Гварди, Франческо

174

Лаццаро (Guardi, Francesco Lazzaro) 1712, Венеция — 1793, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик. Венецианская школа. Учился у своего старшего брата Джованни Антонио и до 1760 работал в Венеции с младшим братом Никколо (1715—1786) в руководимой Джованни Антонио мастерской. Выезжал (1782—1783) в Мастеллина и Валь ди Соле (около Тренто). Писал пейзажи, виды Венеции, картины на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. В 1780—1790-е работал как декоратор над украшением интерьеров венецианских театров Манин и Фениче. В 1784 избран членом венецианской Академии художеств. Гварди был мало известен при жизни и в последующее время. Изучение творчества художника началось лишь в 1940—1950-е. Подписанных работ Франческо и Джованни Антонио сохранилось мало, что затрудняет датировку самостоятельных произведений художника, выполненных в годы работы в мастерской брата.

Считающиеся ранними самостоятельные произведения Гварди Святой в экстазе (1739, Тренто, Гор. Музей), аллегории Вера и Надежда (Сарасота, Музей Ринглинг) исполнены в традициях алтарной живописи позднего барокко. В написанных быстрыми, резкими мазками в венецианской манере "al tocco" панно на библейский сюжет из жизни Товия для церкви Архангела Рафаила в Венеции (Прощание Товия с родителями, Лов рыбы, Свадьба Товия, Исцеление Товита, Архангел Рафаил, покидающий Товия) художник проявляет декоративное мастерство, умело согласует фигуры и световоздушную среду, придавая сценам характер волшебных притч. В 1760-х, после смерти брата, руководство мастерской переходит к Франческо. С этого времени он обращается к архитектурному пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты.

В работах 1760-х проявилось влияние Каналетто (Площадь Св. Марка. Вид Венеции. Дворец дожей, обе — Лондон, Нац. Галерея) и фантастических пейзажей-каприччи М. Риччи (Пейзаж с руинами, Вормс, Музей Хейльсхоф. Каприччо, Бергамо, галерея Академии Каррара). Продолжая традиции Каналетто в изображении торжественных событий из жизни Венеции, Гварди в середине 1760-х создает серию из 12 больших панорамных ведут (Прием дожем послов в зале Коллегий во Дворце дожей, Дож возвращается на "Бучинторо" из Сан Никколо на Лидо, обе — Париж, Лувр. Площадь Св. Марка в день ярмарки, Вена, галерея Академии). В его полотнах присутствуют та же особая широта, повествовательность и театральность, насыщенность деталями, красочность и непритязательная конкретность в рассказе о современном событии.

Однако Гварди в большей степени, чем Каналетто, удается придать ведуте характер подлинного пейзажа. С живописной тонкостью строит художник пространство, плавно чередуя планы, приводя к непринужденному тональному согласию яркие и звучные краски. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы, в которой разворачивается это праздничное пиршество цвета, усиливает динамичный мазок Гварди. Наряду с видами Венеции в дни праздников и торжественных церемоний Гварди писал и более камерные пейзажи. Как и у Каналетто, у него были свои излюбленные мотивы — церковь Санта Мария делла Салюте в устье Большого канала (Санта Мария делла Салюте, Вадуц, собрание Лихтенштейн. Мол и церковь Санта Мария делла Салюте, Венеция, галерея Дж.

Франкетти, Ка д’Оро), архитектурный шедевр Палладио — церковь Сан Джорджо Маджоре на одноименном острове (Вид на остров Сан Джорджо Маджоре, 1750—1770, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), которые он любил повторять, изменяя ракурс или варьируя особенности освещения. Архитектурные постройки возникают в этих пейзажах как легкие, еле различимые фантастические видения на горизонте в обрамлении серебрящейся от световых бликов воды Лагуны и прозрачного, с легкими облаками высокого неба. Колорит будничной Венеции, особую поэтическую прелесть обыденного передают пейзажи Гварди 1780—1790-х с изображением двориков, улочек, маленьких площадей города. В них художник возвращается к теме "каприччо", придавая этому виду архитектурного пейзажа жизненную конкретность и лирическую интонацию (Венецианский дворик, Москва, Гос.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Каприччо с пульчинеллами, Бергамо, галерея Академии Каррара. Каприччо с каналом, Флоренция, галерея Уффици). Высшими живописными достижениями Гварди, ознаменовавшими отход художника от ведуты, стали такие произведения 1780—1790-х, как Вид Лагуны (Серая Лагуна. Милан, галерея Польди-Пеццоли), Пожар в квартале Сан Маркуола (Венеция, галереи Академии, реплика — Музей Коррер), Рио деи Мендиканти (Бергамо, галерея Академии Каррара), Пейзаж. Закат (Милан, галерея Амброзиана). Как и поздние каприччо, они полны дыхания будничной жизни. С большой эмоциональной силой в этих пейзажах передано видение художником определенного состояния натуры, ее постоянно изменяющегося облика.

Его в равной степени привлекают нюансы естественного природного освещения и эффектные отзвуки пожара, охватившего масляные склады Венеции. Эти работы Гварди, последнего крупного итальянского мастера ведуты, позволяют считать его одним из предвозвестников "пейзажа настроения" в искусстве XIX столетия и одним из европейских художников XVIII в., наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди, хранящимся в различных собраниях.Лит. Никитюк О. Д. Франческо Гварди. М., 1968. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Fiocco G. Francesco Guardi. Firenze, 1933. Moschini V. Francesco Guardi. Milano, 1952. Mostra dei Guardi. Catalogo della Mostra. Venezia, 1965. Pignatti T.

Francesco Guardi. Brescia, 1965..

Значения в других словарях
Гарджуло

, Доменико (Gargiulo, Domenico), прозв. Микко Спадаро (Micco Spadaro) 1609/1610, Неаполь — 1675, Неаполь. Итальянский живописец неаполитанской школы. Учился у А. Фальконе в Неаполе. Одним из первых стал изображать современные события. Эпизоды восстания под предводительством Мазаньелло (1647), сцены извержения Везувия. Таковы его полотна Процессия во время извержения Везувия (Неаполь, собрание Дж. Карелли), Пьяцца Меркателло в Неаполе во время чумы 1656 года (Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподим..

Гварди, Джованни

Антонио (Guardi, Giovanni Antonio) 1699, Вена — 1760, Венеция. Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя в Вене, куда в 1690 переехала семья. В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья — Франческо и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио. Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, ч..

Гверчино

, Франческо (Guercino, Francesco), наст. Имя Джованни Франческо Барбьери (Guercino, Francesco Barbieri) 1591, Ченто — 1666, Болонья. Итальянский живописец. Мастер болонской школы. Учился у Л. Карраччи. Работал в Болонье, Венеции, Риме. После смерти Г. Рени (1642) возглавил болонскую Академию. Гверчино — один из самых ярких и своеобразных мастеров болонского академизма. Первый период его творчества, охватывающий 2-ю пол. 1610-х и 1-ю пол. 1620-х, в значительной мере выходит за рамки академической..

Гебхардт

, Эдуард Карл Франц фон (Gebhardt, Eduard Carl Franz von) 1838, Карлсруэ — 1925, Дюссельдорф. Немецкий живописец. В 1855—1857 обучался в Академии художеств Санкт-Петербурга. В 1859 продолжил учебу в художественной школе Карлсруэ у де Кудреса. В 1860 занимался у К. Ф. Зона в Академии художеств Дюссельдорфа, унаследовав у него увлечение голландской живописью XVII в. Писал пейзажи и полотна на исторические сюжеты. Как приемник Ф. Т. Хильдебрандта вошел в состав преподавательской коллегии дюссельдор..

Дополнительный поиск Гварди, Франческо Гварди, Франческо

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гварди, Франческо" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гварди, Франческо, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 17 символа