Викар
, Жан-Батист Жозеф (Wicar, Jean Batist Joseph) 1762, Лилль — 1834, Рим. Французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в семье мастера-мебельщика О. П. Викара. Учился живописи в Лилле у Л. Ж. Гере. Принимал участие в выставках Академии художеств Лилля (1774—1780). В 1783 брал уроки у Ж. Л. Давида, был одним из его любимейших учеников. С 1784 жил в Риме как стипендиат магистрата Лилля. Период 1793—1796 провел во Франции, приняв участие в революционных событиях. Был назначен комиссаром по делам искусств и вместе с архитектором Дж. Валадье по приказу генерала Ф. Како (министра иностранных дел в Риме) занимался отбором произведений итальянского искусства и их отправкой во Францию согласно Толентинскому договору. С 1805 член Академии Св.
Луки, преподавал в Школе обнаженной натуры при ней. Работал в Риме и Флоренции. Будучи придворным живописцем Наполеона Бонапарта, в Академии Св. Луки возглавил комиссию по иностранным делам. С 1809 стал директором Академии художеств в Неаполе, сторонником борьбы за "республиканскую академию", против "академического стиля". В 1816 совершил поездку в Лондон. В Риме посещал салон генерала Сесто Миолли, губернатора Рима и в 1811 составил каталог его собрания. Создавал произведения на исторические, мифологические, религиозные сюжеты в духе неоклассицизма (Брут узнает о смерти своих сыновей (1788, Лилль, Музей изящных искусств), Воскрешение сына вдовы из Наина (1806—1816, Рим, Академия Св. Луки). Известность получили его полотна Конкордат (1803, Кастель Гандольфо, рисунок — Версаль, Нац.
Музей) и Вергилий читает "Энеиду" семейству Августа (1818, Каденабья, Тремеццо, вилла Карлотта. Копия — Лилль, Музей изящных искусств. По заказу графа Дж. Соммарива, известного коллекционера). Картина Конкордат повествовала о современной истории — подписании в Париже 15 июля 1801 соглашения между Св. Престолом и Наполеоном Бонапартом, которое считалось успехом дипломатии французов в Италии и было невыгодным для политического положения последней. В ней изображено много исторических лиц — Пий VII, секретарь Св. Престола кардинал Консалви, Наполеон и др. Викар создал в живописи и графике целую галерею портретных образов семейства Бонапарт (Портрет Жозефа Бонапарта, 1808, Версаль, Нац. Музей. Портрет I консула, 1802, Париж, Музей Почетного легиона.
Рисунок Паулина Боргезе, 1816, частное собрание. Портрет Луи Бонапарта, 1815, Версаль, Нац. Музей), его сподвижников (Портрет Иоахима Мюрата. Портрет Каролины Мюрат, оба — 1808—1809, Перуза, Нац. Галерея д’Омбри. Портрет Франсуа Како, 1801, Версаль, Нац. Музей). Представляют интерес и портреты многих современников художника, например, художницы Э. Виже-Лебрен (1804, Париж, Нац. Библиотека), архитектора Дж. Валадье (1827, Рим, Академия Св. Луки), папы Пия VII (1815, Перуза, Нац. Галерея д’Омбри). С художественной точки зрения интересны автопортреты художника (Автопортрет, 1795. Автопортрет в фантастическом костюме, 1806, оба — Лилль, Музей изящных искусств). Первый был написан перед отъездом в Италию, и головной убор молодого художника — фригийская шапочка и трехцветная кокарда — указывает на его политические настроения.
Автопортрет в костюме персонажей Халса был создан уже в Риме и выставлен в Академии Св. Луки. В нем сказалось увлечение манерой старых мастеров и проявилось незаурядное живописное дарование Викара. Художник был страстным коллекционером рисунков. Будучи сам хорошим рисовальщиком, он оставил много зарисовок современных событий, портретов (портреты из его папки рисунков Carnet de Portrait, 1787). Являлся также автором рисунков к антикизированному увражу Картины, статуи, барельефы и камеи флорентийской галереи и дворца Питти. Величественно и торжественно в духе революционной героики эпохи выглядят в нем воспроизведенные в гравюрах античные памятники. Подобные гравированные увражи оказывали большое влияние на "вкус к классике" во 2-й пол.
XVIII в. Художник похоронен в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме.Лит. Roma Giacobina. Catalogo. Palazzo Braschi. 1973—1974. Roma, 1974. "Le Chevalier Wicar". Peintre, dessinateur et collectionneur Lillois. Catalogue. Lille, 1984. Painting and Sculpture in France, 1700—1789. London, 1993..
Дополнительный поиск Викар
На нашем сайте Вы найдете значение "Викар" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Викар, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 5 символа