Виттория

134

, Алессандро (Vittorio, Alessandro) 1525, Тренто — 1608, Венеция. Итальянский скульптор-декоратор, сотрудничавший с ведущими архитекторами Венеции середины и 2-й половины XVI в. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором очень плохо сохранившегося палаццо Тревизан (ок. 1557—1558, Венеция, остров Мурано), построенного архитектором Микеле Сан Микеле и расписанного Веронезе и Дзелотти. Почти одновременно Алессандро Виттория в содружестве с живописцем Баттиста Франко создал великолепное декоративное убранство т. Н. Золотой лестницы Дворца дожей, сооруженной в 1536—1559 Якопо Сансовино в боковом, выходящем на Пьяццетту крыле этого дворца и ставшей главной, парадной дворцовой лестницей, соединяющей все три этажа этого колоссального здания.

Коробовый свод лестницы расчленен, возможно, по замыслу самого Сансовино продольными и поперечными стукковыми тягами, разбивающими его на квадраты и прямоугольники, которые в шахматном порядке заполняют живописные вставки Баттиста Франко и стукковые рельефы Алессандро Виттория с изображениями языческих богов, античных героев, философов, аллегорий Истории, Политики, Закона и т. П. Небольшие размеры рельефов и высота сводов не дают возможности рассмотреть их подробно, и вся декорация образует подобие красочного, постоянно меняющегося калейдоскопа. Сходный принцип декора был применен Алессандро Витторией в декорации свода лестницы Либрерии — библиотеки Сан Марко, воздвигнутой Якопо Сансовино напротив бокового крыла Дворца дожей.

Алессандро Виттория принадлежит также оформление портала Либрерии с двумя колоссальными кариатидами. Программа декора сводов лестницы Либрерии, энциклопедическая по своему характеру, видимо, была составлена кем-то из венецианских эрудитов, а выбор персонажей должен был соответствовать назначению здания — хранилища знаний. В членениях свода в шахматном порядке чередуются заключенные в шестиугольники живописные композиции Баттиста Франко (1-й пролет) и Баттиста дель Моро (2-й пролет) и квадратные рельефы Алессандро Виттория. Окруженные позолоченной стукковой резьбой, они, подобно рельефам Золотой лестницы, смотрятся как драгоценные вставки. И в то же время они достаточно крупны, чтобы их можно было рассмотреть, тем более что свод лестницы библиотеки не так высок, как свод Золотой лестницы.

Рельефы Алессандро Виттория выполнены в классической, антикизированной манере. Выбор персонажей этих рельефов был обусловлен сложной программой, включавшей в себя астрологию и влияние звезд на природу и человеческую натуру. Имя Алессандро Виттория связано и с самой прославленной из венецианских вилл 2-й пол. XVI в. — виллой Барбаро в Мазере, построенной Палладио и расписанной Веронезе. Алессандро Виттории принадлежат здесь выполненные из стукко скульптурные украшения Нимфея — небольшого сада, примыкающего к вилле (нач. 1560-х). Разносторонне однаренный мастер, Алессандро Виттория много работал и в области монументальной скульптуры. С его именем связаны две колоссальные кариатиды портика библиотеки Сан Марко (1553—1556), фигуры двух рабов ("пленников"), Славы и Фетиды, украшающие надгробие Контарини (Падуя, собор Св.

Антония), горельеф Оплакивание Христа (Венеция, церковь Сан Сальваторе, 1557—1558), статуи св. Рокко, Антония, Себастьяна (1561—1563, Венеция, церковь Сан Франческо делла Винья), горельеф Успение Марии и статуи св. Иеронима, Иоанна Крестителя, Петра, Андрея и Леонарда (Венеция, церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, капелла Гримани). Алессандро Виттория работал также в жанре портретной скульптуры. С его именем связывают бюст Маркантонио Гримини (Венеция, Музей Коррер) и Портрет старика (Лондон, Музей Виктории и Альберта), ряд других работ.Лит. Колпинский Ю. Д. Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей // Всеобщая история искусств. М., 1962. Т. III. С. 286—297. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей, и зодчих.

М., 1971. Т. V. Paoletti P. L’architettura e la sculptura del Rinascimento a Venezia. Venezia, 1893—1897. Sittoni L. La Libreria San Marco. Pistozia, 1904. Romanelli G. D. La Libreria Marciana. Il Catalogo. Da Tiziano a El Greco. Catalogo della Mostra. A cura della Mostra di S. Mason Rinaldi. Venezia, 1981. P. 277—300..

Значения в других словарях
Викар

, Жан-Батист Жозеф (Wicar, Jean Batist Joseph) 1762, Лилль — 1834, Рим. Французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в семье мастера-мебельщика О. П. Викара. Учился живописи в Лилле у Л. Ж. Гере. Принимал участие в выставках Академии художеств Лилля (1774—1780). В 1783 брал уроки у Ж. Л. Давида, был одним из его любимейших учеников. С 1784 жил в Риме как стипендиат магистрата Лилля. Период 1793—1796 провел во Франции, приняв участие в революционных событиях. Был назначен комиссаром по дел..

Витте

, Эмануэл де (Witte, Emanuel de) 1617, Алкмар — 1691 или 1692, Амстердам. Голландский живописец. Родился в семье школьного учителя. Учился, возможно, в Делфте у Э. Ван Алста, испытал влияние делфтских мастеров архитектурного жанра Г. Хоугеста и Х. Ван дер Влига, и особенно сильное — К. Фабрициуса. Работал в Алкмаре, с 1636 — член гильдии живописцев, в Роттердаме (1639—1640), Делфте (1642—1650), а с 1642 — и в Амстердаме. Писал картины на мифологические, жанровые сюжеты, пейзажи, марины, портреты..

Виц

, Конрад (Witz, Konrad) Между 1400—1410, Ротвейль, Вюртемберг — ок. 1445, Женева или Базель. Немецкий живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. О ранних годах его творчества ничего не известно. Ок. 1431 приехал в Базель, где работал оставшуюся жизнь, руководя большой мастерской. Исполнял многочастные алтарные композиции для церквей Базеля и Женевы. Полагают, что в Швейцарию он прибыл уже известным мастером, знакомым с искусством Южной Германии и Нидерландов. Три ос..

Вламинк

, Морис де (Vlaminck, Maurice de) 1876, Париж — 1958, Рюэй-ля-Гадельер. Французский живописец. Начал заниматься живописью с 1892. Специального образования не получил. Живопись Ван Гога, с которой Вламинк познакомился на выставке в 1901, оказала влияние на становление его творческой манеры. С 1900 работал вместе с Дереном на натуре в Шату. Здесь, на берегах Сены, были созданы пейзажи, полыхающие яркой киноварью, ультрамарином, лимонно-желтыми и изумрудно-зелеными тонами. "Школа Шату" объединилась..

Дополнительный поиск Виттория Виттория

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Виттория" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Виттория, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа