женщины с запавшими глазами. В исполненном в том же году Благовещении (Дубровник, доминиканская церковь) черты ренессансного восприятия мира выражены еще более наглядно.

Художник отказывается от традиционной формы многочастного алтаря, от изображения некоего вневременного предстояния и переходит к передаче определенного события, происходящего в реальной среде. Дева Мария и архангел представлены на открытой террасе. За ними простирается уходящий вглубь приморский пейзаж со скалистым берегом и прибрежной равниной. Пейзаж служит пока лишь фоном, призванным создать поэтический образ действительности. Стремясь к правдивой передаче пространственной глубины, Божидаревич применяет характерное для живописи Возрождения трехцветное построение. Более темный и плотный красно-коричневый первый план, более светлый, построенный на зеленоватых тонах — второй и тающая бледно-голубая даль.

Последнее из дошедших до нас произведений Божидаревича — полиптих церкви Девы Марии на Данчах в Дубровнике (1517). Традиционная форма многочастного алтаря избрана здесь по желанию заказчика. Художник решил его, однако, как единое целое, спаянное и внутренней духовной связью, и композиционными приемами, и колористическим строем. Резная рама с античной орнаментикой (вазы с цветами, грифоны, маскароны) заключает отдельные части полиптиха в своего рода архитектурное сооружение, выстроенное по законам классического искусства. Широкий устойчивый цоколь — пределла с тремя сценами. Высокая стройная центральная часть, разделенная на три поля, но связанная арочным обрамлением. В середине Дева Мария с Иисусом и Иоанном Крестителем, по краям — св.

Григорий и св. Мартин. Завершает все полукруг люнета с изображением Распятия. Полнокровная пластика фигур, свобода пространственного решения, разнообразие воплощаемых человеческих чувств свидетельствуют о растущей приверженности мастера ренессансным идеалам.Лит. Prijatelj K. Dubrovacko slikarstvo XV—XVI stoljeca. Zagreb, 1968..

Значения в других словарях
Блехен

, Карл (Blechen, Carl) 1798, Котбус — 1840, Берлин. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. Видный мастер пейзажа первой половины XIX в. С 1822 занимался в Академии художеств Берлина у П. Л. Лютке. С 1823 — в Академии художеств Дрездена у И. К. Даля, испытал влияние произведений К. Д. Фридриха. В 1820—1821 и 1828—1829 работал в Италии. Рисовал на натуре пейзажи Кампаньи с И. А. Кохом и Й. К. Рейнхардтом, обратился к акварели. С 1829 жил и работал в Берлине. С 1831 преподавал в Академии художест..

Божен

, Любен (Baugin, Lubin) Ок. 1612, Питивье — 1663, Париж. Французский живописец. О жизни и творчестве Божена сохранилось мало сведений. Известно, что художник начиная с 1636 много лет прожил в Италии. В его искусстве ощутимо влияние школы Фонтенбло, а также Рафаэля, Пармиджанино, Гвидо Рени — иногда художника даже называли "маленький Гвидо". Датировка его картин представляет большую трудность. Божен написал для собора Парижской Богоматери одиннадцать работ, из которых сохранилось лишь четыре, в т..

Бозио

, Франсуа Жозеф (Bosio Francois-Joseph) 1768/1769, Монако — 1845, Париж. Французский скульптор. Учился в Париже у известного скульптора О. Пажу (1785—1788). Восприимчивый и трудолюбивый, Бозио успешно овладевает основами профессии. Ок. 1790 в качестве офицера французской армии попадает в Италию. С 1802 возобновляет занятия скульптурой, его наставником стал знаменитый мастер А. Канова. Пробыв в Италии около семнадцати лет, в 1807 Бозио возвращается во Францию. Его произведения пользуются успехом,..

Бойс

, Йозеф (Beuys, Joseph) 1921, Крефельд — 1986, Дюссельдорф. Немецкий художник. В 1941 он был призван в армию. Военная мобилизация прервала учебу Бойса и помешала стать медиком. Однако позднее именно творчество дало ему возможность стать лекарем человеческих душ. В 1947 после военной службы и советского плена Бойс вернулся в Германию с твердым намерением изменить мир. В занятиях искусством он видел революционно-политический, педагогический и "терапевтический" смысл. Художник учился (1947—1952) и ..

Дополнительный поиск Божидаревич Божидаревич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Божидаревич" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Божидаревич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа