Кадес

254

, Джузеппе (Cades, Giuseppe) 1750, Рим — 1799, Рим. Итальянский живописец, рисовальщик. Сын французского художника-дилетанта из Лангедока Жана Кадеса. В 1766 получил первый приз за рисунок на Климентинском конкурсе в Риме. Начав обучение в Академии Св. Луки, он, однако, вскоре прервал занятия у Д. Корви и сблизился с кругом мастеров из северных стран, работавших в Риме (И. Г. Фюсли. И. Т. Сергель, Дж. Флаксмен, А. Кауфман и др.). По заказу своего покровителя кардинала В. А. Делле Ланце исполнил в 1774 алтарный образ Казнь св. Бенигмо для аббатства Св. Бенигмо ди Фруттария в Пьемонте. В этой и последующей работе — алтарной картине Экстаз св. Иосифа из Капернаума (1777—1779, Рим, Санти Апостоли) — проявилось увлечение Рафаэлем, живописью колористов Венето (Кадес был близок кругу художников и скульпторов, находившихся в окружении "венецианского папы" Климента XIII Реццонико).

Вскоре в его живописи наметился переход от позднебарочной традиции к неоклассицизму. Сюжет из Илиады Гомера в произведении Ахилл, Патрокл и Улисс (Париж, Лувр) трактован без барочной патетики с оттенком иронии в передаче реакции персонажей. Подобный характер изображения античного сюжета был обычен для мастеров позднего неоклассицизма на рубеже XVIII—XIX вв., особенно для круга северных живописцев. В 1780—1790-е Кадес участвует в украшении дворцов. Палаццо Русполи в Риме (1782), палаццо Киджи в Аричче (1784, 1788—1790), палаццо Альтьери в Риме (1781, 1791, роспись Помпеянского зала), виллы Боргезе в Риме (1787). В палаццо Киджи по заказу принца Сиджизмондо Киджи он исполнил роспись темперой на сюжет из Рассерженного Орландо Т.

Тассо. А для принца Маркантонио IV Боргезе — панно для одного из залов второго этажа виллы Боргезе на сюжет из Декамерона Боккаччо. В картине Граф Готье, узнанный дочерью и ее детьми (1787, эскиз — Чикаго, Художественный институт) на сюжет из Декамерона Кадес представил мелодраматическую сцену в неоверонезовской манере XVIII в. Сцена перенесена в Венецию, а персонажи изображены в костюмах эпохи Возрождения. Подобная жанровая трактовка предвосхищала живопись мастеров "стиля трубадур" в XIX в. Существует гипотеза А. М. Кларка, что роспись Кадеса могла вдохновить И. В. Гёте на создание баллады о возвратившемся графе. Известно, что немецкий поэт во время пребывания в Италии интересовался росписями виллы Боргезе. В 1781 Кадес исполняет престижный заказ для резиденции папы в Асколи Пичено — большой алтарный образ Св.

Петр является св. Агате и св. Лючии (Асколи Пичено, Пинакотека). Полотно было отослано в провинцию папского государства — Марки, во францисканский монастырь. Драматическое событие — казнь св. Агаты из Катании, во время которого явился св. Петр, изображено в традиции живописи неоклассицизма. Полотно исполнено в строгой красновато-коричневой гамме. Натуралистично выписаны все персонажи, особенно образ св. Лючии из Сиракуз, держащей на блюде глаза св. Агаты. В начале 1780-х Кадес совершил путешествие по Северной Италии, откуда привез много рисунков (Копенгаген, Музей Торвальдсена). Он был прекрасным рисовальщиком, изучал традиции рисунка итальянских мастеров XVI— XVII вв. Работал во многих живописных техниках, в 1790-е освоил технику энкаустики.

В 1786 стал членом римской Академии Св. Луки. В том же году художник женился на А. Т. Леонетти, и молодые супруги поселились возле церкви Сант Андреа делла Фратте в Риме. В 1790-е Дж. Кадес исполнил картины для монастыря в Фабриано (область Марки). Они написаны в темной колористической гамме, характерной для поздней манеры художника. Кадес обладал и незаурядным дарованием портретиста. На Автопортрете (2-я пол. 1770-х, Рим, Академия Св. Луки) он изобразил себя сидящим в пол-оборота, в костюме эпохи Возрождения. Подобная стилизация под живопись эпохи Возрождения была характерна для мастеров конца XVIII столетия. Более традиционен портрет "в образе" — Принцесса А. М. Сальвиати-Боргезе в виде Корнелии с двумя детьми (1779, частное собрание).

Джузеппе Кадес оставил много незавершенных работ. В эскизе Падение ангелов (1798—1799) для Sala Nova Квиринальского дворца, исполненном по заказу сенатора Аббондио Реццонико, проявилось его увлечение искусством Микеланджело, живописью маньеристов, что было характерно для мастеров рубежа XVIII—XIX вв., получивших название мастера "около 1800 года", как определенного этапа в развитии европейского неоклассицизма.Лит. Caracciolo M. T. Per Giuseppe Cades // Arte illustrata. 1973. Vol. 6. № 52. P. 2—14. Caracciolo M. T. Storia antica e mitologia nell’arte di Giuseppe Cades // Quaderni sul Neoclassico. Roma, 1978. Caracciolo M. T. Giuseppe Cades (1750—1799). L’Experience // Revue du Louvre. 1984. P. 353—358..

Значения в других словарях
Кавалуччи

, Антонио (Cavalucci, Antonio) 1752, Сермонета — 1795, Рим. Итальянский живописец, один из ярких мастеров эпохи неоклассицизма. С 14 лет жил и учился в Риме. Занимался в мастерской С. Поцци, под руководством которого исполнял рисунки и слепки с произведений античной скульптуры. В 1771 получил первый приз на Климентинском конкурсе за рисунок Три ангела, явившиеся Аврааму. В 1773 удостоен второго приза на конкурсе Балестры за полотно Прощание Гектора с Андромахой (Рим, Академия Св. Луки). С юности..

Кавачеппи

, Бартоломео (Cavaceppi, Bartolomeo) 1716/1717, Рим — 1799, Рим. Итальянский композитор, реставратор, дилер. Один из "законодателей вкуса" в Риме XVIII столетия, оказавший значительное влияние на развитие европейского неоклассицизма. Учился у П. С. Монно, с 1729 — у К. Альбачини в Риме. В 1732 впервые принял участие в Климентинском конкурсе в Академии Св. Луки, получив приз за копию с работы Дж. Л. Бернини. В 1738 удостоен на этом конкурсе второго приза за рельеф Иосиф и жена Потифара. Посещал с..

Калло

, Жак (Callot, Jacques) 1592/1593, Нанси — 1635, Нанси. Французский гравер и рисовальщик. В возрасте 15 лет Жак был отдан в обучение к ювелиру Деманжу Кроку в Нанси. В 1609 уезжает в Рим и поступает в мастерскую гравера Ф. Томассена, затем Дж. Париджи, где овладевает искусством рисунка и гравюры. С 1612 по 1621 работает во Флоренции под покровительством Кристины Лотарингской, вдовы Фердинанда I, которая была реальной правительницей герцогства. Офорты Калло, технику которого он усовершенствовал, ..

Калф

, Виллем (Kalf, Willem) 1619, Роттердам — 1693, Амстердам. Голландский живописец. Один из крупнейших мастеров натюрморта. Учился у Х. Пота, возможно, у Ф. Рейнхалса. Жил в Париже (1642—1646) и, возможно, недолго в Италии. В 1646 вернулся на родину, с 1653 безвыездно работал в Амстердаме. Писал пейзажи, кухни, охотничьи трофеи, завтраки. Расцвет творчества Калфа начинается с середины 1650-х, когда окончательно складывается благородный и изысканный художественный стиль его роскошных натюрмортов ти..

Дополнительный поиск Кадес Кадес

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кадес" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кадес, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 5 символа