Каналетто

331

(Canaletto), наст. Имя Канале, Джованни Антонио (Canale, Giovanni Antonio) 1697, Венеция — 1768, Венеция. Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился у своего отца, театрального декоратора Б. Канале. Работал в Риме (1717—1720 и, возможно, в нач. 1740-х), Венеции, Лондоне (1746—1750, 1751—1756). Писал городские виды (ведуты). Начинал как художник-сценограф, помогая отцу в оформлении спектаклей для венецианских театров. В 1719—1720 участвовал в выполнении декораций для опер в театре Катраника в Риме. Под влиянием работавших в Риме венецианца Л. Карлевариса и голландского пейзажиста Г. Ван Виттеля обратился к написанию городских видов. Возможно, знал ведуты Дж. П. Паннини и В. Кодации с изображением римских античных памятников.

Испытал также влияние пейзажа-каприччо М. Риччи. Сделанные во время пребывания в Риме зарисовки античных построек использовал в своих многочисленных ведутах римского периода (Арка Септимия Севера, 1719, Бергамо, частное собрание. Каприччо с руинами, 1720—1721, Венеция, фонд Дж. Чини). Исполненные широким пастозным мазком ранние ведуты Каналетто строятся на резких контрастах света и тени. О связи манеры художника с перспективными законами барочной сценографии свидетельствует эффектное сопоставление грандиозных руин Рима и маленьких фигур. Влияние каприччо М. Риччи сказалось и в несколько "романтизированной", загадочной атмосфере всего происходящего, особой манере написания "пушистых" растений, пробивавшихся сквозь руины величественных раритетов древности.

Произведения этого периода отмечены стремлением овладеть передачей световоздушной среды в традициях М. Риччи и Г. Ван Виттеля, знакомых с завоеваниями тональной живописи голландцев. С 1723 Каналетто работает в Венеции. В ведутах 1730-х он отказывается от принципов построения иллюзорного перспективного пространства и овладевает новыми приемами, связывая с ними и живописные поиски. Предельно точно, с помощью используемой и ранее в сценографии камеры-обскуры художник фиксирует оптический ракурс определенного городского вида. Стремясь ко все более широкому охвату панорам, он четко выстраивает пространство, как бы приближая его к зрителю. Документальность сочетается в его произведениях с поэтичностью, по-венециански красочной передачей атмосферы города.

В полотнах Прием французского посла в Венеции (1724, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Возвращение Бучинторо к молу в день Вознесения (1726—1727, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Кортеж дожа на кампо Сан Рокко (1720-е, Лондон, Нац. Галерея) передан колорит Венеции в дни торжеств, связанных с выездами дожа, приемами иностранных послов, праздников в честь святых. Полихромия произведений с изображением событий, значительных для жизни Венцианской республики, сменяется более приглушенной гаммой в картинах, на которых запечатлена будничная жизнь города (Мастерская мраморщиков в Сан Витале, 1730, Лондон, Нац. Галерея. Рио деи Мендиканти, 1730-е, Милан, частное собрание. Церковь Сан Джованни и Паоло со скуолой Сан Марко, 1725—1729, Дрезден, Картинная галерея).

Скромные уголки города — маленькие площади, узкие улочки, набережные и каналы с пересекающими их изящными арками мостиков оживлены фигурками рыбаков, торговцев, грузчиков, прогуливающихся дам и кавалеров, силуэтами черных гондол, управляемых нарядными гондольерами. Пейзажи 1730-х написаны легкими мелкими мазками, в них нет напряженной динамики больших красочных пятен ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами Каналетто использует более тонкие и разнообразные градации светотени. Ведуты художника с изображением любимых им и часто варьируемых уголков города, отдельных памятников — площадей Сан Марко и Пьяццетты, перспективы Большого канала, церквей Сан Джорджо Маджоре и Санта Мария делла Салюте — навсегда остаются в памяти как вечные образы города, вызывающие элегические воспоминания о нем (Большой канал в сторону Ка’Фоскари, 1730-е, Рим, Нац.

Галерея. Площадь Сан Марко с Пьяццеттой, 1730-е, Вашингтон, Нац. Галерея). Пластически точно выписанные постройки Пьяцца Сан Марко и Пьяццетты, яркие фасады дворцов Большого канала переданы кистью венецианского художника, умеющего создать колористическую симфонию из красок неба, воды и архитектуры. С кон. 1730-х и в 1740-е Каналетто работал по заказам английских коллекционеров. Он создавал серии реальных и воображаемых ведут с изображением известных уголков и памятников города, повторяя старые мотивы, как, например, в полотнах серии из 24 ведут для лорда Бедфорда (Кампо скуолы ди Сан Рокко, Мол от Бачино ди Сан Марко, обе — 1730—1731, Англия, аббатство Вобурн, собрание Бедфорд. Дворец дожей от Бачино ди Сан Марко, 1730—1731, Флоренция, галерея Уффици).

В 1746—1756 Каналетто работал в Англии, где выполнял заказы английской знати. Художник писал главным образом виды Лондона, берегов Темзы, интерьеры средневековых капелл (Вид Лондона, 1746, Лондон, частное собрание. Капелла в Итоне, 1747. Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы, 1747—1750, обе — Лондон, Нац. Галерея). Лондонские мосты, собор Св. Павла, Виндзорский замок предстают окутанными туманной дымкой, присущей влажной атмосфере северного города. В каждом лондонском виде, как и в ведутах Венеции, звучит своя особая элегическая нота. В Автопортрете (1746, Англия, частное собрание) Каналетто запечатлел себя на фоне купола собора Св. Павла со свитком в руке, фиксирующим наблюдаемый лондонский вид, словно из окна.

В Англии им был создан ряд живописных и графических ведут по воображению. Как прекрасный рисовальщик и гравер Каналетто был известен еще в Венеции, работая главным образом по заказу консула Великобритании в Венеции Дж. Смита. Серия рисунков с натуры и гравюры художника хранятся в Королевских собраниях Виндзорского замка, значительным графическим собранием Каналетто обладают и галереи Венеции. По возвращении из Англии в 1756 Каналетто изредка писал картины маслом, повторяя главным образом старые темы (Палаццо Гримани, 1756, Лондон, Нац. Галерея. Каприччо с классическими мотивами, 1756, Милан, галерея Польди-Пеццоли. Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем, ок. 1763—1774, Москва, Гос. Музей изобразительных искусств им.

А. С. Пушкина). Лишь в 1763 художник стал членом венецианской Академии художеств. Каналетто принадлежит исключительная роль в развитии европейского пейзажа XVIII—XIX вв. Им был создан классический тип венецианской ведуты, в которой документальная точность соединилась с завоеваниями тональной живописи XVIII столетия. Художник сделал ведуту высоко-поэтичным искусством. Достижения Каналетто в разработке передачи световоздушной атмосферы оказали значительное влияние на европейское искусство XVIII—XIX вв.Лит. Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002. Pittaluga M. Canaletto. Venezia, 1934. Moschini V. Canaletto. Milano, 1954. L’Opera completa di Canaletto / Pref. Di G. Berto. Apparati critici di L. Puppi. Milano, 1968. Pallucchini R.

Canaletto. Firenze, 1970..

Значения в других словарях
Кампендонк

, Генрих (Campendonk, Heinrich) 1889, Крефельд — 1957, Амстердам. Немецкий живописец и график. Представитель экспрессионизма. Учился в крефельдской Школе художественных ремесел у Торн-Приккера (1905—1909). В 1911, поселившись в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария), сдружился с Ф. Марком и А. Макке. В период 1911—1914 находился под сильным влиянием художников объединения "Синий всадник". В живописи Кампендонка пейзажные и анималистические мотивы комбинируются с человеческими фигурами и отвлеченными фор..

Кампхаузен

, Вильгельм (Camphauysen, Wilhelm) 1818, Дюссельдорф — 1885, Дюссельдорф. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Специализировался в жанре исторической живописи, особенно прославился батальными сценами, изображением всадников. Принимал участие как художник-репортер в войнах 1864, 1866, 1870—1871. Путешествовал во Францию, Нидерланды, Германию. Полотно Принесение силезскими выборными от сословий присяги на верность (1880, Дюссельдорф, Художественный музей) было посвящено принесению при..

Кандинский

, Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва — 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России и Франции. Один из основоположников абстракционизма. Получил образование юриста в Московском университете (1885—1892). Решив стать художником, в 1896 переехал в Мюнхен, где обучался живописи в школе Ашбе (1897) и в Академии художеств у Штука (1900). В 1901 основал объединение художников "Фаланга". В период 1903—1907 путешествовал по Германии, Ав..

Кано

, Алонсо (Cano, Alonso) 1601, Гранада — 1667, Гранада. Испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик. Первоначально учился у своего отца М. Кано, проектировщика и рисовальщика алтарей. После переезда семьи в Севилью с 1614 — в мастерской Пачеко, где встретился с Веласкесом и Сурбараном. Учился скульптуре в мастерской Хуана Мартинеса Монтаньеса в Севилье. Жизнь Кано, наделенного бурным темпераментом и неуживчивым характером, складывалась драматично. В 1637 после дуэли с одним из севильс..

Дополнительный поиск Каналетто Каналетто

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Каналетто" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Каналетто, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 9 символа