Калф

239

, Виллем (Kalf, Willem) 1619, Роттердам — 1693, Амстердам. Голландский живописец. Один из крупнейших мастеров натюрморта. Учился у Х. Пота, возможно, у Ф. Рейнхалса. Жил в Париже (1642—1646) и, возможно, недолго в Италии. В 1646 вернулся на родину, с 1653 безвыездно работал в Амстердаме. Писал пейзажи, кухни, охотничьи трофеи, завтраки. Расцвет творчества Калфа начинается с середины 1650-х, когда окончательно складывается благородный и изысканный художественный стиль его роскошных натюрмортов типа "десертов" с драгоценной утварью и южными плодами. Под влиянием Рембрандта художник обратился к живописи, насыщенной глубокими золотисто-красными тонами, к темному фону, на котором в движении теплого света эффектно выступают объемы предметов с их виртуозно переданными формами и материальной фактурой.

Обычно изображен угол мраморного стола, покрытый прекрасным персидским ковром и заполненный предметами, к которым художник неоднократно обращался. Дорогой китайский фарфор (чаша династии Мин), сине-белый делфтский фаянс, серебряная посуда, венецианское стекло (бокал в форме цветка водосбора), нежные румяные персики, лимон с изящными завитком срезанной кожуры и царящий в композиции кубок Наутилус из огромной перламутровой раковины. Калф предпочитал торжественный вертикальный формат, позволявший ему построить из близко поставленных предметов целостную пирамидальную группу с прихотливым и плавным силуэтом. Сопоставление чистых и звучных холодных тонов и теплых красок, наполненных внутренним горением, обнаруживает редкий дар Калфа-колориста, соприкасающегося в своем мастерстве и с Рембрандтом, и с Вермером.

Умению Калфа почувствовать красоту и характер вещи, подобрать предметы по признаку художественной ценности немало способствовало то, что он был образованным человеком, наделенным безупречным вкусом. По сведениям современников, Калф занимался экспертизой и продажей произведений искусства. Главенствующей в его творчестве теме прекрасного, роскошного и одновременно строго организованного натюрморта сопутствовало на протяжении долгого периода с 1644 по 1670 изображение им бедных кухонных интерьеров и задворков крестьянских домов (Кухня, Гётеборг, Картинная галерея. Уголок кухни, Двор крестьянского дома, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), представлявших собой по принципу случайной и хаотичной композиции, подбору простых и обыденных предметов и эскизной манере письма полную противоположность изысканным "десертам".

В наследии Калфа его немногочисленные скромные "кухни" второстепенны и малоизвестны, но их создание расширяет представление об особенностях его творчества, отличавшегося неожиданными двойственными тенденциями. Произведения. Натюрморт с драгоценными сосудами (Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг), Завтрак (Амстердам, Рейксмузеум), Натюрморт с кубком из перламутровой раковины (между 1655 и 1660, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Десерт (1659, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Натюрморт с кубком Наутилусом (1660, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), Натюрморт с китайским фарфором (Берлин, Гос. Музеи).Лит. Щербачева М. Натюрморт в голландской живописи. Л., 1945. Gelder H. E. Van W. C. Heda, A. Van Beyeren, W.

Kalf. Amsterdam, 1941. Grisebach Z. Willem Kalf (1619—1693). Berlin-West, 1974..

Значения в других словарях
Кадес

, Джузеппе (Cades, Giuseppe) 1750, Рим — 1799, Рим. Итальянский живописец, рисовальщик. Сын французского художника-дилетанта из Лангедока Жана Кадеса. В 1766 получил первый приз за рисунок на Климентинском конкурсе в Риме. Начав обучение в Академии Св. Луки, он, однако, вскоре прервал занятия у Д. Корви и сблизился с кругом мастеров из северных стран, работавших в Риме (И. Г. Фюсли. И. Т. Сергель, Дж. Флаксмен, А. Кауфман и др.). По заказу своего покровителя кардинала В. А. Делле Ланце исполнил ..

Калло

, Жак (Callot, Jacques) 1592/1593, Нанси — 1635, Нанси. Французский гравер и рисовальщик. В возрасте 15 лет Жак был отдан в обучение к ювелиру Деманжу Кроку в Нанси. В 1609 уезжает в Рим и поступает в мастерскую гравера Ф. Томассена, затем Дж. Париджи, где овладевает искусством рисунка и гравюры. С 1612 по 1621 работает во Флоренции под покровительством Кристины Лотарингской, вдовы Фердинанда I, которая была реальной правительницей герцогства. Офорты Калло, технику которого он усовершенствовал, ..

Каммарано

, Микеле (Cammarano, Michele) 1835, Неаполь — 1920, Неаполь. Итальянский живописец. Мастер неаполитанской школы. Учился у Г. Смарджасси в Королевском институте изобразительных искусств Неаполя. Испытал влияние Ф. Палицци. Во время пребывания в Париже в 1870 его интересовали живописцы Жерико и Курбе. Путешествовал в Рим, Флоренцию, Венецию (1860), побывал в Африке. Будучи сам участником Рисорджименто, писал сцены великих сражений и биваков (Битва при Сан Мартино, 1883, Рим, Нац. Галерея современн..

Кампаньола

, Доменико (Campagnola, Domenico) 1500, Падуя — 1564, Падуя. Итальянский художник. Самый значительный мастер падуанской школы 1-й пол. XVI в., занимавшей второстепенное место среди других североитальянских школ этого времени. Ученик Джулио Компаньола, взявший фамилию своего учителя. Как и Джулио, он занимался гравюрой. Первые его гравюры, датируемые 1517, восходят к римским образцам. На стиль его гравюр повлияли также работы Тициана. Одновременно Доменико успешно занимался живописью. Его ранняя ..

Дополнительный поиск Калф Калф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Калф" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Калф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 4 символа