Ватто

161

, Жан Антуан (Watteau, Jean Antoine) 1684, Валансьен — 1721, Ножан-сюр-Марн. Французский живописец, рисовальщик и гравер. Ватто принадлежит к числу самых любимых художников в мировой истории искусства. Это не значит, что Ватто был баловнем судьбы, наоборот, он много пережил и перечувствовал, его творчество выдержало довольно длительный период отрицания и забвения. Любовь к нему особенно ценна тем, что заслужена постепенно, подтверждена временем и беспристрастной оценкой требовательных потомков. Нежно любимый друзьями, он был отвергнут в середине XVIII в. Официальной художественной критикой за недостаток нравоучительности и героического духа и только сто с лишним лет спустя, благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, занял подобающее ему место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.

Ватто приехал в Париж в 1702 из северной Франции, из Валансьена, где он, несомненно, испытал влияние фламандцев. С 1703 по 1708 Ватто работает в мастерской Клода Жилло, копирует и пишет сюжеты итальянской комедии. От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно бесспорное живописное свидетельство — московская картина "Что я вам сделал, проклятые убийцы?" (ок. 1708, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где картина называется Сатира на врачей). В ней уже очевидны свойственные Ватто ирония и театральность, но в целом картина еще далека от лучших его полотен, ее отличают темный колорит, бедность пейзажа и скованность персонажей. В следующие годы Ватто пробует себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определенных выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, а мазок — более свежим и легким.

В картинах угадывается увлечение Рубенсом и венецианцами (Бивуак, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1710, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова живет в Париже, в столь любимой им атмосфере живописи, музыки и театра. Среди его близких друзей — литератор и редактор Французского Меркурия Антуан де ла Рок, торговцы картинами, рамами и стеклом Жерсен и Сируа, актеры итальянской комедии, поэты и музыканты. Сформировавшийся вне жестко регламентированной академической системы, Ватто спокойно обдумывает и отбирает увлекающие его сюжеты, не заботясь о иерархии жанров, свободно отдается на волю чувства и фантазии. Он не любит работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения.

Он пишет пейзажи, маскарады в духе Жилло, портреты итальянских актеров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулезном портретном сходстве или торжественном величии. В 1718 художник представляет в Академию Паломничество на остров Киферу (ныне — Париж, Лувр), его принимают как "живописца галантных праздников", т. Е. Не слишком выдающегося представителя не слишком уважаемого жанра. Это тем более удивительно, что картина Ватто во многих отношениях необыкновенна, она до сих пор вызывает огромный интерес, попытки новых оригинальных интерпретаций. Трудно сказать, что именно завораживает зрителя в картинах художника, будь то Паломничество на остров Киферу, Общество в парке или Жиль (все — Париж, Лувр).

Изумительная живопись, трепетная и нежная. Тончайшая гамма мимолетных настроений в сочетании с длительными душевными состояниями (лукавая недоверчивость, отрешенная мечтательность, печаль и одиночество среди общего праздника) или виртуозное композиционное мастерство, мастерство режиссера, внезапно остановившего превосходно продуманное действие в важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Живописный театр Ватто — совершенно новый художественный мир, совсем не похожий на живопись предшествующей и даже последующей эпох. Далекий от патетики, Ватто также далеко ушел и от сонной тишины голландцев, в его картинах на фоне праздничной красоты костюмов и парков всегда ощущается движение времени, сложное переживание и назревающее действие.

Написанная в 1720 Вывеска Жерсена (Берлин, Гос. Музеи) — один из шедевров зрелого мастера, ироничного и тонкого наблюдателя, внутренне свободного и как будто не чувствующего пределов живописных возможностей. Зрителю снова представлена сцена из чудесного театра жизни, неисчерпаемо разнообразного, а иногда забавно предсказуемого, волшебно-сказочного и одновременно банального. Здесь замечательно сказалось мастерство Ватто-рисовальщика, неутомимо пополняющего свой необъятный репертуар движений, поз, поворотов и выражений лиц. Рисунки Ватто, выполненные обычно тремя карандашами на тонированной бумаге, выдают в нем сдерживающий поэтическую фантазию обостренный интерес к реальности (Этюды, Париж, Лувр. Женские головки, Париж, собрание Бордо-Гру).

Несмотря на очевидное влияние Ватто на французскую живопись, начиная с его современников и друзей Ланкре и Ж.-Б. Патера, у него никогда не было учеников. Художники середины XVIII в. Охотно использовали отдельные мотивы и уроки Ватто (например, Буше — в декоративных, Удри — в театральных сюжетах), однако в целом его художественный мир остался вневременным, неповторимым и индивидуальным.Лит. Чегодаев А. Д. Ватто. М., 1963. Немилова И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. Л., 1964. Антуан Ватто / Авт. Вступ. Ст. Ю. К. Золотов. Л., 1973. Герман М. Ватто. М., 1980. Федотова Е. Д. Ватто. М., 2002. Adhemar H. Watteau, sa vie, son ?uvre. Paris, 1950. Camesasca E. Tout l’?uvre peint de Watteau. Geneve, 1977..

Значения в других словарях
Ванлоо, Карл

(Van Loo, Carl) 1705, Ницца — 1765, Париж. Французский живописец, самый известный из династии Ванлоо, происходившей из Голландии и обосновавшейся во Франции во второй половине XVII в. Карл Ванлоо с семи лет жил в Италии, приехал в Париж в 1719 и здесь в возрасте 14 лет начал писать свои первые картины на религиозные сюжеты. Он рано и стремительно проходит все возможные этапы академической карьеры. 1724 — первая премия, 1727—1732 — работа в Риме в стенах Французской академии, 1732—1734 — выполняе..

Ванлоо, Луи

Мишель (Van Loo, Louis Michel) 1707, Тулон — 1771, Париж. Французский живописец, племянник Карла Ванлоо, был вместе с дядей в Риме с 1727 по 1732, в 1733 получил звание академика за Аполлона и Дафну (Париж, Музей Школы изящных искусств). В 1736—1753 он стал официальным придворным портретистом в Мадриде (Семья Филиппа V, 1743, Мадрид, Прадо), впоследствии был известен как модный портретист, подражавший Риго и довольно равнодушный к своим моделям, за исключением жанра семейного портрета, в которо..

Вауверман

, Филипс (Wouwerman, Philips) 1619, Харлем — 1668, Харлем. Голландский живописец. Учился у своего отца Питера Ваувермана, возможно, у Я. Вейнантса, Ф. Халса и П. Вербека. Работал в Харлеме, с 1640 — член гильдии живописцев. Писал пейзажи, многофигурные сцены под открытым небом (сцены охот, развлечений, кавалерийские схватки, лагерные стоянки, отдых путников). Близость к приемам П. Поттера, А. Ван де Вельде, А. Кейпа сочетал с декоративными мотивами итальянистов, особенно в пейзаже. Для зрелого п..

Ведова

, Эмилио (Vedova, Emilio) Род. 1919, Венеция. Итальянский живописец, представитель абстракционизма. Начал заниматься живописью в раннем возрасте под впечатлением от искусства Тинторетто и Пиранези. Специального образования не получил. В 1942— 1943 входил в объединение "Корренте", противостоявшее официальному искусству фашистской диктатуры. Был участником движения Сопротивления. К этому времени относятся первые опыты Ведова в области коллажа и геометрической абстракции. В 1947 был одним из инициа..

Дополнительный поиск Ватто Ватто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ватто" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ватто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа