Вермехо

152

, Бартоломе (Bermejo, Bartolome), наст. Имя Карденас, Бартоломе Ок. 1440, Кордова — (?), Барселона. Испанский живописец. Сведения о жизни крайне скудны, произведения насчитываются единицами. Творческая активность мастера приходится на 1470—1498. Не связанный с какой-либо школой или группой мастеров, принадлежал к распространенному типу "кочующих" художников, работавших в разных центрах (ок. 1468 — Валенсия, между 1470 и 1482 — Дарока, Сарагоса в Арагоне, после 1482 — Барселона, где исполнял заказы соборного духовенства) и освоивших в эпоху перелома от поздней готики к искусству Возрождения множество художественных приемов и традиций. Вермехо сложился в оригинального мастера, свободного от проявлений провинциализма, присущих испанской живописи, лишь в конце XV в., вступив на путь преодоления своей исторически обусловленной художественной отсталости.

Современные знания о творческой эволюции Вермехо достаточно фрагментарны, характеристика даже его немногочисленных произведений, образно неоднозначных и неравноценных, затруднена. В некоторых работах он предстает готизирующим мастером, особенно в ранних, выполненных в Валенсии алтарных образах, изображающих борьбу архангела Михаила с драконом (Лондон, частное собрание) и святую мученицу Энграсию, изысканную по угловатому рисунку, тонкости деталей и сочетанию коричневых, изумрудно-зеленых и белых красок (Бостон, собрание И. Гарднер). Готизирующее начало господствует и в картине Св. Доминик де Силос, центральной части алтарного триптиха для церкви в Дароке (1474, Мадрид, Прадо) внушительных размеров, написанной темперой на дереве.

Фигура святого расположена строго фронтально на сияющем золотом фоне. Трон св. Доминика напоминает силуэт готического собора, в высоких резных нишах которого, подобно статуям, стоят фигуры семи Теологических Добродетелей. Небольшие и хрупкие, напоминающие, как и св. Энграсия, придворных дам, эти изящные изображения еще наглядней подчеркивают статическую массивность центральной фигуры святого в жестком златотканом церковном облачении и высокой тиаре. При обилии ювелирно-тонких деталей безупречных по четкости рисунка, при общей орнаментальной узорчатости композиции художник достигает редкой концентрации образной выразительности. Огромная внутренняя сила сосредоточена в лице св. Доминика, в устремленном на зрителя взгляде, в суровых чеканных чертах его лица.

Созданный живописцем образ сплавляет воедино впечатления условности и реальности. Картина отличается таким монументальным величием, которое позволяет причислить ее к шедеврам испанского искусства. Иные грани творчества Вермехо раскрываются в алтарной композиции Оплакивание (1490, Барселона, Музей собора). Центральная группа (Мария с окаменевшим от горя лицом и угловатое тело Христа, распростертое на ее коленях) близка готизирующей традиции. Коленопреклоненные фигуры св. Иеронима и заказчика картины — барселонского каноника Луиса Деспла — представлены в состоянии глубокой отрешенности. Портретная характеристика донатора — хмурого некрасивого человека — вносит в картину ощущение неожиданной жизненной правдивости, того во многом беспощадного подхода к модели, которое присуще испанскому портретному искусству.

Как бы третий содержательный план алтарной картины составляет прекрасный пейзаж, на фоне которого расположена вся группа. Используя живописные приемы нидерландцев, Вермехо научился у них видеть и изображать природу. Пейзаж в Оплакивании — это образ мира, проникнутый полнотой бытия. Но одновременно в восприятии Вермехо природа таинственна и драматична. Справа небо над городом охвачено золотисто-розовым заревом пожара или зари, слева над мельницей пластами сгущаются темно-синие грозовые тучи. Мастер прибегает к языку символов и иносказаний, придает изображению образную многозвучность, незнакомую в ту пору испанскому искусству. Не случайно поэтому поздняя картина Вермехо стоит одиноко в истории национальной живописи.Лит.

Young E. Bartolome Bermejo. Londres, 1975. Tormo E. Bermejo. Barselona, 1976..

Значения в других словарях
Вереншёлль

, Эрик (Werenskiold, Erik) 1855, Конгсвингер — 1938, Осло. Норвежский живописец и график. Учился в Королевской школе рисования в Кристиании, ныне Осло (1873—1875) у Ю. Миддльтуна, в Академии художеств в Мюнхене (1875—1880) у Л. Лёффца и В. Линденшмидта, а также в Париже (1881—1883, 1885, 1888/1889), последние годы у Ж. Л. Бонна. Посетил Италию (1895). Творчество Вереншёлля весьма разностороннее. Он писал жанровые картины, портреты, пейзажи. Исполнял графические иллюстрации к народным легендам и ..

Вермер

, Ян (Vermeer, Jan), по прозвищу Делфтский 1632, Делфт — 1675, Делфт. Голландский живописец. Крупнейший представитель делфтской школы. Родился в семье торговца шелком и картинами. О жизни известно мало. Существует предположение, что Вермер учился у К. Фабрициуса. В 1653 вступил в гильдию живописцев Св. Луки, женился на Катерине Больнес, происходившей из зажиточной католической семьи, и, возможно, перешел в католичество. В поисках дополнительного заработка и, вероятно, продолжая дело отца, торгов..

Верне, Клод

Жозеф (Vernet, Claude Joseph) 1714, Авиньон — 1789, Париж. Французский художник. Следуя непременному правилу времени, Верне уехал учиться в Италию, однако в отличие от большинства других художников он смог поехать на средства богатых друзей семьи, не дожидаясь академической премии. Он оставался в Италии необычно долго, 19 лет, учился у Манглара, Паннини и Локателли, много работал с натуры в Тиволи, на берегах Тибра и в Неаполе. К первому, итальянскому, периоду его творчества можно отнести работ..

Верне, Орас

(Vernet, Horace) 1789, Париж — 1863, Париж. Французский живописец и график. Принадлежал к династии художников, известных с XVIII в. Получил основательное гуманитарное образование в коллеже Четырех Наций, учился у отца, Карла Верне. Прославился произведениями на батальные темы. Творивший в эпоху романтизма, Верне широко пользовался арсеналом художественных средств романтического искусства. Его стихия — природа и человек в экстремальных ситуациях. Блестящий рисовальщик, он пишет яростные схватки, ..

Дополнительный поиск Вермехо Вермехо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вермехо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вермехо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа