Де Кирико

230

, Джорджо (De Chirico, Giorgio) 1888, Волос, Греция — 1978, Рим. Итальянский живописец. Вошел в историю искусства как ведущий представитель направления метафизической живописи. Родился и провел детские годы в Греции, обучался рисунку и живописи в Афинах (1899—1905). Продолжил художественное образование в Академии художеств в Мюнхене (1906—1910), куда переехала семья после смерти отца. Здесь художник увлекся немецкой философией (сочинениями Шопенгауэра, Вейнингера, Ницше) и испытал сильное влияние искусства Бёклина и Клингера (Битва лапифов с кентаврами, 1909, Рим, Нац. Галерея современного искусства). Под впечатлением от итальянской архитектуры, полученным при посещении Флоренции, Милана и Турина (1910—1911), появились первые "картины-таинства", которые Г.

Аполлинер позднее назовет "метафизическими". В 1911—1915 Де Кирико вместе со своим братом Андреа (писателем, известным под псевдонимом Альберто Савиньо) жил в Париже, где в кругах литературного и художественного авангарда были высоко оценены его картины, показанные на выставках Осеннего салона и Салона независимых. С началом Первой мировой войны братья Де Кирико вернулись в Италию. В 1915 в Ферраре состоялось их знакомство с Ф. Де Пизисом и К. Карра. С формированием этой группировки возникла школа метафизической живописи, определившая мировую славу Де Кирико и его значение как предтечи сюрреализма. В его картинах 1913—1919 пустынные площади окружены глухими стенами, мрачными аркадами, создающими глубокие, но статичные перспективы.

Резкие тени, зияющие провалы галерей, дверных и оконных проемов, одинокие фигуры, поезда на горизонте создают особую сновидческую атмосферу, проникнутую тревогой и меланхолией (Дар провидца, 1913, Филадельфия, Музей искусств. Тайна и меланхолия улицы, 1914, частное собрание. Красная башня, 1913, Венеция, фонд П. Гуггенхейм). Оцепенелые статуи, лишенные лиц манекены, человекоподобные фигуры-ассамбляжи словно являют застывшие сцены из некой таинственной драмы (Дуэт, 1915. Пророк, 1915. Великий метафизик, 1917, все — Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1920-х художник отказался от иррациональной загадочности и, обратившись к традиционной образной системе, примкнул к направлению новеченто. В период 1924—1932 Де Кирико жил в Париже.

Его сближение с сюрреалистами завершилось разрывом отношений, поскольку художники этой группы, восхищаясь метафизической живописью, отвергли новую манеру Де Кирико как "ретроградную" и "упадочническую". В 1929 вышло автобиографическое сочинение Де Кирико Hebdomeros. В 1945 были опубликованы его Мемуары. Стремясь к возрождению классической традиции, Де Кирико прибегал к различным способам ее освоения. Подражание живописной технике старых мастеров. Прямой "пересказ" известных образов и фрагментов из картин Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Фрагонара, Ватто (Падение Фаэтона <по Рубенсу>, 1954, Рим, частное собрание). Имитация постановочных приемов костюмных портретов и натюрмортов XVII в. (Автопортрет в черном костюме, 1948, Рим, Нац.

Галерея современного искусства). Переработка характерных для классической живописи тем и пластических мотивов (Лукреция, 1922, Рим, Нац. Галерея современного искусства). Художник писал и новые варианты своих "метафизических" картин, стремясь достичь в них законченности и технического совершенства. Ретроспекции Де Кирико продемонстрировали разрыв между классическим идеалом и современным художественным мышлением, что проявилось в огрублении живописного языка, почти пародийном пафосе и неожиданных сближениях со стилистикой примитива и современной китчевой продукции (Спящая Диана в лесу, 1933, Рим, Нац. Галерея современного искусства. Пейзаж с богиней, 1936, Рим, частное собрание). "Классицизм" Де Кирико долгое время оценивался как заблуждение гениального художника.

Однако в период 1970-х он привлек к себе пристальное внимание и получил новую интерпретацию в свете концепций постмодернизма, с характерным для него интересом к цитате, подделке, интертекстуальным взаимодействиям и смысловым преобразованиям исторических стилей. Де Кирико работал также в области печатной графики, в театральной декорации и скульптуре.Лит. Джорджио де Кирико. Сон // Антология французского сюрреализма. 20-е годы. М., 1994. Guzzi V. Giorgio de Chirico. Milano, 1976. Damase J. Giorgio de Chirico. Paris, 1978. Fagiolo dell’Arco M. Giorgio de Chirico. Il meccanismo del pensiero. Torino, 1985..

Значения в других словарях
Дау

, Герард (Dou, Gerard) 1613, Лейден — 1675, Лейден. Голландский живописец. Глава лейденской группы мастеров бытового жанра. Первоначальную подготовку получил в качестве рисовальщика по стеклу. В 1628—1631 учился в Лейдене у Рембрандта, усвоив его некоторые внешние приемы. В 1631 работал в Амстердаме, затем в Лейдене. С 1648 член лейденской гильдии живописцев Св. Луки, принадлежал к числу ее основателей. Писал пользовавшиеся огромным успехом небольшие, исполненные в тщательной суховатой живописно..

Де Грегорио

, Марко (De Gregorio, Marco) 1829, Резина, ок. Неаполя — 1875, Неаполь. Итальянский живописец. С 1851 сблизился с кругом художников-веристов, стал одним из известных мастеров этого направления. Участвовал в отрядах Гарибальди в годы Рисорджименто. Совершил путешествие в Египет и увлекся тематикой Востока. В 1863—1867 работал в селении Резина с группой художников "Школа маккьяйоли" (а также Д. Морелли, Дж. Де Ниттис, Ф. Россано, А. Лето), испытал влияние их метода живописи пятном на пленэре. Наиб..

Де Ниттис

, Джузеппе (De Nittis, Giuseppe) 1846, Барлетта — 1884, Сен-Жермен-ан-Лё. Итальянский живописец неаполитанской школы. Окончил в 1861 Королевский институт изящных искусств в Неаполе. Испытал влияние Ф. Палицци и Д. Морелли. Сблизился с группой флорентийских мастеров "Школа маккьяйоли" в середине 1860-х, принимал участие в их выставках. Работал в окрестностях Неаполя (в Портичи, Резине), где писал небольшие картины в манере "маккьяйоли" — пятнами чистых цветов на пленэре. Вместе с неаполитанцами М..

Де Пизис

, Филиппо (De Pisis, Filippo) 1896, Феррара — 1956, Милан. Итальянский живописец и рисовальщик. Работал в Риме и Париже, где в 1927 принял участие в Осеннем салоне, в Салоне 1940 и других выставках. Часто работал в Венеции (1926, 1931, 1943—1947), участвовал в венецианских биеннале, совершал поездки в Париж. Писал пейзажи и натюрморты (Цветы, 1928, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Пейзажи Парижа и Венеции исполнены в светлой колористической гамме, в которой доминируют голубые, серые, белые, розов..

Дополнительный поиск Де Кирико Де Кирико

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Де Кирико" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Де Кирико, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа