Джентиле да Фабриано

228

(Gentile da Fabriano), наст. Имя Джентиле ди Никколо Масси Ок. 1370, Фабриано — 1427, Рим. Итальянский живописец. Уроженец североитальянской провинции Марке. Работал в городах Марке, Венеции (1408—1412), Брешии (1414—1418), Флоренции (1422—1425), Орвието (1425), Сиене (1425—1426), Риме (1427). В 1422 вступил во Флорентийский цех живописцев. Творческое наследие сохранилось не полностью. Известны преимущественно станковые работы художника. Росписи в Венеции, Брешии и Риме погибли. Крупнейший мастер итальянской поздней готики Джентиле да Фабриано пользовался при жизни, несмотря на появление в середине 1420-х Мазаччо, репутацией первого художника Италии и не утратил ее даже в середине XV в., в том числе и в гуманистических кругах.

Так, в 1456 гуманист Б. Фацио включил в свои жизнеописания великих современников только двух итальянских живописцев — Джентиле да Фабриано и Пизанелло. Творческое формирование Джентиле да Фабриано связано с художественной средой Северной Италии рубежа XIV—XV вв., с господствовавшими здесь традициями поздней готики. В то же время эти традиции получают у Джентиле да Фабриано новое осмысление. Уже в ранних работах — Мадонне со св. Николаем, св. Маргаритой и донатором (ок. 1395, Берлин, Гос. Музеи), полиптихе из Валле Ромита (ок. 1400, Милан, галерея Брера) — несколько отвлеченная миловидность персонажей и такие характерные для поздней готики мотивы, как усыпанный цветами зеленый луг, соединяются со сдержанностью, просветленным спокойствием.

Художник предпочитает широкие, плавные линии, сообщает своим персонажам величавую осанку. О пристальности натурных наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Сдержанность, спокойствие, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях — Мадонне с Младенцем и ангелами (ок. 1415, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Мадонне с Младенцем (ок. 1420, Пиза, Нац. Музей), разрозненном полиптихе Кваратези (1425, Флоренция, галерея Уффици. Лондон, Бакингемский дворец, др. Собрания) и единственной сохранившейся фреске Мадонна на троне (1425, Орвието, собор). Кульминацией творчества Джентиле да Фабриано является алтарь Поклонение волхвов, написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы (1423, Флоренция, галерея Уффици.

Пределла Принесение во храм — Париж, Лувр). Готические традиции — развернутость композиции на плоскости, обилие золота, драгоценное сияние красок, элементы стилизации в изображении человеческой фигуры — соединяются в алтаре с пестрой и радостной картиной мира, бесконечно разнообразного в своих непосредственно и точно увиденных подробностях — от персонажей шествия, их облика и одежды до превосходно изображенных животных и пейзажных панорам с холмами и замками. Замечательна и попытка преодолеть плоскостность композиции, изобразив в ракурсах здание, на фоне которого представлена Мария, гарцующих лошадей и стоящего у кормушки вола. Ряд мотивов алтаря свидетельствует о знакомстве Джентиле да Фабриано с франко-бургундской миниатюрой.

Еще более очевидно это сказывается в украшающих цоколь алтаря небольших композициях Рождество и Бегство в Египет с их мягко и широко написанными, освещенными неярким светом пейзажными фонами. В Рождестве художник передал эффект ночного освещения. В третьей композиции — Принесение во храм — он попытался придать пространственную структуру городской площади с центрическим храмом, что свидетельствует о его интересе к новым художественным проблемам. Широту творческих интересов художника демонстрируют и выполненные в 1427 в Риме зарисовки античных памятников. Органичное соединение поэтики поздней готики с элементами нового миропонимания и нового художественного языка обусловили широкое влияние Джентиле да Фабриано на целое поколение итальянских живописцев от Мазолино и фра Анджелико до бывшего помощником Джентиле в римский период А.

Пизанелло и самого известного из учеников Джентиле — Я. Беллини.Лит. Лазарев В. Н. Начало Раннего Возрождения в итальянском искусстве. М., 1979. Christiansen K. Gentile da Fabriano. London, 1982..

Значения в других словарях
Джани

, Феличе (Giani, Felice) 1758, Сан Сальваторе ди Монферрато — 1823, Рим. Итальянский живописец, рисовальщик, известный декоратор вилл. Родился около Генуи, учился у А. Галли Бибиены и К. А. Бианки в Павии, а затем у Дж. Дзаулли, основателя Школы рисунка в Фаэнце. С 1778 — в болонской Академии художеств у У. Гандольфи и Д. Педрини. В болонской Академии Клементина получил премию за полотно Крещение Христа (Болонья, галерея Академии), исполненное в традиции У. Гандольфи, унаследовавшего от мастеров..

Джемито

, Винченцо (Gemito, Vincenzo) 1852, Неаполь — 1929, Неаполь. Итальянский скульптор. Один из крупных мастеров итальянского веризма. Учился у неаполитанского скульптора С. Листа. Большую роль в формировании его творчества сыграло знакомство с античной пластикой, которой богаты музеи и частные собрания южной Италии. Скрупулезное изучение антиков проявилось в ранних произведениях Джемито. Игрок, Продавец лепешек, Водонос (1880), Танцующий сатир (все — Неаполь, Нац. Музей и галереи Каподимонте). Пона..

Джентилески

, Артемизия (Gentileschi, Artemisia) 1593, Рим — ок. 1652, Неаполь. Итальянская художница. Дочь живописца Орацио Джентилески. С юности она усвоила от отца традиции живописи Караваджо. Работала в Риме, Флоренции (1614—1620), Генуе, Неаполе, совершила путешествие в Англию (1638—1639). Необычная судьба этой женщины-художницы стала сюжетом литературных произведений и фильмов. Известно, что жизнь ее была омрачена судебным процессом об изнасиловании против художника Агостино Тасси Буонамини. Поэтому в..

Джентилески, Орацио

(Gentileschi, Orazio), наст. Имя Орацио Ломи 1563, Пиза — 1639, Лондон. Итальянский живописец. Работал во Флоренции, Риме, Генуе, Турине. С 1626 — в Лондоне при дворе Карла I. Первоначальное творческое формирование Джентилески связано с флорентийской школой 2-й пол. XVI в., но решающее значение для него имели переезд в Рим в конце 1590-х, сближение с Караваджо, знакомство с работами Г. Рени. Один из самых одаренных мастеров, оказавшихся в орбите Караваджо, Джентилески проявил и наибольшую творч..

Дополнительный поиск Джентиле да Фабриано Джентиле да Фабриано

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Джентиле да Фабриано" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джентиле да Фабриано, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа