Грис

167

, Хуан (Gris, Juan) 1887, Мадрид — 1927, Булонь-сюр-Сен. Французский живописец испанского происхождения. Представитель кубизма. В 1902—1904 обучался в мадридской Школе искусств и ремесел. В течение двух последующих лет занимался иллюстрированием журналов в декоративных традициях графики модерна. Одновременно брал уроки живописи у Х. М. Карбонеро. В 1906 прибыл в Париж и, поселившись на Монмартре, сблизился с Пикассо и его кружком. Приобщившись к новаторским опытам Пикассо и Брака, ок. 1911 создал свои первые кубистические картины. Натюрморт (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Стол в кафе (1912, Чикаго, Институт искусств), Гитара и цветы (1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Пикассо (1912, Чикаго, частное собрание).

В этих работах система аналитического кубизма модифицируется в соответствии с предшествующим опытом работы художника в области декоративной и иллюстративной графики. Плоскостные формы очерчиваются прямыми линиями, правильными полукружиями, овалами, сегментами. Планиметрические построения дополняются волнообразными завитками. Широко проложенные тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются, множатся или частично выпадают из поля зрения. Картины Гриса отличаются от живописи основоположников кубизма холодной тональностью (доминируют серые, голубые, серебристые оттенки) и металлическим блеском поверхности. Ок. 1913 Грис вслед за Пикассо и Браком переходит к синтетическому кубизму.

В его полотнах появляются наклейки, надписи, цифры. Цветовая гамма становится более плотной, насыщенной. Абстрактные и фигуративные детали смыкаются в слаженные конструктивные построения (Скрипка и гравюра, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Ваза с фруктами и графин, 1914, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер. Завтрак, 1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Фрагментарные, но четко прорисованные контуры предметов ритмически вторят друг другу, вещественность объектов растворяется в абстракции линейных аналогий. Рисунок обоев, шахматной доски, наборной крышки стола усиливает чертежный характер композиций. К этому времени Грис выработал метод "решетчатых" построений. Элементы натурных форм вписывались в ячейки предварительно расчерченной плоскости.

Этот рациональный, "инженерный" подход, придающий живописи Гриса некоторую сухость, впоследствии определил его сближение с группой пуристов (с 1921). В картинах 1915—1916 усиливается цветонасыщенность, усложняются пространственные отношения (Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян, 1915, Филадельфия, Музей искусств. Шахматная доска, 1915, Чикаго, Институт искусств). Плотное смыкание лаконичных рудиментарных форм в натюрмортах напоминает кубистические пространственные конструкции (Фруктовая чаша, бокал и газета, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства. Натюрморт, 1917, Миннеаполис, Институт искусств. Шахматная доска, 1917, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В живописи последнего десятилетия жизни художника значительное место занимает тема человеческой фигуры (Девушка с мандолиной <по Коро>), 1916, Базель, Художественный музей.

Арлекин с гитарой, 1917, Нью-Йорк, частное собрание). В сериях Арлекины и Пьеро (1919 и 1921—1923) кубистические сломы форм уступают место широко скругленным линиям, описывающим монументальные объемы (Два Пьеро, 1922, Беверли-Хилз, частное собрание. Сидящий Арлекин, 1923, Нью-Йорк, частное собрание). Сближение с тенденцией "неоклассики" прослеживается и в поздних натюрмортах, с их лаконичными укрупненными формами (Канигу, 1921, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс. Гитара и нотная тетрадь, 1926, Нью-Йорк, частное собрание). В 1922—1924 Грис оформил три балетных спектакля, поставленных антрепризой Дягилева в Монте-Карло. 1920-е были для Гриса периодом стагнации, постепенного угасания творческих потенций. Однако на этом этапе он большое внимание уделял разработке кубистической теории.

В многочисленных лекциях и статьях Грис рассматривал исходную, базисную абстракцию как "математическую" архитектуру живописи, которая пронизывается "рифмами" аналогий и "гуманизируется" по мере заполнения схемы предметными изображениями. Тяжелая болезнь легких привела к ранней смерти художника.Лит. Kahnweiler D.-H. Juan Gris. Sa vie, son ?uvre, ses ecrits. Paris, 1946. Soby J. Th. Juan Gris. New York, 1958. Shmidt G. Juan Gris und die Geschichte des Kubismus. Baden-Baden, 1957..

Значения в других словарях
Григолетти

, Микеланджело (Grigoletti Michelangelo) 1801, Порденоне — 1870, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. С 1820 учился в Академии художеств Венеции у И. Полити и Т. Маттеини. Покинуть Порденоне он смог при поддержке своего дяди-священника. Много путешествовал, посетив Рим, Австрию, Венгрию. Писал картины на исторические, литературные и религиозные сюжеты, алтарные образы для церквей Венеции и Брешии (Ассунта — по заказу кардинала Ладислава Пиклера. Мадонна — для Анны Австрийской. Хрис..

Григореску

, Николае (Grigorescu, Nicolae) 1838, с. Питару, близ Бухареста — 1907, Кымпина. Румынский живописец и график. Родился в крестьянской семье. Потеряв отца в детстве, учился в иконописной мастерской А. Хладека, писал иконы и расписывал храмы. За роспись церкви в Агапийском монастыре (1858—1861) получил Государственную стипендию для обучения в Париже. В 1862—1863 занимался в Школе изящных искусств у С. Корню, затем работал вместе с художниками-барбизонцами в лесу Фонтенбло. Время от времени приезжа..

Гро

, Антуан Жан (Gros, Antoin Jean) 1771, Париж — 1835, Париж. Французский живописец и график. Учился у своего отца, художника-миниатюриста, с 14 лет — у Давида, в 1787—1792 в Париже, в Академии. Хотя Гро начинал с традиционных сюжетов из древней истории. Елеазар и Антиох (1792, Сен-Ло, Музей), именно с его именем связан отход от принципов классицизма и начало эпохи романтизма. В 1793—1801 жил в Италии, посетил Геную, Милан, Флоренцию. Сохранились зарисовки и копии произведений античности, а также ..

Громер

, Марсель (Gromaire, Marcel) 1892, Нуайель-сюр-Самбр — 1971, Париж. Французский живописец. Получив образование юриста, учился затем в парижских художественных академиях Коларосси, Рансона, "Ля Палет" (у Ле Фонконье). Перед началом Первой мировой войны посетил Нидерланды, Бельгию, Германию, Великобританию. Стиль Громера сложился под воздействием экспрессионизма и "наивного" искусства. Его характерные особенности. Плотное заполнение пространства массивными, словно высеченными из камня фигурами. Пр..

Дополнительный поиск Грис Грис

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Грис" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Грис, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 4 символа