Гойен
, Ян ван (Goyen, Jan van) 1596, Лейден — 1656, Гаага. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Учился у И. Ван Сваненбурга в Лейдене, позднее у Э. Ван де Велде в Харлеме. Посетил Францию (1614), Фландрию (1619) и Германию. Много путешествовал по Голландии. Занимался коммерцией, но не разбогател. После его смерти все имущество художника распродали с аукциона. Совершая поездки по стране, создавал многочисленные зарисовки для своих картин, не следуя при этом точной передаче местности. Коллекция рисунков Гойена, исполненная итальянским карандашом и с размывкой тушью находится в Москве в Гос. Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а разрозненные листы из путевых альбомов — в европейских музеях. Его рисунки отличаются живостью и непосредственностью в передаче природы.
Ранние рисунки мастера, как и его картины, изображающие непритязательные пейзажи, и просто сцены с фигурами крестьян и рыбаков насыщены занимательными деталями. В однотонной живописной манере изображены обычно пасмурные, туманные дни. Художник любил писать дюнные пейзажи с уходящей вдаль деревенской дорогой, туманные устья рек с башнями по берегам, просторные морские заливы. Его увлечение тональным, близким к монохромному колоритом развивалось, по-видимому, под воздействием искусства Я. Порселлиса, особенно когда после переезда в Гаагу в 1632 он стал писать по преимуществу марины и речные пейзажи. В небольших картинах с низким горизонтом и огромным, занимающим больше двух третей композиции облачным небом, осеняющим широкие равнины с пастбищами, полноводными реками, песчаные дюны, крестьянские хижины, Гойен создал глубоко национальный образ голландской природы, заселенной людьми.
Мягкий, сдержанный колорит с господством серо-зеленоватых и коричневых оттенков передает влажность воздуха, рассеянный свет ненастного дня, изменчивую игру массы облаков. Продолжая традицию Х. Врома, Гойен писал виды голландских городов, особенно Дордрехта и Неймегена, в которых отличающая его творчество задумчивая созерцательность приобрела черты подлинного величия. Простые и ясные, полные тишины и лирического чувства пейзажи Гойена оказали сильное влияние на развитие пейзажной живописи в Голландии XVII в. Основные произведения. Деревенский пейзаж (1628, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Дюны (1629, Берлин, Гос. Музеи), Сенокос (1630), Вид реки Ваал у Неймегена (1631, обе — Москва, Гос.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Колодец у хижины (1633, Дрезден, Картинная галерея), Пейзаж с дубом (1634), Конькобежцы (1641), Река Маас у Дордрехта (1643), Зимний вид в окрестностях Гааги (1645), Вид на реке Маас (1645, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Устье реки (1655, Гаага, Музей Маурицхейс), Речное устье с рыбаками (Будапешт, Музей изобразительных искусств).Лит. Waal H. Jan van Goyen. Amsterdam, 1960. Goyen Jan van Tentoonstelling. Leiden. Arnhem, 1960. Dobrzyscka A. Jan van Goyen. Poznan, 1969..
Дополнительный поиск Гойен
На нашем сайте Вы найдете значение "Гойен" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гойен, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 5 символа