Греко

169

, Эмилио (Greco, Emilio) 1913, Катания, Сицилия — 1995, Рим. Итальянский скульптор. Крупный мастер пластики ХХ столетия. Его формирование проходило в Риме в 1930-е. Испытал влияние М. Россо, В. Джемито, А. Мартини. Мастер лирического дарования. Опираясь на классическое наследие, стремился к совершенству формы. В традиции веризма исполнена ранняя работа Маленький человечек (1939, Рим, Нац. Галерея современного искусства). В 1940-е его увлекла анималистическая пластика (Умирающая лошадь, 1949, Рим, частное собрание). В это время скульптор создает небольшие работы в терракоте — этюды обнаженного тела (Борцы, Рим, частное собрание). Порой его привлекала передача более четкого, функционального движения (Велосипедистка, 1947, Рим, частное собрание).

Эти нетипичные для Греко работы вызывали ассоциации со скульптурами футуристов, но и в них он стремился достичь плавности перетекания форм. Большая часть произведений Э. Греко — это женские портреты, этюды обнаженного тела. Он любил изображать определенный тип моделей с несколько удлиненной шеей, покатыми плечами, плавными линиями силуэта, избирая резкие контрапосты (соотношения в поворотах головы и тела), которые придают внутреннюю динамику образам. В 1950-е Греко увлекается эллинистической пластикой, скульптурой А. Модильяни. Он работает в бронзе (Большая сидящая фигура, 1951, Лондон, галерея Тейт. Женская голова, 1951, Венеция, Галерея современного искусства. Женская голова, 1957, Ватикан, Пинакотека), воске (Анна, 1954, Милан, Галерея современного искусства), цементе (Лиа, 1956, Флоренция, галерея Питти).

Его образы полны высокой духовной энергии, наделены чувственно-романтическими чертами, утонченной и хрупкой грацией. Подобно мастерам эллинизма, Греко любит изображать сидящие фигуры (серии Большие сидящие фигуры, Присевшие на корточки), ища в их позах ясность силуэтов, чувственную грацию. Такова и его серия Купальщицы (Большая купальщица № 1, Рим, Нац. Галерея современного искусства), в которой каждая женская фигура с высокой прической, длинной, стройной шеей (как у Модильяни) несет в себе особое конструктивное начало, настроение, заряд жизненной энергии. Большую роль в пластических замыслах Греко играет свет. Как и в произведениях М. Россо, он акцентирует характер движения и общего настроения, игру форм, подчеркивает изящество или монументальность фигур.

Греко любит сопоставлять геометризованные (более жесткие) и плавные формы (Большая купальщица № 3, 1957, Париж, Нац. Музей современного искусства). Резкая асимметрия придает динамику образам, энергию силуэтам, выразительность массе тела. В 1966 Греко создал памятник Пиноккио в селении Коллоди, в парке Пиноккио. Образ героя знаменитой сказки К. Коллоди полон таинственности и жизнеутверждения. Деревянная кукла, человеческая фигура, ствол дерева и взлетающая птица — весь ансамбль представляет собой оригинальную пространственную конструкцию, олицетворяющую поэтический мир сказки. Греко создавал и рельефные изображения (1960-е, Рим, церковь Иоанна Евангелиста на автостраде Солнца. Церковные врата, Орвието, собор. Рельефы памятника папе Иоанну XXIII, Рим, собор Св.

Петра). Работая в высоком рельефе, он опирался на позднеримскую традицию, средневековую пластику, работы мастеров Раннего Возрождения. В творчестве Э. Греко всегда своеобразно сочетались монументальное и станковое начала. Эмилио Греко стал в ХХ столетии продолжателем национальной традиции итальянского веризма, обогатив ее новыми пластическими поисками.Лит. Bellonzi F. Emilio Greco. Roma, 1962. Salvini R. Modern Italian sculpture. Oldbourn, 1962..

Значения в других словарях
Граф

, Антон (Graf, Anton) 1736, Винтертур — 1813, Дрезден. Немецкий живописец. Учился в 1753—1756 у И. У. Шелленберга в Винтертуре, затем у И. Я. Хайда в Аугсбурге. Работал как портретист в Регенсбурге, Винтертуре, Аугсбурге, Мюнхене, Цюрихе. С 1766 — придворный художник в Дрездене. С 1789 — профессор дрезденской Академии художеств. Член берлинской, венской, мюнхенской академий художеств. Много путешествовал по Германии и Швейцарии. Портретист, писал также пейзажи, занимался миниатюрой. Ранние произ..

Грёз

, Жан-Батист (Greuze, Jean-Batist) 1725, Турню — 1805, Париж. Французский живописец. Учился у лионского живописца Грандона, а после 1750 — в парижской Академии художеств у Натуара. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755, Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академ..

Григолетти

, Микеланджело (Grigoletti Michelangelo) 1801, Порденоне — 1870, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. С 1820 учился в Академии художеств Венеции у И. Полити и Т. Маттеини. Покинуть Порденоне он смог при поддержке своего дяди-священника. Много путешествовал, посетив Рим, Австрию, Венгрию. Писал картины на исторические, литературные и религиозные сюжеты, алтарные образы для церквей Венеции и Брешии (Ассунта — по заказу кардинала Ладислава Пиклера. Мадонна — для Анны Австрийской. Хрис..

Григореску

, Николае (Grigorescu, Nicolae) 1838, с. Питару, близ Бухареста — 1907, Кымпина. Румынский живописец и график. Родился в крестьянской семье. Потеряв отца в детстве, учился в иконописной мастерской А. Хладека, писал иконы и расписывал храмы. За роспись церкви в Агапийском монастыре (1858—1861) получил Государственную стипендию для обучения в Париже. В 1862—1863 занимался в Школе изящных искусств у С. Корню, затем работал вместе с художниками-барбизонцами в лесу Фонтенбло. Время от времени приезжа..

Дополнительный поиск Греко Греко

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Греко" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Греко, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 5 символа