Джани

219

, Феличе (Giani, Felice) 1758, Сан Сальваторе ди Монферрато — 1823, Рим. Итальянский живописец, рисовальщик, известный декоратор вилл. Родился около Генуи, учился у А. Галли Бибиены и К. А. Бианки в Павии, а затем у Дж. Дзаулли, основателя Школы рисунка в Фаэнце. С 1778 — в болонской Академии художеств у У. Гандольфи и Д. Педрини. В болонской Академии Клементина получил премию за полотно Крещение Христа (Болонья, галерея Академии), исполненное в традиции У. Гандольфи, унаследовавшего от мастеров Венеции эффектную манеру передачи освещения. В 1780 приехал в Рим в качестве пенсионера болонской Академии, изучал произведения античности, работы старых итальянских мастеров, с 1786 занимался год в школе П. Батони, затем работал в мастерской К.

Унтербергера (в 1788 вместе с Л. Коччетти исполнял копии росписей Лоджий Рафаэля в Ватикане для кабинета Екатерины II. С 1789 — член Академии Климентина, с 1811 — член римской Академии Св. Луки, с 1819 — Конгрегации "Виртуозы Пантеона". В 1790 создал в Риме "Академию размышляющих" ("Academia dei pensieri") в период, когда была закрыта Французская академия в Риме и перестала существовать школа П. Батони. Членами "Академии размышляющих" были художники разных национальностей, работавшие в Риме (Т. Конка, С. Тоффанелли, Х. Де Супервиль, Ж. Б. Викар, Дж. Б. Дель Эра, Д. Корви, К. Фабр и др.), их не устраивала система преподавания в Академии Св. Луки, где от художника не требовалось воображение, а поощрялось лишь копирование устоявшихся образцов.

Члены "Академии размышляющих" вначале коллегиально обсуждали сюжет будущего произведения, затем его рисунок, эскиз и, наконец, живописный вариант. Подобное заседание изображено на рисунке Джани Сцена обсуждения в "Академии размышляющих" (1794, Форли, Гор. Пинакотека). Академия просуществовала до 1796. В 1798 Джани попытался создать подобную Академию в Фаэнце. В Риме Джани получил прозвище "Фаэнтинец" и вскоре стал здесь одним из крупных декораторов, украшавших росписями дворцы и виллы Рима, Болоньи, Милана, Фаэнцы, Равенны. Он обладал незаурядной фантазией, умело включая в канву своих произведений понравившиеся ему детали из работ других мастеров. Этот эклектизм, характерный для живописцев рубежа столетий (или "искусства около 1800 года"), придавал особый шарм его живописи, в которой романтический культ чувства сочетался со все более уходящей в прошлое эмблематикой мифа.

Джани называют "ортодоксальным неоклассицистом", "художником воображения", так как он, подобно другим мастерам европейского предромантизма, пытался "изобретать классику", жанризуя сюжеты из античной мифологии и истории (т. Е. Трактовал их не в героическом плане, а находил в античном сюжете характерное, преподносил его в чуть ироническом духе), что было вызвано желанием противостоять превратившимся в доктрину неоклассицистическим приемам. Его манера была замечена современниками. А. Канова писал о художнике. "Его элегантная грация помогла освободиться от преувеличенной риторики и скучной эрудиции, все это сделало его выше других… Это был итальянский живописец, которого можно считать одним из значительных среди современников".

Ученик Джани Т. Минарди пишет. "Джани был удивительным поэтом и импровизатором, щедрым на темы из классики, но заимствовавшим сюжеты и сводившим их к маньеристической условности, небрежности, почти к эскизности". Живопись поздних маньеристов Фаэнцы, где он начинал свою деятельность с квадратуристом С. Бароцци, оказала влияние на манеру художника. В духе Бароцци исполнены архитектурные обрамления во фресках галереи дель Ченто Понтефичи (1786) и палаццо Конти (1787) в Фаэнце. О его ранних станковых произведениях известно мало. В полотне Самсон и Далила (1785, Парма, Картинная галерея), получившем вторую премию на конкурсе в Академии художеств Пармы, картине Приумножение хлебов и рыб (1789, Болонья, Нац. Пинакотека) тоже сказалось влияние мастеров Эмилии (П.

Тибальди, У. Гандольфи), о чем свидетельствуют сильные контрасты света и тени, удлиненные фигуры персонажей, их жесты, полные холодной грации и экспрессии. Крупными декоративными работами явились росписи палаццо Дориа (1780), палаццо Альтьери (1789—1793), виллы Боргезе (1792—1793) в Риме. Палаццо Ладерки в Фаэнце (фреска Амур и Психея, 1794). Мастерская Джани в этот период была уже очень известной в Риме, в ней работали Л. Коччетти, Г. Бертелани, скульптор А. Трентанове и братья Балланти-Грациани, выполнявшие стукковую декорацию и орнаментальные мотивы по рисункам Джани. Росписи палаццо Альтьери наиболее ярко характеризуют манеру Джани. Они создавались по случаю бракосочетания принца Палуццо Альтьери с принцессой Марианной Саксонской.

Программа росписей на сюжеты из Апулея была составлена известным эрудитом В. М. Джовинацци. Джани руководил росписями пяти залов — зала зеркал, Помпеянского, зала Триумфов, спальни и зала стукко (зал мозаик из Остии украсил фреской С. Тоффанелли). Фрески Джани в зале Триумфов (триумф Мира, Доблести, Любви, Венеры и Амура) исполнены в виде длинных фризов. Яркие пятна желтого, голубого, белого цветов в костюмах персонажей, образующих торжественные процессии, придают сценам радостное звучание. Столь же живо трактованы элементы античного декора (гротески, трофеи, путти, танцовщицы) в живописных фризах спальни и обрамлениях пейзажей (работы Дж. Камповеккья) в Помпеянском зале (путти, держащие фестоны). Живя в Риме, Джани интересовался раскопками, посещал крупнейшие собрания античных памятников в Неаполе, Портичи, Помпее.

Великолепное знание античного орнамента проявил художник и в росписи свода одного из залов виллы Боргезе, изобразив в их окружении фигуры четырех парящих в небе ангелов. С 1797 Джани работал в Фаэнце (1802—1805, палаццо Мильцетти), в Болонье (1805, палаццо Альдини), снова в Риме (1806, палаццо ди Спанья. 1811, Квиринальский дворец), Форли, Равенне, Венеции, Генуе. В 1812—1813 он приглашен во Францию для украшения виллы секретаря посольства Италии в Париже Антонио Альдини в Монморанси (фрески с изображением Минервы, аллегорий искусства, времен года, четырех частей света), а также апартаментов Наполеона и Марии Луизы во дворцах Мальмезон и Тюильри. Последней декоративной работой Джани явилась роспись дворца принца Феликса Баччокки (супруга Элизы Бонапарт-Баччокки, сестры Наполеона) в Болонье (1822), где он расписал всего за три месяца семь залов.

В 1806 Джани работал над украшением палаццо ди Спанья, где им была написана фреска Триумф Цереры (плафон парадного зала), фрески с эпизодами из жизни первого мореплавателя — этот сюжет был подсказан ему швейцарским поэтом С. Геснером, другом Винкельмана и А. Кауфман, а также четыре картины со сценами жертвоприношения Цецере, Вакху, Венере, Весте. Полотно позднего римского периода Зевксис любуется красотой Венеры (частное собрание) тоже несет отпечаток пристрастия к сюжетам из грациозной "греческой" античности, популярным среди немецких и английских художников, работавших в Риме. Джани жил около площади Испания, в гостеприимном доме А. Кауфман. В этом квартале снимали мастерские многие иностранные художники.

Подобно им, Джани увлекался изучением живописи итальянских "примитивов", скульптурой Микеланджело (большое собрание рисунков Джани "на темы" Микеланджело хранится в библиотеке Института археологии и истории искусства в Риме). Рисунки Джани исполнены пером, коричневыми чернилами и отмывкой кистью бистром. Пятна отмывки смягчают его несколько суховатый линейный рисунок. Сюжеты из Священного Писания Джани трактовал в романтическом духе, наделяя сцены бравурной экспрессией. Христос, изгоняющий неверных из храма (1783), Нахождение Моисея (1790-е, обе — Болонья, Академия Климентина). Столь же импульсивны движения фигур в рисунках к Божественной комедии Данте (Вакханалия с Данте и Беатриче, 1791, частное собрание).

Художник симпатизировал Республике, учрежденной Наполеоном, и исполнил много зарисовок праздников Федерации, проходивших на площадях и улицах Рима с установкой алтарей Отечества, деревьев Свободы, Триумфальных арок (Алтарь Отечества для праздника Федерации 20 марта 1798 года, Рим, Гор. Музей). Своеобразный колорит селений и пейзажей Романьи передают рисунки, выполненные с натуры во время путешествия художника из Фаэнцы в Марради в 1794 (Форли, Гор. Библиотека). В 1822 Джани создал проект храма, посвященного памяти Кановы, который хранится в палаццо Мильцетти в Фаэнце. Купол центрального зала этого палаццо, ставшего Музеем искусства итальянского неоклассицизма, украшает роспись Джани. Джани увлекался также гравюрой и в 1804 исполнил иллюстрации к книге А.

Верри Римские ночи на гробнице Сципионов, пользовавшейся столь же большой популярностью у мастеров предромантизма, как и книга А. Верри о Сафо (1792). Собраниями рисунков Джани располагают Британский музей, Музей Ашмолеан в Оксфорде, палаццо Мильцетти в Фаэнце, Гор. Библиотека в Форли. Творчество Джани оказало влияние на художников-пуристов, в частности, на Т. Минарди, а также Б. Пинелли и др. Джани был одним из наиболее ярких мастеров "искусства около 1800 года".Лит. Mostra di disegni di Felice Giani, "Il Faentino", nelle raccolte Piancastelli. Forli, 1952. Ottino della Chiesa A. Il neoclassicismo nella pittura italiana. Milano, 1967. L’eta neoclassia a Faenza. 1780—1820. Mostra. Faenza, 1979..

Значения в других словарях
Джакометти

, Альберто (Giacometti, Alberto) 1901, Боргоново, кантон Гризон — 1966, Куар. Швейцарский скульптор, живописец и график, представитель парижской школы. Будучи сыном художника Джованни Джакометти, с детства занимался лепкой и живописью. В 1919—1920 обучался в Женеве, в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремесел по классу скульптуры. В 1920 и 1921 побывал в Италии, познакомившись не только с классикой итальянского искусства, но и с памятниками Древнего Рима, с древнеегипетскими коллекциям..

Джакуинто

, Коррадо (Giaquinto, Corrado) 1703, Молфетта, Апулия — 1765, Неаполь. Итальянский живописец неаполитанской школы. Биограф художника К. Де Доменичи сообщает, что он обучался в мастерской Н. М. Росси, но значительное влияние на него оказал Ф. Солимена. Период 1723—1724 провел в Молфетте, до 1727 работал в Неаполе. 1733—1735 — в Турине. С 1740—1753 — в Риме, где стал крупным декоратором, исполнявшим заказы папы Бенедикта XIV, не зависел от туристов Вечного города в отличие от С. Конка, Ф. Тревизан..

Джемито

, Винченцо (Gemito, Vincenzo) 1852, Неаполь — 1929, Неаполь. Итальянский скульптор. Один из крупных мастеров итальянского веризма. Учился у неаполитанского скульптора С. Листа. Большую роль в формировании его творчества сыграло знакомство с античной пластикой, которой богаты музеи и частные собрания южной Италии. Скрупулезное изучение антиков проявилось в ранних произведениях Джемито. Игрок, Продавец лепешек, Водонос (1880), Танцующий сатир (все — Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте). Пона..

Джентиле да Фабриано

(Gentile da Fabriano), наст. Имя Джентиле ди Никколо Масси Ок. 1370, Фабриано — 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408—1412), Брешии (1414—1418), Флоренции (1422—1425), Орвието (1425), Сиене (1425—1426), Риме (1427). В 1422 вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью. Известны преимущественно станковые работы художника. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли. Крупнейший масте..

Дополнительный поиск Джани Джани

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джани" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джани, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа