Витте

218

, Эмануэл де (Witte, Emanuel de) 1617, Алкмар — 1691 или 1692, Амстердам. Голландский живописец. Родился в семье школьного учителя. Учился, возможно, в Делфте у Э. Ван Алста, испытал влияние делфтских мастеров архитектурного жанра Г. Хоугеста и Х. Ван дер Влига, и особенно сильное — К. Фабрициуса. Работал в Алкмаре, с 1636 — член гильдии живописцев, в Роттердаме (1639—1640), Делфте (1642—1650), а с 1642 — и в Амстердаме. Писал картины на мифологические, жанровые сюжеты, пейзажи, марины, портреты, но выдающийся талант мастера наиболее ярко проявил себя в изображении церковных интерьеров и городских рынков. Вошедшая в творчество де Витте сравнительно поздно, в 1650-х, архитектурная тема претворилась в таких его произведениях, как Внутренность церкви в Делфте (1651, Лондон, собрание Уоллес), Интерьер Аудекерк в Амстердаме (1659, Гамбург, Кунстхалле), Протестантская готическая церковь (ок.

1685), Внутренний вид церкви в Делфте (оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Интерьер церкви (1767, Берлин, Гос. Музеи), Интерьер католической церкви (1668, Гаага, Маурицхейс), Церковный интерьер (1668, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена). Запечатлевая внутренний вид протестантской, реже — католической церкви или же компонуя его из фрагментов различных зданий, художник насытил специфический для Голландии жанр глубокой содержательностью, поэтическим настроением, динамичной игрой пространства и света, благородством колорита, основанного на оттенках серого и черного с акцентами бледно-розоватых и желтоватых тонов. При всем гармоническом равновесии церковные интерьеры де Витте, всегда воспринимаемые в единстве с наполняющими их людьми, пронизаны живым пластическим движением, устремленностью в глубину.

О его мастерстве в передаче пространственной динамики и ее ритмической организации свидетельствует одно из его лучших лирических полотен Интерьер с женщиной у клавесина (ок. 1668, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена) с анфиладой затененных комнат, в которую проникают сияющие лучи солнца. Вторая тема творчества де Витте — изображение многолюдных рыночных площадей, рынков в порту, где преимущественно торгуют рыбой. Художник соединяет в композиции элементы бытового жанра, натюрморта, городского и морского пейзажей. Среди его Рыбных рынков лучшие находятся в Лондоне, Нац. Галерее (1662), Роттердаме, Музее Бойманса — ван Бёнингена (1672), и в Москве в Гос. Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Московская картина Рынок в порту (ок.

1668), построенная на четких строгих линиях и объемах, на широких красочных пятнах серого, черного, белого и изумрудно-зеленого, создает образ оживленной городской жизни. Приемы световоздушной перспективы, масштабные контрасты фигур переднего и дальнего плана, некоторые из которых помещены спиной к зрителю, усиливают движение композиции в глубину, к рыночной площади, к зданиям пристани, маяку, мачтам, морским далям. Избранный художником жанр допускал и портретные изображения (Адриана ван Хейсден с дочерью на Новом рынке в Амстердаме, ок. 1662, Лондон, Нац. Галерея). Написанные в более поздние годы Рынки (1679, Лейпциг, Музей изобразительных искусств. 1682—1683, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) приобретают черты созерцательности и пассивности, фигуры заметно уменьшаются, поглощаются пространством, которое становится более замкнутым, а живописная гамма — приглушенной и менее выразительной.

Жизнь де Витте, как и других великих голландцев, сохранивших верность реалистическим традициям в критическое время господства патрицианских вкусов и новой художественной моды, складывалась трагически. Его искусство не пользовалось признанием в современном ему обществе. Художник продавал свои картины за бесценок, попадал в непрестанную кабалу к домовладельцам и трактирщикам. В жалкой нищете, вышвырнутый своим хозяином зимней ночью на улицу, он покончил с собой.Лит. Лев Н. Ю. Э. Де Витте. М., 1976. Manke J. Emanuel de Witte. 1617—1692. Amsterdam, 1963. Liedtke W. Architectural Painting in Delft. Gerard Hoockgest, Hendrick van Wliet. Emanuel de Witte. Dooruspijk, 1982..

Значения в других словарях
Визентини

, Антонио (Visentini, Antonio) 1688, Венеция — 1782, Венеция. Итальянский живописец-перспективист венецианской школы. Один из первых среди мастеров Венето стал использовать оптическую камеру для точного "снятия" вида. Ученик Дж. А. Пеллегрини, сотрудничал с ним и Ф. Дзукарелли, выполняя живописные композиции с архитектурными постройками. Имел звание "pittore-prospettico", был преподавателем класса перспективной живописи в Академии художеств Венеции (1762—1778). Для дворцов знатных особ писал так..

Викар

, Жан-Батист Жозеф (Wicar, Jean Batist Joseph) 1762, Лилль — 1834, Рим. Французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в семье мастера-мебельщика О. П. Викара. Учился живописи в Лилле у Л. Ж. Гере. Принимал участие в выставках Академии художеств Лилля (1774—1780). В 1783 брал уроки у Ж. Л. Давида, был одним из его любимейших учеников. С 1784 жил в Риме как стипендиат магистрата Лилля. Период 1793—1796 провел во Франции, приняв участие в революционных событиях. Был назначен комиссаром по дел..

Виттория

, Алессандро (Vittorio, Alessandro) 1525, Тренто — 1608, Венеция. Итальянский скульптор-декоратор, сотрудничавший с ведущими архитекторами Венеции середины и 2-й половины XVI в. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором очень плохо сохранившегося палаццо Тревизан (ок. 1557—1558, Венеция, остров Мурано), построенного архитектором Микеле Сан Микеле и расписанного Веронезе и Дзелотти. Почти одновременно Алессандро Виттория в содружестве с живописцем Баттиста Франко соз..

Виц

, Конрад (Witz, Konrad) Между 1400—1410, Ротвейль, Вюртемберг — ок. 1445, Женева или Базель. Немецкий живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. О ранних годах его творчества ничего не известно. Ок. 1431 приехал в Базель, где работал оставшуюся жизнь, руководя большой мастерской. Исполнял многочастные алтарные композиции для церквей Базеля и Женевы. Полагают, что в Швейцарию он прибыл уже известным мастером, знакомым с искусством Южной Германии и Нидерландов. Три ос..

Дополнительный поиск Витте Витте

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Витте" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Витте, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа