Вереншёлль
, Эрик (Werenskiold, Erik) 1855, Конгсвингер — 1938, Осло. Норвежский живописец и график. Учился в Королевской школе рисования в Кристиании, ныне Осло (1873—1875) у Ю. Миддльтуна, в Академии художеств в Мюнхене (1875—1880) у Л. Лёффца и В. Линденшмидта, а также в Париже (1881—1883, 1885, 1888/1889), последние годы у Ж. Л. Бонна. Посетил Италию (1895). Творчество Вереншёлля весьма разностороннее. Он писал жанровые картины, портреты, пейзажи. Исполнял графические иллюстрации к народным легендам и сказкам. Ему принадлежат также декоративные композиции в Доме-усадьбе Ф. Нансена в Люсакере близ Осло (1902). Все произведения Вереншёлля посвящены Норвегии. Это сцены из народной жизни, портреты выдающихся людей, пейзажи родной страны.
В ранний период своего творчества художник — реалист, в определенной мере следующий традиции мюнхенского жанризма. Свои сюжеты он находил в норвежских селах, где сохранялся самобытный уклад, определявший характеры и нравы людей. Действие в композициях художника происходит обычно не в интерьере, а под открытым небом. В одной из наиболее известных своих картин Крестьянские похороны (1883—1885, Осло, Нац. Галерея) автор лаконично и сдержанно повествует о горе деревенской семьи, потерявшей близкого человека. Пейзажный фон с цепью далеких гор, замыкающих пространство, вносит в это зрелище торжественно скорбную ноту. В дальнейшем в творчестве художника преобладают сцены из повседневной жизни поселян. Луч солнца (1891, Гётеборг, Художественный музей), Крестьянин, ведущий лошадь (1894, частное собрание).
Живописная система становится более свободной, будучи построенной на принципах пленэризма. Обильно и интересно портретное творчество мастера. Он изображал, и порой не один раз, многих замечательных людей Норвегии — Портрет композитора Эдварда Грига (1892, Стокгольм, Нац. Музей. 1895, Осло, Нац. Галерея), Портрет драматурга Генрика Ибсена (1895, Осло, Нац. Галерея), Портрет полярного исследователя Фритьофа Нансена (ок. 1896 и 1912, Стокгольм, Нац. Музей). Образы эти возвышенны, но лишены какой-либо помпезности и выглядят очень достоверными. Суров и строг Ибсен, пронзающий взглядом зрителя. Полон лирики молодой Нансен, изображенный в лесу на берегу фьорда. Манера письма в этих работах приближается к импрессионистической.
В творчестве Вереншёлля начала ХХ в. Сказывается следование основным тенденциям времени. В графике усиливаются эмоциональная напряженность, драматизм, предвещающие наступление экспрессионизма, в монументальной живописи видно стремление к упрощению и стилизации образов.Лит. Svedfelt T. Werenskiolds konst. Oslo, 1947. Hundert Jahre norwegische Malerei. Oslo, 1980..
Дополнительный поиск Вереншёлль
На нашем сайте Вы найдете значение "Вереншёлль" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вереншёлль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 10 символа