Давид, Жак Луи

231

(David, Jacques Louis) 1748, Париж — 1825, Брюссель. Французский живописец. Выразив художественные идеалы французского общества накануне, во время и после Революции 1789, выступил не только как один из крупнейших мастеров просветительского классицизма, а затем ампира, но и как один из великих основоположников нового искусства XIX в. В целом — искусства, ставящего своей сверхзадачей более активное вторжение в жизнь, более сложное и драматическое взаимодействие с социальной действительностью своего времени. Выходец из семьи состоятельного парижского коммерсанта, Давид в 1766—1774 учился в Академии художеств у Вьена, соединившего в своем творчестве волю к "большому стилю" классицизма с галантной интимностью рококо.

В ранних работах молодого Давида чувствуется и значительное влияние рокайльной манеры Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов (Бой Марса и Минервы, 1771, Париж, Лувр). После пребывания в Риме (1775—1780), где он изучал памятники античности, но в первую очередь — живопись мастеров итальянского Возрождения и барокко (Рафаэля, художников болонской школы), он выступил с историческими картинами Велизарий, просящий подаяние (1781, Лилль, Музей изящных искусств) и Андромаха, оплакивающая Гектора (1783, Париж, Лувр). Их четкая, риторически выразительная пластика служит задачам нравственного поучения, вдохновленного античностью, но обращенного к гражданским чувствам современников.

История победоносного римского полководца Велизария, впавшего в немилость и нищету, и героя Троянской войны Гектора, погибшего в бою в расцвете сил и оплакиваемого супругой, — примеры фатальной превратности исторических судеб, таящих в себе неотвратимую угрозу трагического финала. С тех пор все творчество Давида в исторической ретроспекции тесно связывается с хронологией Великой французской революции, ее духовными предвестиями, ее осуществлением и кризисом. Художник становится летописцем эпохального этапа французской и мировой истории — летописцем и прямым, и гораздо чаще иносказательно-символическим. Одна из самых знаменитых его картин — Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), написанная на тему трагедии П.

Корнеля и посвященная трем молодым римлянам, готовым пожертвовать собой во исполнение гражданского долга, воспринимается как революционный призыв. Политические настроения и чаяния, воплощенные в античном антураже, производят чрезвычайно сильное впечатление на современников. Его авторитет закрепляется картинами Смерть Сократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Ликторы приносят Бруту тела его сыновей (1789, Париж, Лувр) — и здесь в образах главенствует тема жертвы как залога бессмертия, залога победы в схватке с беспощадной судьбой. Грациозно-женственное начало, которое Давид любит противопоставлять брутально-мужскому (женско-мужские оппозиции в полотнах Клятва Горациев и Брут), всецело преобладает в жеманно-эротичном полотне Парис и Елена (1788, Париж, Лувр).

В тот же период утверждается и выдающийся талант Давида-портретиста. Его портреты, как репрезентативно-парадные, в полный рост, так и камерные по композиции и масштабам (парные картины Чета Пикуль, 1784, Париж, Лувр. Химик А. Лавуазье с супругой, 1788, Нью-Йорк, музей Метрополитен), соединяют в себе рокайльное и классицистическое начала. Проникнутые чутким вниманием к внутренней жизни души, они неизменно утверждают Человеческое с большой буквы, при этом избегая чрезмерной идеализации. С 1789 Давид активно включается и в политическую деятельность. Он руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи Свободы, Равенства и Братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращенного в годы Революции из королевской коллекции в национальный музей) и демократизации Академии художеств.

В 1792 его избирают депутатом Конвента. В 1791 Давид приступает к работе над огромным полотном Клятва в зале для игры в мяч, где предполагает увековечить историческое собрание Генеральных штатов 20 июня, поколебавшее основы старого режима и открывшее путь к окончательному свержению монархии. Образ недавнего политического события впервые в искусстве обретает подобную масштабность, показывая огромную толпу депутатов, охваченную единым порывом патриотической вольности. Картина, однако, осталась незаконченной, о замысле ее можно судить по рисунку пером (Париж, Лувр) и крупному недописанному фрагменту (Версаль, Нац. Музей). Увековечивая память одного из главных героев Революции, убитого Ш. Корде, Давид пишет свою знаменитую картину Смерть Марата (1793, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).

Полотно с бездыханным телом Марата в ванне поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня. Лаконичная пластика образа не заслоняет, однако, дар Давида-колориста, достигающий здесь своего расцвета и проявляющийся, в частности, в зыбкой, тревожной вибрации темного фона. В 1794, после Термидорианского переворота, мастер был арестован и несколько месяцев провел в тюрьме, однако в период Директории и империи Наполеона I вновь занял ведущее положение в художественной жизни Франции. Он становится одним из главных создателей стиля ампир (нового этапа классицизма, отражающего не столько гуманистический пафос Просвещения, сколько величие и мощь имперской государственности), пишет получившие широчайшую известность живописные символы эпохи.

Это и проникнутый героико-романтическим порывом Бонапарт на Сен-Бернарском перевале (1800, Версаль, Нац. Музей), и гигантский холст Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (1805—1807, Париж, Лувр), торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом, и ряд других произведений. Замечательные портреты современников, наполняющие Коронование (Le Sacre, как принято сокращенно называть картину), еще раз напоминают об этом аспекте дарования Давида. За годы революции и империи он пишет Автопортрет с палитрой (1794), парные изображения супругов Серизиа (1795), Портрет госпожи Ж. А. Рекамье (1800, все — Париж, Лувр) и ряд других портретов.

Непосредственность, теплая задушевность порой сменяется атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе госпожи Рекамье. После реставрации Бурбонов Давид, голосовавший в Конвенте за казнь Людовика XVI, вынужден был в 1816 эмигрировать в Брюссель. Здесь он создает ряд островыразительных портретов (Э. Ж. Сийес, 1817, Кембридж, Массачусетс, Музей Фогг), а также мифологические полотна, отвлеченно-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно (Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями, 1824, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Давид оставил большое количество рисунков. Некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом (Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот, 1793, Париж, Лувр).

Влияние искусства Давида было огромно, тем более что он проявил себя и как высокоодаренный педагог (из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр). "Под знаком Давида" французское искусство так или иначе развивалось вплоть до импрессионизма.Лит. Замятина А. Давид. М., 1936. Эмбер А. Луи Давид. М., 1965. Шнаппер А. Давид. Свидетель своей эпохи. Пер. С франц. Т. А. Савитской. М., 1984. Федотова Е. Д. Давид. М., 2002. Jacques-Louis David. 1748—1825. Catalogue. Paris, 1989. Johnson D. J.-L. David. Art in metamorphosis. Princeton, 1993..

Значения в других словарях
Давид Д’Анже

, Пьер Жан (David d’Angers, Pierre-Jean) 1783, Анже — 1856, Париж. Французский скульптор и медальер. Сын скульптора П. Л. Давида. В возрасте 4 лет сопровождал отца с отрядами республиканских войск в походе на охваченную восстанием Вандею. Первые уроки художества получены в Центральной школе Анже. Для продолжения обучения был вынужден пешком добираться до Парижа, поскольку отец, исходя из собственного горького опыта, не хотел, чтобы сын шел по его стопам и стал художником. В Париже (1808) учился ..

Давид, Герард

(David, Gerard) Ок. 1460, Аудеватер — 1523, Брюгге. Нидерландский живописец. Годы и место учения неизвестны. Работал в Брюгге (упом. С 1484), заняв там ведущее место среди художников после смерти Мемлинга. В 1515 вступил в антверпенскую гильдию живописцев, но позднее — в 1521 и 1523 — вновь упоминается в Брюгге. Руководил большой мастерской со многими учениками и подмастерьями, изготовлявшими копии и повторения его работ. В творчестве Давида традиции раннего нидерландского Возрождения продолжают..

Дайс

, Уильям (Dyce, William) 1806, Абердин — 1864, Лондон. Шотландский живописец и педагог. Начав учиться в школе Королевской академии художеств, вскоре покинул ее, чтобы отправиться в путешествие по Италии. Две поездки в Рим в 1825 и в 1827—1830 оказали определяющее влияние на формирование основных образно-стилистических принципов его искусства. Внимание начинающего художника привлекла итальянская живопись Раннего Возрождения, в особенности творчество Пинтуриккио, а также росписи Рафаэля в Ватикане..

Дали

, Сальвадор (Dali, Salvador) 1904, Фигерас, Каталония — 1989, Фигерас. Испанский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Мадрида (1921—1922, 1925—1926). Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений. Приехав в Париж в 1929, Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В конце 1920-х сложился его "параноико-критический метод", который художник определил как..

Дополнительный поиск Давид, Жак Луи Давид, Жак Луи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Давид, Жак Луи" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Давид, Жак Луи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 14 символа