Дени

228

, Морис (Denis, Maurice) 1870, Гранвиль — 1943, Сен-Жермен-ан-Ле. Французский живописец, график, теоретик искусства. Получил степень бакалавра философии после окончания лицея Кондорсе. Учился в Академии Жюлиана (1887), в Школе изящных искусств в Париже (1888). Испытал влияние Гогена, участник объединения символистской ориентации "Наби" (пророки — древнеевр., 1889). Искусство, по идее Дени, призвано изобразительными средствами воплощать некие высшие, непознаваемые истины, утверждать вечные христианские ценности. Шествие на Голгофу (1889, Париж, музей Орсе). Дени, однако, отходит от традиционного решения, обобщая и стилизуя формы, работая цветовым пятном. Увлекается мастерами Раннего Возрождения, особенно фра Анджелико.

Дени полагал, что в обыденных сюжетах надо уметь прозревать вечное, ибо предметы и явления — это лишь знаки, иероглифы, доносящие вести иных сфер. В изображении женщины с ребенком — Туалет ребенка (1899, Париж, частное собрание) — художник стремится воплотить вечную тему материнства. Мягкий, рассеянный свет, высветленный колорит, спокойная грация движений создают ощущение просветленного покоя, духовной чистоты и ясности, превращая домашнюю сценку в некое возвышенное видение. Предметы, фигуры, элементы пейзажа наделяются особым символическим смыслом. Песчаная дорога, петляющая замысловатой арабеской, — метафора жизненного пути. Изящные аппликации белых платьев женщин, собирающих цветы, — воплощение деятельной жизни и радости бытия.

Голубая лента реки, уходящей к горизонту, — символ неведомого будущего и т. Д. (Апрель, 1892, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер). Реальные формы, уподобляющиеся завиткам орнамента, "распластанные" на плоскости объемы, изысканное и несколько условное цветовое решение превращают картину в декоративный гобелен. Эти особенности сближают творчество Дени с искусством ар нуво (модерном). Декоративный дар мастера проявился в его многочисленных монументальных работах. Панно для дома Лероля (1892, Сен-Жермен-ан-Ле, частное собрание), росписи капеллы Сен Круа в Везине (1898), История Психеи, панно для особняка И. А. Морозова в Москве (1908, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), росписи Театра Елисейских Полей в Париже (1913) и др. В своей творческой деятельности Дени был связан с крупнейшими представителями символизма, иллюстрируя произведения П.

Верлена, С. Малларме, П. Клоделя, оформляя спектакли М. Метерлинка и др. Выступал как художественный критик и теоретик. Определение неотрадиционализма, 1890. Теория от символизма и Гогена к новой классике (1912), История религиозного искусства (1939) и др. Посетил Италию (1895, 1897—1898, 1907, 1921), Испанию (1921), Германию (1907), Россию (1909), Африку (1921), США и Канаду (1927— 1928), Палестину и Грецию (кон. 1920-х). Произведения. Бостонские женщины (1890), Музы (1893), В честь Сезанна (1900), Рай (1912), Благовещение (1913, все — Париж, музей Орсе).Лит. Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994. Denis M. Nouvelles Theories sur l’art moderne et l’art sacre. Paris, 1922. Jamot P. Maurice Denis. Paris, 1945..

Значения в других словарях
Дель Эра

, Джованни Баттиста (Dell’Era, Giovanni Battista) 1765, Тревильо — 1798, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер, сценограф. В течение трех лет учился в Бергамо у венецианского живописца Ф. Капелла. В 1781 — в миланской Академии Брера у Дж. Альбертолли, Дж. Трабалези и Дж. Франки. По рекомендации последнего в 1783 работал в Бондо ди Валь Брегалья (Швейцария) учителем рисунка в доме губернатора и капитана П. Де Салис. При финансовой поддержке своего покровителя смог в 1785 осуществить..

Дельво

, Поль (Delvaux, Paul) 1897, Антхейт — 1994, Фюрн. Бельгийский живописец. Обучался архитектуре и живописи в Академии художеств в Брюсселе. От ранних пленэрных пейзажей перешел в 1920-х к экспрессионизму в манере Пермеке. В 1934 уничтожил ранее созданные работы и под впечатлением от живописи Де Кирико и Магрита обратился к сюрреалистической тематике сновидений. В живописи Дельво, проникнутой отчужденным эротизмом, повторяются одни и те же мотивы. В пустынных пространствах площадей, вокзалов маяча..

Деперо

, Фортунато (Depero, Fortunato) 1892, Фондо, Южный Тироль — 1960, Роверето. Итальянский художник. Представитель футуризма. С юных лет посвятил себя рисунку, живописи, скульптуре, однако специального образования не получил. В 1913 переехал в Рим, где присоединился к футуристическому движению. В 1915 вместе с Балла выпустил Манифест футуристического переустройства мира. В живописи Деперо комбинации абстрактных форм, напоминающие вращающиеся механические системы (турбины, пропеллеры, динамо-машины)..

Депорт

, Франсуа (Desportes, Francois) 1661, Шампиньель — 1743, Париж. Французский живописец. Мастер портрета, пейзажа и натюрморта. Крестьянский ребенок, Депорт так рано проявил столь незаурядные способности к рисованию, что в 12 лет был взят в ученики к жившему в Париже фламандцу Р. Бернартсу. Он начинал как портретист, в 1695—1696 работал при польском дворе. Однако вскоре был возвращен Людовиком XIV в Париж и назначен художником королевской охоты. В 1699 был принят в Академию, представив Автопортрет..

Дополнительный поиск Дени Дени

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дени" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дени, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 4 символа