Ван Гог

237

, Винсент (Van Gogh, Vincent) 1853, Грот-Зюндерт, Северный Брабант — 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция. Голландский живописец, рисовальщик. Не получил систематического образования. В молодости переменил ряд профессий. С 1869 работал в фирме "Гупиль и Ко" по продаже произведений искусства, посетил Гаагу (1869), Лондон (1873), Париж (1875). Преподавал в английской школе в Рангейте (апрель—декабрь 1876). С мая 1877 по октябрь 1880 обучался в миссионерской школе в Лакене (ок. Брюсселя) и занимался проповеднической деятельностью среди горняков Боринажа, осознал художественное призвание в Боринаже и начал систематически рисовать. Из Боринажа выезжал в Брюссель (осень 1880). Жил в Эттене (весна 1881), Гааге (1882—1883), где пользовался советами А.

Мауве. Работал также в Дренте (сентябрь—ноябрь 1883), Нюэнене (1884—1885), Антверпене (ноябрь 1885 — февраль 1886), где посещал классы Академии художеств и частную школу рисунка, изучал живопись Рембрандта, Рубенса и других старых мастеров. С марта 1886 по февраль 1888 жил в Париже. Занимался в ателье Ф. Кормона, сблизился с кругом импрессионистов и постимпрессионистов. Изучал живопись Делакруа и А. Монтичелли, Милле. Писал пейзажи, портреты, натюрморты. С февраля 1888 по май 1889 жил и работал в Арле (провинция Прованс), где в октябре—декабре 1888 его посетил Гоген. Период с мая 1889 по май 1890 провел в Сен-Реми, в лечебнице, следующие месяцы — в Овер-сюр-Уаз (провинция Иль-де-Франс). 27 июля 1890 смертельно ранил себя выстрелом из револьвера.

Похоронен в Овере. В 1964 в Грот-Зюндерте установлен памятник художнику работы О. Цадкина. Первая прижизненная статья о художнике критика А. Орье вышла в 1890 в Mercure de France. Письма Ван Гога были впервые систематизированы вдовой его брата Тео, Иоганной Ван Гог-Бонгер. В 1953 сын Тео и Иоганны инженер В. В. Ван Гог опубликовал полностью корреспонденцию художника. Захваченный поначалу рисованием в период жизни в Эттене, Боринаже, Гааге, Дренте, Ван Гог поздно обратился к живописи маслом. Путь ученичества для него как живописца начался в 1881. Сюжеты картин голландского периода связаны с природой и бытом земледельцев Брабанта, трудом ткачей Нюэнена. Сочетаниями коричневого, синего, черного, зеленого, серого цветов передает Ван Гог суровый, приближенный к стихии земли быт крестьян, типы жителей Брабанта, труд ткачей Нюэнена (Ткач, 1884, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена).

Столь же естественны и одновременно образны в своем повествовании об окружающей жизни натюрморты с изображением домашней утвари, привычных предметов (Натюрморт с пятью бутылками и чашкой, 1884. Натюрморт с трубкой и шляпой, 1885, оба — Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Глубоким философским содержанием наполнено полотно Натюрморт с книгой и Библией (1885, Амстердам, Музей Ван Гога), повествующее о пасторской деятельности умершего отца. Об изучении искусства старых мастеров свидетельствуют сильная светотеневая лепка и серебристый колорит этого натюрморта. Немногочисленные марины и пейзажи (Берег в Схевенингене, 1882, Амстердам, Рейксмузеум. Аллея тополей в Нюхэнене, 1885, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена) воспроизводят виды Голландии — морское побережье, обсаженные тополями и ветлами дороги.

Интерес к изображению бесконечного пространства равнинного пейзажа Ван Гог сохранит до конца жизни. В произведениях голландского периода обращение к национальной традиции сочетается с впервые проявившимся вниманием к передаче силы и гармонии цвета, разработке его контрастных сочетаний. Для парижского периода характерно резкое изменение манеры. Знакомство с живописью импрессионистов, теорией дополнительных цветов пуантилистов, оказавших влияние на понимание цвета постимпрессионистами, с пастозной бравурной манерой А. Монтичелли усилило интерес Ван Гога к проблеме колорита, выразительной экспрессии мазка. Насыщенными переливчатыми сочетаниями светлых и чистых тонов, легкими раздельными импрессионистическими мазками переданы краски парижской весны в пейзажах Бульвар Клиши, Сады Монмартра (оба — 1887, Амстердам, Музей Ван Гога).

Поэтическое видение мира в его изменчивости воплощено в картине Натюрморт со статуэткой и книгами (1887, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). На сочетаниях разнообразных насыщенных цветовых и фактурных контрастов строятся натюрморты Ваза с циниями и геранью (1887, Оттава, Нац. Галерея Канады) и Фритилярии в медной вазе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога). Энергичные мелкие пуантилистические мазки ярких цветов образуют в них подвижное красочное марево. В уплощении пространства, образуемого большими цветовыми плоскостями в пейзаже Поле пшеницы с жаворонком (1887, Амстердам, Музей Ван Гога) и Портрете торговца гравюрами папаши Танги (1887, Париж, Музей Родена), проявилось увлечение японской графикой. Ее яркая красочность и непосредственность в воспроизведении природы и человека отвечали характеру творчества художника в эти годы.

Интенсивный цветовой строй и выразительные линии контура придают эмоциональное звучание и портретным образам парижского периода, среди которых преобладают автопортреты (ок. 23). Разные по воспроизведению внешнего облика Ван Гога, они отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, жажду самопознания. В Автопортрете в соломенной шляпе (1887, Нью-Йорк, музей Метрополитен) дисгармония спокойной светлой колористической гаммы и напряженного тоскующего взгляда вызывают чувство тревоги. В исполненном в темной гамме голландского периода Автопортрете в серой фетровой шляпе (1887, Амстердам, Музей Ван Гога), Автопортрете в галстуке и сюртуке (1887, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер), Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом (1887, Амстердам, Музей Ван Гога) он изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником.

Варьируемые цветовые контрасты немногих цветов (в основном синего, желтого, коричневого), привносящая декоративный элемент пуантилистическая техника в написании фонов, выразительная мимика лица, тонкая нюансировка аксессуаров создают образ художника открытой и легко ранимой души. Период работы на юге Франции в Арле был самым плодотворным. Природа Прованса предстает в пейзажах полной весеннего цветения, переданного созвучиями бело-розовых тонов. "Жизнь надо искать в цвете" — эти слова стали лейтмотивом арльского периода. Пейзаж Цветущая слива (1887), натюрморт Ветка цветущего миндаля в стакане (1888, оба — Амстердам, Музей Ван Гога) написаны a la prima в светлой гамме. Они полны импрессионистического желания видеть жизнь природы в краткие мгновения.

В видах Роны (Мост Ланглуа, 1888, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), серии марин, исполненных в селении Сент-Мари-сюр-мер около Арля (Море в Сент-Мари, 1888, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), пространство передано по-импрессионистически фрагментарно. Большие зоны зеленого и синего цветов, пристрастие к "графизму" в мазке, воссоздающем абрис моста или корпус лодки в море, рождают ассоциацию с японской гравюрой. Трактованный с высоты птичьего полета, как и в японских гравюрах, вид равнинного Прованса и зеленых холмов Монтмажура в пейзаже Долина Ла Кро (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) передан энергичными пастозными движениями кисти, свидетельствующими об отходе от импрессионистической техники и обретении своей живописной манеры.

Цвет и динамика выпуклого мазка, разнообразного по форме и фактуре, всегда адекватны эмоциональному чувству художника, стремящегося передать витальные силы красочного богатства природы Прованса. В созданных под влиянием искусства Ж. Ф. Милле полотнах Сеятель (1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер), Жнец (1889), Желтый дом (1888, оба — Амстердам, Музей Ван Гога), серии натюрмортов Подсолнухи (1888, Мюнхен, Новая пинакотека. 1889, Амстердам, Музей Ван Гога) излюбленный художником желтый цвет обретает символическое звучание. Он наделялся пластической выразительностью, олицетворяя животворящую энергию солнца. Столь же эмоционально сильное звучание заключено в сочетаниях оттенков красного цвета, возникающих в лучах осеннего солнечного света (Красные виноградники в Арле, 1888, Москва, Гос.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Загадочны и полны тревожного предчувствия красно-желтая и сине-желтая гаммы полотен с видами ночного Арля (Ночное кафе, 1888, Нью-Хейвен, Художественная галерея Йельского университета. Терраса кафе ночью, 1888, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер), в которых проявилась близость мироощущению Тулуз-Лотрека. Утверждение собственной живописной манеры и одновременно влияние техники клуазонизма П. Гогена присущи полотну Арльские дамы (1888, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Очерченные темным контуром цветовые зоны создаются не гладкой живописью, как у Гогена, а составлены из выпуклых сочных мазков, напоминающих кубики мозаики. Фигура крестьянки в белом чепце, кочаны капусты и георгины звучат как воспоминание о Голландии (отсюда и второе название полотна Воспоминание о саде в Эттене).

О произошедшем в Арле трагическом разрыве между художниками повествуют полотна Кресло Гогена (1888, Амстердам, Музей Ван Гога) и Стул Гогена (1888, Лондон, галерея Тейт). В концентрированной форме они выражают умение синтезировать натуру. Бытовые предметы — разношенные старые башмаки, трубки, книги — в натюрмортах Ван Гога всегда приближены к формам живых существ, емко рассказывают о взаимоотношении их владельца с окружающим миром. Драматическое звучание обретают и автопортреты, исполненные в напряженной цветовой гамме (Поклонник Будды, 1888, Кембридж, Музей Фогг. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, 1889, Лондон, Институт Курто). Портретам арльского периода присущ абстрактный поиск эмоционального звучания цвета, остро схваченного движения, мимики, передающих то плавную женственную грацию юности (Мусме, 1888, Вашингтон, Нац.

Галерея), то острохарактерную выразительность образов (Арлезианка, 1888, Нью-Йорк, музей Метрополитен. Почтальон Рулен, 1888, Бостон, Музей изящных искусств). В Сен-Реми, неподалеку от Арля, были написаны выдающиеся произведения художника. Живопись стала его спасением в период между участившимися душевными кризисами. Словно погруженный в прошлое, он создает натюрморты (Ваза с ирисами на розовом фоне, Нью-Йорк, музей Метрополитен), в рисунках изображает сцены труда и быта крестьян, копирует цикл Времена года Ф. Милле. Искривленные стволы деревьев в серии пейзажей с оливами (Оливовая роща, 1889) и кипарисами (Дорога с кипарисами и звездой, 1890), вихрящиеся очертания земли (Овраг Пейруле, 1889, все — Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер) словно готовы разрушить структуру полотен.

И наряду с созданными в момент душевной тревоги произведениями — редкие холсты, полные просветленного и спокойного мироощущения (Куст, 1889, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж. Доктор Рей, 1889, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), олицетворяющие "самозабвенное" (по выражению Ван Гога) преклонение перед природой. Одним из самых трагических произведений явилось полотно Прогулка заключенных (1890, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), созданное по мотивам гравюры Г. Доре. Движение по замкнутому кругу двора тюрьмы фигур арестантов подобно чувству безысходности, ощущаемому художником. Работы, написанные после переезда в Овер-сюр-Уаз в окрестностях Парижа, свидетельствуют о том, сколь эмоционально глубоко предавал Ван Гог состояния природы.

Чувство трагического предзнаменования рождают деформированные очертания деревьев и архитектурных объемов, сумрачные цветовые сочетания, отсутствие фигур людей в пейзажах Часовня в Овере (1890, Париж, Лувр), Вороны в пшеничном поле (1890, Амстердам, Музей Ван Гога), Хижины (1890, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Напротив, в картине Пейзаж в Овере после дождя (1890, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) свежо и лирично переданы мягкий солнечный свет и прозрачный воздух Иль-де-Франса, ощущение простора вспаханного поля. Совершенно не несет в себе предощущения надвигающейся трагедии и портрет Доктор Гаше (1890, Париж, Лувр). Синяя колористическая гамма согласуется со спокойной композицией, замыкающейся абрисами голубых холмов пейзажа.

Гармонии и доброты полон образ печального человека, смотрящего на мир с такой же искренностью, как и сам художник. Среди мастеров постимпрессионизма Ван Гогу принадлежит исключительное место. Его повышенное эмоциональное восприятие мира было созвучно многим художественным начинаниям ХХ в., открывало новые пути постижения реальности.Лит. Тугендхольд Я. Винсент Ван Гог. М., 1919. Вентури Л. От Моне до Лотрека. М. Л., 1958. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. М. Л., 1962. Винсент Ван Гог. Письма. М. Л., 1966. Винсент Ван Гог. Живопись и графика из собрания Государственного музея Крёллер-Мюллер в Оттерло. Каталог. М., 1971. Мурина Е. Ван Гог. М., 1978. Дмитриева Н. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М., 1980. Федотова Е. Д. Ван Гог. М., 2003. Schapiro M.

Vincenty van Gogh. Koln, 1957. Correspondence complete de Vincent van Gogh, tout les dessins originaux. Vol. 1, 2. Paris, 1960. Leymarie J. Qui etait van Gogh. Geneve, 1968..

Значения в других словарях
Вальдмюллер

, Фердинанд Георг (Waldmuller, Ferdinand Georg) 1793, Вена — 1865, Хельмстрейтмюле. Австрийский живописец. Обучался в Академии художеств Вены у Г. Маурера и И. Б. Лампи. Увлекался театральной живописью и работал в Агреме, Бадене под Веной, Брюнне, Праге. С 1829 по 1857 жил в Вене, являясь хранителем Галереи австрийской живописи, профессором Академии художеств, публиковал статьи, критикуя старые методы обучения, за что был исключен из Академии. Вальдмюллер работал в разнообразных жанрах. Портрете..

Ван Виттель

, Гаспар (Ванвителли), Гаспар (Van Wittel, Gaspar) 1653, Амерсфорт — 1736, Рим. Итальянский живописец голландского происхождения. Один из основоположников жанра ведуты, работавший в Риме. Родился в городе Амерсфорт около Утрехта. С 1675 жил в Италии, выезжал в Ломбардию (1690—1691), Флоренцию, Болонью, Верону, Неаполь (1694—1695). Испытал влияние живописца из Амстердама ван дер Эйдена, писавшего виды городов Голландии. Об интересе к точной передаче городского пространства свидетельствует ранняя ..

Ван Дейк

, Антонис (Van Dijck, Antonis) 1599, Антверпен — 1641, Лондон. Фламандский живописец, рисовальщик, гравер. Происходил из зажиточной купеческой семьи. В 10-летнем возрасте отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. Ван Балену. В 1618 принят в гильдию живописцев Св. Луки. Жизненный и творческий путь Ван Дейка, шедший по линии нарастающего успеха и быстрого совершенствования мастерства, связан не только с исключительной природной одаренностью и работоспособностью, но и с редкой целеустремленнос..

Ван Донген

, Кес (Van Dongen, Kees), наст. Имя Корнелиус (Cornelius) 1877, Дельфсхавен близ Роттердама — 1968, Монте-Карло. Французский живописец голландского происхождения. Учился в Академии художеств в Роттердаме (1894—1895). В 1897 прибыл в Париж, где сблизился с Дереном и Вламинком, а позднее, поселившись на Монмартре, — с кружком Пикассо. В 1905—1907 входил в объединение фовистов. Картины 1900-х, изображающие персонажей цирка и мюзик-холла, характеризуются присущей фовизму экзальтацией цвета, эксцентр..

Дополнительный поиск Ван Гог Ван Гог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ван Гог" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ван Гог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа