Выспяньский
, Станислав (Wyspianski, Stanislaw) 1869, Краков — 1907, Краков. Польский живописец, график, мастер прикладного искусства, поэт, драматург, сценограф. Представитель стиля модерн. Родился в семье скульптора Францишека Выспяньского. Учился в Ягеллонском университете и Школе изящных искусств в Кракове (с 1887) у Я. Матейки. Летом 1890 путешествовал по Европе (Северная Италия, Франция, Германия, Чехия, Австрия), изучал памятники готического искусства. Летние месяцы 1891—1894 проводил в Париже, занимаясь в Академии Коларосси. С 1895 постоянно жил в Кракове. Один из основателей художественного объединения "Штука" (1897). С 1902 преподавал в краковской Школе изящных искусств. Выспяньский обладал разносторонним творческим даром.
Помимо живописных (обычно пастельных) и графических работ, делал эскизы росписей и витражей, занимался оформлением интерьеров. Кроме того, он известен как поэт и драматург, сценограф и режиссер. Вся эта многогранная деятельность — характерная черта мастеров рубежа XIX—XX вв. С их поиском синтетического искусства. За время пребывания в Париже он увлекся творчеством импрессионистов и произведениями художников группы "Наби" (П. Боннар, Э. Вюйар, М. Дени), был лично знаком с П. Гогеном. Большое впечатление на него произвели декоративные и графические работы последователей английских прерафаэлитов — У. Морриса и У. Крейна. Интересовался бывшей тогда в моде японской гравюрой. Но определяющим стал его собственный жизненный опыт, своеобразное восприятие мира.
Ранние парижские работы Выспяньского выдают воздействие импрессионизма. Автопортрет (1894, Варшава, Нац. Музей) построен на сочетании мерцающих голубоватых и золотистых тонов. Все изображение словно растворяется в воздушной дымке. Портреты, созданные в 1898—1899 уже в Кракове и представляющие деятелей польской культуры, исполнены совершенно в другой манере. Твердый контурный рисунок, четкий силуэт придают всей изобразительной системе свойственный модерну "аппликационный" характер. Более мягки и непосредственны детские портреты, но и здесь линия доминирует над цветом. В те же краковские годы Выспяньский начинает свою деятельность как монументалист-декоратор. Он исполняет эскизы росписей (1895—1896) и витражей (1897—1902) для Францисканского костела в Кракове, а также проекты и эскизы витражей для Вавельского собора (1899—1900).
В орнаментальных и растительных мотивах, в изобилии используемых художником для этих проектов, в неуемной фантазии и декоративной остроте его образов ярко выразились особенности стиля модерн с его гибкой своенравной линией, волнующимися пластическими формами. Только незначительная часть этих работ была воплощена в материале, но то, что было исполнено, как, например, витраж Сотворение мира с изображением величественной фигуры Бога-Отца во францисканском костеле, поражает своей экспрессией. Выспяньский был также пейзажистом. Во множестве пастельных листов запечатлены простые и непритязательные мотивы польской природы. Здесь он не стилизует увиденное. Изображая подчас один и тот же вид в разное время года и суток, он создавал проникновенный образ родного края.
В своем проекте оформления и декора помещения "Светлицы" в Обществе друзей изящных искусств в Кракове (1904) художник обратился к традициям народного искусства (формы мебели и деревянных панелей, цветочные узоры портьер и стен). Значительную роль сыграл Выспяньский и в польской книжной графике, стремясь и здесь создать синтетический образ, гармонию текста с оформлением книги. Труды Выспяньского в самых разных областях художественной культуры оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие национальных традиций польского искусства. В 76-ю годовщину со дня смерти мастера (1983) в Кракове был открыт музей Выспяньского.Лит. Станислав Выспяньский и художники его времени. Каталог выставки. М., 1958. Мастера искусства об искусстве.
М., 1969. Т. 5. Кн. 2. Оконьска А. Выспяньский. М., 1977. Blum H. Stanislaw Wyspianski. Warszawa, 1969. Zbiewska K. Orzel w korniku. Warszawa, 1980..
Дополнительный поиск Выспяньский
На нашем сайте Вы найдете значение "Выспяньский" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выспяньский, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 11 символа