Дзукарелли
, Франческо (Zuccarelli, Francesco) 1702, Питиньяно, ок. Сиены — 1788, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы, ведущий мастер идиллического пейзажа в XVIII столетии. Он был уроженцем Тосканы, как пейзажист сформировался в Риме под влиянием известного мастера идиллического пейзажа А. Локателли. Изучал произведения работавших там голландских и фламандских мастеров. Интересовался живописью М. Риччи в Венеции, где жил с 1732, выезжая в Париж и на более длительные сроки в Лондон (1752—1762, 1768—1772). Европейское признание позволило ему стать в 1763 членом венецианской Академии художеств, а в 1772 быть избранным ее президентом. Подобно каприччо, идиллический пейзаж был тесно связан с венецианской живописной традицией.
В нем проявилась созерцательная и поэтическая оценка мира, присущая не только венецианским художникам, но и поэтам, музыкантам. Лирический склад мировоззрения венецианцев выразился в поэтическом жанре пасторали и в музыке, в плавной мелодичности которой раскрывались тончайшие душевные волнения. Иллюзорный, наивный мир пастушеской жизни в Аркадии Саннадзаро или Аминте Тассо, с утонченной чувствительностью в переживаниях героев, отвечал гедонистическим рокайльным вкусам первой половины XVIII столетия и уже изменившимся элегическим предромантическим настроениям второй половины XVIII в., стремлению к уединению на природе. Мифологический стаффаж в виде нимф, сатиров, пастушков и пастушек существовал в этой поэзии рядом с описанием реальных красот итальянской природы.
Сопровождаемые музыкой пасторальные мелодрамы, собственно, и послужили основой для первых итальянских опер, они были популярны в Венеции и в XVIII столетии. Либретто к ним писали известные авторы, среди которых наибольшую известность снискал Пьетро Метастазио. Идиллический пейзаж, тесно связанный с этой литературно-музыкальной традицией, получил распространение в станковой и монументальной живописи XVIII в. Франческо Дзукарелли украшал своими панно стены залов виллы Пизани в Стра, а десюдепортами с изображением танцующих крестьянок на поляне или отдыхающими у фонтана — палаццо Борромео на острове Изола Белла. Идиллические сценки в пейзаже, выполненные венецианским мастером, высоко ценились на европейском художественном рынке.
Дзукарелли отсылал их в Лондон на аукцион и выполнял специальные заказы для английского консула в Венеции Дж. Смита и А. М. Дзанетти. Большие полотна для виллы Пизани в Стра — Похищение Европы, Вакханалия, Пейзаж с амазонкой, Пейзаж с девушками у фонтана, Пейзаж с отдыхающим охотником (ок. 1740—1750, все — Венеция, галереи Академии) изящны по композиции. Стаффажные фигурки легко расставлены в пейзажах. Свет золотит верхушки "пушистых", как у М. Риччи, деревьев, заливает пространство лугов и полян и превращается в призрачную розоватую дымку у горизонта. Яркие пятна одежд маленьких фигурок не вносят диссонанс в изысканно-нежную колористическую гамму полотен Дзукарелли. В них всегда доминирует пейзаж. Прозрачное сфумато и мягкие оттенки розового, зеленого и голубоватого цветов рокайльной палитры художника нравились заказчикам, мечтающим иметь его холсты наряду с ведутами Каналетто, Беллотто, пейзажами и каприччо М.
Риччи. Дзукарелли много путешествовал по Терраферме, исполняя заказы двух своих покровителей — графов Ф. М. Тасси и Дж. Леоне из Бергамо. Он писал окрестности Бергамо и Брианца. В одной из его известных работ — полотне Пейзаж с мостом (Будапешт, Музей изобразительных искусств) — с декоративным изяществом и большим колористическим мастерством передана неяркая природа Террафермы. Старый каменный мостик через речку, по которому гонят коров и овец крестьяне, возникает как островок реальности в идиллически спокойном и прекрасном в своей совершенной красоте пейзаже. Нежное сфумато придает коричнево-зеленой гамме полотна прозрачность и мягкость. В Англии художник работал в 1760—1770-е вместе с А. Визентини, который писал архитектурные постройки в пейзажных видах Дзукарелли (Линдсей-Хауз, Виндзор, Королевские собрания.
Вид палладианской ротонды в парке, частное собрание). Подобно Каналетто и Беллотто, он передавал в них единство пейзажа и архитектуры средствами тонального колорита. Традиции идиллического пейзажа Ф. Дзукарелли продолжил в Венеции Дж. Дзаис.Лит. Гараш К. Венецианское сеттеченто. Будапешт, 1968. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Nepi Sciri G., Valcanover F. Gallerie dell’Accademia di Venezia. Milano, 1985..
Дополнительный поиск Дзукарелли
На нашем сайте Вы найдете значение "Дзукарелли" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дзукарелли, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 10 символа