Де Кирико
, Джорджо (De Chirico, Giorgio) 1888, Волос, Греция — 1978, Рим. Итальянский живописец. Вошел в историю искусства как ведущий представитель направления метафизической живописи. Родился и провел детские годы в Греции, обучался рисунку и живописи в Афинах (1899—1905). Продолжил художественное образование в Академии художеств в Мюнхене (1906—1910), куда переехала семья после смерти отца. Здесь художник увлекся немецкой философией (сочинениями Шопенгауэра, Вейнингера, Ницше) и испытал сильное влияние искусства Бёклина и Клингера (Битва лапифов с кентаврами, 1909, Рим, Нац. Галерея современного искусства). Под впечатлением от итальянской архитектуры, полученным при посещении Флоренции, Милана и Турина (1910—1911), появились первые "картины-таинства", которые Г.
Аполлинер позднее назовет "метафизическими". В 1911—1915 Де Кирико вместе со своим братом Андреа (писателем, известным под псевдонимом Альберто Савиньо) жил в Париже, где в кругах литературного и художественного авангарда были высоко оценены его картины, показанные на выставках Осеннего салона и Салона независимых. С началом Первой мировой войны братья Де Кирико вернулись в Италию. В 1915 в Ферраре состоялось их знакомство с Ф. Де Пизисом и К. Карра. С формированием этой группировки возникла школа метафизической живописи, определившая мировую славу Де Кирико и его значение как предтечи сюрреализма. В его картинах 1913—1919 пустынные площади окружены глухими стенами, мрачными аркадами, создающими глубокие, но статичные перспективы.
Резкие тени, зияющие провалы галерей, дверных и оконных проемов, одинокие фигуры, поезда на горизонте создают особую сновидческую атмосферу, проникнутую тревогой и меланхолией (Дар провидца, 1913, Филадельфия, Музей искусств. Тайна и меланхолия улицы, 1914, частное собрание. Красная башня, 1913, Венеция, фонд П. Гуггенхейм). Оцепенелые статуи, лишенные лиц манекены, человекоподобные фигуры-ассамбляжи словно являют застывшие сцены из некой таинственной драмы (Дуэт, 1915. Пророк, 1915. Великий метафизик, 1917, все — Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1920-х художник отказался от иррациональной загадочности и, обратившись к традиционной образной системе, примкнул к направлению новеченто. В период 1924—1932 Де Кирико жил в Париже.
Его сближение с сюрреалистами завершилось разрывом отношений, поскольку художники этой группы, восхищаясь метафизической живописью, отвергли новую манеру Де Кирико как "ретроградную" и "упадочническую". В 1929 вышло автобиографическое сочинение Де Кирико Hebdomeros. В 1945 были опубликованы его Мемуары. Стремясь к возрождению классической традиции, Де Кирико прибегал к различным способам ее освоения. Подражание живописной технике старых мастеров. Прямой "пересказ" известных образов и фрагментов из картин Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Фрагонара, Ватто (Падение Фаэтона <по Рубенсу>, 1954, Рим, частное собрание). Имитация постановочных приемов костюмных портретов и натюрмортов XVII в. (Автопортрет в черном костюме, 1948, Рим, Нац.
Галерея современного искусства). Переработка характерных для классической живописи тем и пластических мотивов (Лукреция, 1922, Рим, Нац. Галерея современного искусства). Художник писал и новые варианты своих "метафизических" картин, стремясь достичь в них законченности и технического совершенства. Ретроспекции Де Кирико продемонстрировали разрыв между классическим идеалом и современным художественным мышлением, что проявилось в огрублении живописного языка, почти пародийном пафосе и неожиданных сближениях со стилистикой примитива и современной китчевой продукции (Спящая Диана в лесу, 1933, Рим, Нац. Галерея современного искусства. Пейзаж с богиней, 1936, Рим, частное собрание). "Классицизм" Де Кирико долгое время оценивался как заблуждение гениального художника.
Однако в период 1970-х он привлек к себе пристальное внимание и получил новую интерпретацию в свете концепций постмодернизма, с характерным для него интересом к цитате, подделке, интертекстуальным взаимодействиям и смысловым преобразованиям исторических стилей. Де Кирико работал также в области печатной графики, в театральной декорации и скульптуре.Лит. Джорджио де Кирико. Сон // Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М., 1994. Guzzi V. Giorgio de Chirico. Milano, 1976. Damase J. Giorgio de Chirico. Paris, 1978. Fagiolo dell’Arco M. Giorgio de Chirico. Il meccanismo del pensiero. Torino, 1985..
Дополнительный поиск Де Кирико
На нашем сайте Вы найдете значение "Де Кирико" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Де Кирико, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа