Гойен

194

, Ян ван (Goyen, Jan van) 1596, Лейден — 1656, Гаага. Голландский живописец, рисовальщик и офортист. Учился у И. Ван Сваненбурга в Лейдене, позднее у Э. Ван де Велде в Харлеме. Посетил Францию (1614), Фландрию (1619) и Германию. Много путешествовал по Голландии. Занимался коммерцией, но не разбогател. После его смерти все имущество художника распродали с аукциона. Совершая поездки по стране, создавал многочисленные зарисовки для своих картин, не следуя при этом точной передаче местности. Коллекция рисунков Гойена, исполненная итальянским карандашом и с размывкой тушью находится в Москве в Гос. Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а разрозненные листы из путевых альбомов — в европейских музеях. Его рисунки отличаются живостью и непосредственностью в передаче природы.

Ранние рисунки мастера, как и его картины, изображающие непритязательные пейзажи, и просто сцены с фигурами крестьян и рыбаков насыщены занимательными деталями. В однотонной живописной манере изображены обычно пасмурные, туманные дни. Художник любил писать дюнные пейзажи с уходящей вдаль деревенской дорогой, туманные устья рек с башнями по берегам, просторные морские заливы. Его увлечение тональным, близким к монохромному колоритом развивалось, по-видимому, под воздействием искусства Я. Порселлиса, особенно когда после переезда в Гаагу в 1632 он стал писать по преимуществу марины и речные пейзажи. В небольших картинах с низким горизонтом и огромным, занимающим больше двух третей композиции облачным небом, осеняющим широкие равнины с пастбищами, полноводными реками, песчаные дюны, крестьянские хижины, Гойен создал глубоко национальный образ голландской природы, заселенной людьми.

Мягкий, сдержанный колорит с господством серо-зеленоватых и коричневых оттенков передает влажность воздуха, рассеянный свет ненастного дня, изменчивую игру массы облаков. Продолжая традицию Х. Врома, Гойен писал виды голландских городов, особенно Дордрехта и Неймегена, в которых отличающая его творчество задумчивая созерцательность приобрела черты подлинного величия. Простые и ясные, полные тишины и лирического чувства пейзажи Гойена оказали сильное влияние на развитие пейзажной живописи в Голландии XVII в. Основные произведения. Деревенский пейзаж (1628, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Дюны (1629, Берлин, Гос. Музеи), Сенокос (1630), Вид реки Ваал у Неймегена (1631, обе — Москва, Гос.

Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Колодец у хижины (1633, Дрезден, Картинная галерея), Пейзаж с дубом (1634), Конькобежцы (1641), Река Маас у Дордрехта (1643), Зимний вид в окрестностях Гааги (1645), Вид на реке Маас (1645, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Устье реки (1655, Гаага, Музей Маурицхейс), Речное устье с рыбаками (Будапешт, Музей изобразительных искусств).Лит. Waal H. Jan van Goyen. Amsterdam, 1960. Goyen Jan van Tentoonstelling. Leiden. Arnhem, 1960. Dobrzyscka A. Jan van Goyen. Poznan, 1969..

Значения в других словарях
Глез

, Альбер (Gleizes, Albert) 1881, Париж — 1953, Авиньон. Французский живописец и теоретик искусства. Обучался мастерству у своего отца, художника по тканям. В ранний период (1901—1907) писал импрессионистические пейзажи, затем, продолжая работать в том же жанре, обратился к обобщенным формам, очерченным четкой линией (Берега Марны, 1909, Лион, Музей изящных искусств). В дальнейшем, сблизившись с Ле Фоконье и Метценже, примкнул к направлению кубизма. В 1912 был участником кубистической выставки "З..

Гоген

, Поль (Gauguin, Paul) 1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские о-ва. Французский живописец, скульптор, график, керамист. Специального художественного образования не получил. Рано лишился отца, воспитывался в семье матери, принадлежавшей к влиятельному перуанскому роду. Экзотическая природа, яркие национальные костюмы, многоцветье местного колорита, беззаботная жизнь в поместье дяди дона де Тристан в Лиме запечатлелись в памяти как образ счастья, и, возможно, вся последующая жизнь Гогена с ее мета..

Гойя

, Гойя-и-Лусиентес, Франсиско Хосе (Goya y Lusientes, Francisco) 1746, Фуэндетодос, провинция Сарагоса — 1828, Бордо, Франция. Испанский живописец, гравер, рисовальщик. Происходил из семьи ремесленника-позолотчика. В 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана Мартинеса, в 1766 работал в Мадриде в мастерской у Ф. Байеу, на сестре которого Хосефе женился в 1773. В 1764 и 1766 безуспешно пытался поступить в Академию Сан Фернандо в Мадриде. В 1770—1771 посетил Италию. Участвуя в конкурсе пармской Академии н..

Гола

, Эмилио (Gola, Emilio) 1851, Милан — 1923, Милан. Итальянский живописец. Обучался в Политехнической школе в Милане, собираясь стать инженером. Сначала занимался живописью как любитель, но быстро добился признания. В 1892 получил золотую медаль на выставке в Мюнхене и в том же году — приз на Национальной выставке в Милане за серию пейзажей области Брианца. Некоторое время (1870) был близок кругу мастеров "Ломбардской скапильятуры", разделяя их эстетические взгляды, работал в технике живописи дли..

Дополнительный поиск Гойен Гойен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гойен" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гойен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа