Выспяньский

183

, Станислав (Wyspianski, Stanislaw) 1869, Краков — 1907, Краков. Польский живописец, график, мастер прикладного искусства, поэт, драматург, сценограф. Представитель стиля модерн. Родился в семье скульптора Францишека Выспяньского. Учился в Ягеллонском университете и Школе изящных искусств в Кракове (с 1887) у Я. Матейки. Летом 1890 путешествовал по Европе (Северная Италия, Франция, Германия, Чехия, Австрия), изучал памятники готического искусства. Летние месяцы 1891—1894 проводил в Париже, занимаясь в Академии Коларосси. С 1895 постоянно жил в Кракове. Один из основателей художественного объединения "Штука" (1897). С 1902 преподавал в краковской Школе изящных искусств. Выспяньский обладал разносторонним творческим даром.

Помимо живописных (обычно пастельных) и графических работ, делал эскизы росписей и витражей, занимался оформлением интерьеров. Кроме того, он известен как поэт и драматург, сценограф и режиссер. Вся эта многогранная деятельность — характерная черта мастеров рубежа XIX—XX вв. С их поиском синтетического искусства. За время пребывания в Париже он увлекся творчеством импрессионистов и произведениями художников группы "Наби" (П. Боннар, Э. Вюйар, М. Дени), был лично знаком с П. Гогеном. Большое впечатление на него произвели декоративные и графические работы последователей английских прерафаэлитов — У. Морриса и У. Крейна. Интересовался бывшей тогда в моде японской гравюрой. Но определяющим стал его собственный жизненный опыт, своеобразное восприятие мира.

Ранние парижские работы Выспяньского выдают воздействие импрессионизма. Автопортрет (1894, Варшава, Нац. Музей) построен на сочетании мерцающих голубоватых и золотистых тонов. Все изображение словно растворяется в воздушной дымке. Портреты, созданные в 1898—1899 уже в Кракове и представляющие деятелей польской культуры, исполнены совершенно в другой манере. Твердый контурный рисунок, четкий силуэт придают всей изобразительной системе свойственный модерну "аппликационный" характер. Более мягки и непосредственны детские портреты, но и здесь линия доминирует над цветом. В те же краковские годы Выспяньский начинает свою деятельность как монументалист-декоратор. Он исполняет эскизы росписей (1895—1896) и витражей (1897—1902) для Францисканского костела в Кракове, а также проекты и эскизы витражей для Вавельского собора (1899—1900).

В орнаментальных и растительных мотивах, в изобилии используемых художником для этих проектов, в неуемной фантазии и декоративной остроте его образов ярко выразились особенности стиля модерн с его гибкой своенравной линией, волнующимися пластическими формами. Только незначительная часть этих работ была воплощена в материале, но то, что было исполнено, как, например, витраж Сотворение мира с изображением величественной фигуры Бога-Отца во францисканском костеле, поражает своей экспрессией. Выспяньский был также пейзажистом. Во множестве пастельных листов запечатлены простые и непритязательные мотивы польской природы. Здесь он не стилизует увиденное. Изображая подчас один и тот же вид в разное время года и суток, он создавал проникновенный образ родного края.

В своем проекте оформления и декора помещения "Светлицы" в Обществе друзей изящных искусств в Кракове (1904) художник обратился к традициям народного искусства (формы мебели и деревянных панелей, цветочные узоры портьер и стен). Значительную роль сыграл Выспяньский и в польской книжной графике, стремясь и здесь создать синтетический образ, гармонию текста с оформлением книги. Труды Выспяньского в самых разных областях художественной культуры оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие национальных традиций польского искусства. В 76-ю годовщину со дня смерти мастера (1983) в Кракове был открыт музей Выспяньского.Лит. Станислав Выспяньский и художники его времени. Каталог выставки. М., 1958. Мастера искусства об искусстве.

М., 1969. Т. 5. Кн. 2. Оконьска А. Выспяньский. М., 1977. Blum H. Stanislaw Wyspianski. Warszawa, 1969. Zbiewska K. Orzel w korniku. Warszawa, 1980..

Значения в других словарях
Вром

, Корнелис Хендрик (Vrom, Cornelis Hendrick) Ок. 1590, Харлем — 1661, Харлем. Голландский живописец. Происходил из семьи скульптора. Рано покинув отчий дом, провел юность в нужде и скитаниях. Подрабатывал росписью фаянсовой посуды, путешествовал по Фландрии, Испании, Италии и Франции. Вернувшись в Харлем, женился, переехал в Данциг, где у своего дяди, архитектора города, научился законам перспективы. Испытал влияние Адама Эльсхеймера и Соломона ван Рейсдала. С 1635 — член гильдии живописцев в Ха..

Вуэ

, Симон (Vouet, Simon) 1590, Париж — 1649, Париж. Французский живописец. Учился у отца, малоизвестного художника Лорана. Вуэ рано начал путешествовать, сначала в Англию, затем в 1611—1612 — в Константинополь и, наконец, в 1612—1613 — в Венецию. Его творчество можно с уверенностью разделить на два периода. Итальянский (до 1627) и парижский (1627—1649). С 1614 Вуэ живет в Риме, находится под явным влиянием итальянской живописи (Караваджо и болонских академистов), хотя и поддерживает тесные контакт..

Вьен

, Жозеф Мари (Vien, Joseph Marie) 1716, Монпелье — 1809, Париж. Французский живописец. С его именем связан резкий стилевой перелом во французском искусстве в середине XVIII столетия. Ученик Натуара и Ж. Ф. Де Труа, он провел в Риме 6 лет, с 1744 по 1750. Живопись Вьена в римский период, а также в первые годы после возвращения в Париж остается в рамках довольно легкомысленного, театрального и гедонистического стиля, модного во Франции второй четверти XVIII в. И названного впоследствии "рококо" (С..

Вюйар

, Эдуард (Vuillard, Edouard) 1868, Кюизо, департамент Сона и Луара — 1940, Ла-Боль, департамент Луара. Французский живописец, график, декоратор. Закончил лицей Кондорсе в Париже, где подружился с Дени и К. Русселем. Учился живописи в мастерской Майара (1886), в Академии Жюлиана (1888). Входил в объединение "Наби" (от древнеевр. — пророки), сотрудничал в символистском журнале Ла Ревю бланш. Начинал с натюрмортов в духе Шардена и малых голландцев (Стакан воды и лимон, Кролик, обе — 1888—1890, Пари..

Дополнительный поиск Выспяньский Выспяньский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Выспяньский" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Выспяньский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа