Бойс

161

, Йозеф (Beuys, Joseph) 1921, Крефельд — 1986, Дюссельдорф. Немецкий художник. В 1941 он был призван в армию. Военная мобилизация прервала учебу Бойса и помешала стать медиком. Однако позднее именно творчество дало ему возможность стать лекарем человеческих душ. В 1947 после военной службы и советского плена Бойс вернулся в Германию с твердым намерением изменить мир. В занятиях искусством он видел революционно-политический, педагогический и "терапевтический" смысл. Художник учился (1947—1952) и позднее преподавал (1961—1972) в Гос. Художественной академии Дюссельдорфа. Бойс активно работал над многочисленными произведениями из бронзы. Он также создавал так называемую "живую скульптуру" из органических материалов — жира, крови, костей животных, войлока, меда, воска и соломы.

Важным стимулом для формирования художественной концепции мастера стали события его собственной жизни. Зимой 1943, когда военный самолет Бойса был сбит в Крыму, он был спасен местными жителями. Несколько дней татары, используя животный жир и одеяла из шерсти, согревали полуобмороженное тело летчика. Впоследствии свой личный опыт Бойс осмыслил как своеобразный жизненный ориентир. В его творчестве органические материалы символизировали путь возвращения человека к собственным истокам и естественному бытию и, следовательно, способ охраны и лечения души. Полумистический опыт Бойс проецировал в современную ему научную картину мира, чтобы придать ей общечеловеческую, гуманитарную направленность. Активное обращение мастера к алхимии, гомеопатии и биологии объяснялось желанием создать универсальную "метанауку", которую можно рассматривать как яркий пример индивидуального мифотворчества в искусстве постмодернизма (Сожженная дверь, клюв, заячьи уши, 1953, Вена, Музей современного искусства.

Связка, 1969, инсталляция из автобуса "фольксваген", 20 санок с рулонами войлока и карманными фонариками, Кассель, Гос. Музей, Новая галерея). "Живая скульптура" свидетельствовала также о сильном увлечении Бойса натурфилософией. Опираясь на антропософию Р. Штайнера и идеалистические учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга и Г. Гегеля, он воспринимал предметы органического мира как пластические эквиваленты своих мыслей. По словам Бойса, смутная, неясная и созидательная сила интеллекта, связанная с теплом и хаосом, перевоплощалась в холод мертвой материи. Кристаллизовавшиеся идеи теряли свой энергетический потенциал, символизировали смерть и жизнь после смерти (Медовая королева 2, 1952. Крест с коленной чашечкой и черепом зайца, 1961, все — Дармштадт, Гессенский краеведческий музей.

Без названия, 1968, собрание Штек). Свои "живые", постоянно эволюционирующие произведения Бойс также рассматривал как особый подвид искусства — некий род "социальной скульптуры". По аналогии с трудолюбивой пчелой, чья "работа" служит общей цели и приобретает формальную кристаллизацию только в виде пластически геометрических сот, человек — творец идеального социокультурного организма — должен стремиться к духовному совершенству. Посредством многочисленных акций и манифестаций Бойс сумел придать искусству открытый, публичный характер. Принимая с начала 1960-х участие в коллективных художественных акциях интернациональной группы "Флюксус", Бойс, однако, всегда ощущал себя миссионером индивидуализма, а также духовным отцом и Учителем.

Демонстрацию своих произведений на периодической кассельской выставке "Документа" (1964, 1968, 1972, 1977, 1982) он сопровождал основанием различных партий и учебных организаций, что стало своеобразным актом проявления инакомыслия по отношению к социально-образовательной политике государства. Художник создал "Немецкую студенческую партию как Метапартию" (1967), "Организацию за прямую демократию через народное голосование" (1971), "Свободную международную высшую школу творчества и интердисциплинарного прогресса" (1973) и др. Бойс всегда надеялся, что его художественно-политические акции перерастут в массовое интернациональное движение молодежи (к примеру, художественные акции под названием Медовый насос на рабочем месте, 1977.

7000 дубов, 1982, проведенные Бойсом в Касселе).Лит. Йозеф Бойс и др. Построим Собор // Художественный журнал. 1996. № 13. С. 10—15. Joseph Beuys. Natur Materie Form / Hrsg. Von A. Zweite. Munchen. Paris. London, 1991. Joseph Beuys. Eine Werkubersicht. Zeichnungen und Aquarelle. Drucksachen und Multiples. Skulpturen und Objekte. Raume und Aktionen. 1945—1985 / Hrsg. Von L. Schirmer. Munchen. Paris. London, 1996..

Значения в других словарях
Божидаревич

, Никола (Bozidarevic, Nikola) Ок. 1460, Кручица близ Дубровника — 1517, Дубровник. Хорватский живописец далматинской школы эпохи Возрождения. Родился в семье живописца Божидара Влатковича, у которого, по-видимому, и получил первые уроки живописи. В 1476 учился у П. Огняновича в Дубровнике, в 1477 отправился совершенствовать мастерство на противоположный берег Адриатики, в Венецию. В дальнейшем в течение примерно 15 лет продолжал работать в Италии, но уже не в Венеции, а в области Марке (более ю..

Бозио

, Франсуа Жозеф (Bosio Francois-Joseph) 1768/1769, Монако — 1845, Париж. Французский скульптор. Учился в Париже у известного скульптора О. Пажу (1785—1788). Восприимчивый и трудолюбивый, Бозио успешно овладевает основами профессии. Ок. 1790 в качестве офицера французской армии попадает в Италию. С 1802 возобновляет занятия скульптурой, его наставником стал знаменитый мастер А. Канова. Пробыв в Италии около семнадцати лет, в 1807 Бозио возвращается во Францию. Его произведения пользуются успехом,..

Больдини

, Джованни (Boldini, Giovanni) 1842, Феррара — 1931, Париж. Итальянский живописец и рисовальщик, один из крупных мастеров искусства Италии второй половины XIX — первой трети XX в., снискавший признание во Франции, где он провел значительный период своей жизни (1873—1931). Больдини порой соотечественники с иронией называли "парижский Больдини", но он всегда оставался художником-итальянцем, последователем великой живописной культуры Италии. В творчестве художника нашли выражение многие характерные..

Бомбелли

, Себастьяно (Bombelli, Sebastiano) 1635, Удине — 1716, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. В его творчестве итальянские исследователи склонны видеть истоки венецианской портретной живописи XVIII в., как и в творчестве П. Белотти. В 1663 из своего родного города Удине Бомбелли перебрался в Венецию и создал тип камерного портрета. Он был незаурядным мастером венецианской школы, пользовался известностью при дворах Вены, Мюнхена, Пармы, исполнял портреты для галереи Дворца дожей. Его..

Дополнительный поиск Бойс Бойс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бойс" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бойс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа