Генералич

172

, Иван (Generalic, Ivan) 1914, Хлебине — 1992, Хлебине. Хорватский живописец-примитивист. Родился в крестьянской семье. С детских лет самоучкой занимался рисованием. В 1930 познакомился с профессиональным художником К. Хегедушичем, давшим ему ряд советов по технике живописи, грунтованию холста, работе на стекле. С 1931 выставлялся в Загребе вместе с мастерами группы "Земля". Стал главой хлебинской школы художников-примитивистов, продолжая заниматься крестьянским трудом. В 1938 в Загребе состоялась первая персональная выставка Генералича. В послевоенное время его персональные выставки проходили неоднократно во многих городах Югославии и в других странах. Генералич постоянно участвовал в коллективных выставках художников-примитивистов ("наивных художников").

Его работы исполнены в технике масла на холсте, дереве и стекле, а также акварелью. Большая часть произведений Генералича посвящена деревенскому быту. Крестьянская жизнь предстает в них увиденной как бы изнутри. Это придает работам художника удивительную свежесть и непосредственность. Отсутствие профессиональной выучки не мешает достигать яркой экспрессии (Цыганские сваты, 1936, Загреб, Галерея примитивного искусства). В его работах есть и социальная острота (Реквизиция, 1934, Загреб, Галерея примитивного искусства), и своеобразный грубоватый юмор (Похороны Стефа Халачека, 1934, Загреб, Современная галерея). Простота, естественность, повествовательность в передаче извечного крестьянского труда сочетаются с поэтической проникновенностью в изображении природы (Жатва, 1938, Загреб, Галерея примитивного искусства.

Сбор листьев, 1943, Загреб, частное собрание). Для работ 1930-х характерно вынесение основного действия на первый план, в котором доминируют фигуры главных персонажей. Позы и жесты динамичны и выразительны. Маленькие фигурки позади создают ощущение глубины пространства. Цвет в этих картинах плотный, локальный, без оттенков. В послевоенные годы в произведениях Генералича усиливаются черты лиризма и сказочности (Игра коней, 1956. Рогатый конь, 1961, оба — Загреб, Галерея примитивного искусства). Художник часто дает более открытое и панорамное пространственное решение с меньшим количеством действующих лиц. Композиция становится декоративнее, а колорит то высветлен и обогащен тонкими цветовыми нюансами (Оленья свадьба, 1959.

Наводнение, 1960, оба — Загреб, Галерея примитивного искусства), то насыщен и ярок (Голуби, 1976, Загреб, Галерея примитивного искусства). Поражает неиссякаемая фантазия мастера. Сюжеты, взятые из обыденной крестьянской жизни, подчас дополняются какой-либо неожиданной фантастической деталью, придающей изображению особую остроту (Рыба в воздухе, Журавли, оба — 1970, Загреб, Галерея примитивного искусства). Творчество Генералича, ставшего уже в 1930-е широко известным живописцем, явилось примером для других югославских художников из народа, составивших яркое и самобытное направление в изобразительном искусстве своей страны.Лит. Искусство югославских примитивистов // Югославия. Белград, 1959. № 17. Basicevic D., Jakowski A., Kelemen B.

Ivan Generalic. Zagreb, 1984. Gamulin G. Generalic. Beograd, 1986..

Значения в других словарях
Гейнсборо

, Томас (Gainsborough, Thomas) 1727, Садбери, Суффолк — 1788, Лондон. Английский живописец и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Родился в семье торговца сукном. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Ок. 1740 приехал в Лондон, где занимался в студиях различных художников, не получив в итоге систематического образования. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Приблизительно в это время на..

Гелдер

, Арт де (Gelder, Art de) 1645, Дордрехт — 1727, Дордрехт. Голландский живописец и рисовальщик. Первоначально учился у С. Ван Хогстратена в Дордрехте (где жил почти безвыездно), а в 1661—1667 в Амстердаме у Рембрандта. В отличие от других учеников Рембрандта Гелдер в своих картинах на библейские, мифологические, жанровые сюжеты и в портретах стремился более творчески глубоко следовать особенностям метода великого мастера, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Так, Странствующий муз..

Гертген

Тот Синт-Янс (Geertgen tot Sint Jans) Между 1460—1465, Лейден (?) — до 1496, Харлем (?). Нидерландский живописец. Учился у А. Оуватера в Харлеме. Работал в Брюгге и Харлеме, где был связан с монастырем Св. Иоанна, не будучи, однако, его монахом. Отсюда имя, под которым он вошел в историю искусств (в переводе — "Маленький Герард от св. Иоанна"). За свою короткую творческую жизнь Гертген проявил себя чрезвычайно своеобразным художником, претворившим традиции живописи XV в. На свой лад. Он работал ..

Гертин

, Томас (Girtin, Thomas) 1775, Лондон — 1802, Лондон. Английский живописец, мастер акварельного пейзажа. Учился у Э. Дейеса, вместе с которым работал в 1792 для антиквара Дж. Мура. Сопровождая последнего, совершил поездку в Шотландию. В начале 1790-х зарабатывал раскраской гравюр для известного торговца Дж. Смита, у которого познакомился с Тернером. Ок. 1794 оба вошли в кружок доктора Т. Монро, где занимались копированием произведений Козенса, Каналетто и др. Гертин много путешествовал по стране..

Дополнительный поиск Генералич Генералич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Генералич" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Генералич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа