Кереньи

212

, Йенё (Kerenyi, Jeno) 1908, Будапешт — 1975, Будапешт. Венгерский скульптор. Учился в Художественном институте в Будапеште (1931—1937). После его окончания получил стипендию на годичное пребывание в Риме (1937—1938). Кереньи работал в различных жанрах и видах скульптуры. Начав с создания небольших статуэток, он вскоре занялся монументальными произведениями — памятниками, декоративными статуями, рельефами, включенными в архитектурную среду. Есть у него и очень выразительные портретные медали, но совсем нет станковых портретов. Мастера явно интересовал не индивидуальный характер, не конкретный человек, а обобщенный образ, отражающий более широкое представление о том или ином явлении. Отталкиваясь от классической школы, Кереньи ищет повышенной эмоциональной выразительности композиции, которую достигает посредством свободной экспрессивной моделировки формы, динамики поз и жестов, живописной фактуры.

Его ранние работы отображают повседневную жизнь, но их решение далеко не буднично и приземленно. Показательна небольшая группа С работы домой (1938, Будапешт, Венгерская нац. Галерея). В изображении крестьянской пары доминирует мотив движения. Мужчина и женщина с лопатой и тяпкой в руках широким шагом направляются домой. Монолитность и некоторая тяжеловесность фигур сочетаются с динамичностью композиции. В первые послевоенные годы скульптор продолжает создавать динамичные композиции. Известна его трехфигурная группа Демонстрация (1953, Будапешт, Венгерская нац. Галерея). Ее вариант в увеличенном и несколько измененном виде был впоследствии поставлен на территории Народного стадиона в Будапеште. Радостное возбуждение молодых демонстрантов передано с помощью свободного разворота фигур, динамики шага, размаха рук.

Пластика форм далека от классической, но убедительна и полнокровна. В последующих произведениях Кереньи нарастает стремление к повышенной экспрессии образа при отказе от внешнего движения. В Надгробном памятнике Т. Чонтвари, самобытному венгерскому художнику-примитивисту (1965, Будапешт, кладбище Керепеши), мастер создал вдохновенный образ живописца. Его стоящая фигура представлена с палитрой и кистью в руках. Кереньи не стремится к портретной достоверности. Перед зрителем — обобщенный образ творческой личности. В манере лепки с ее бугристой неровной поверхностью скульптор уподобляется живописцу, налагающему пастозные мазки краски на полотно. В эти же годы мастер активно работает над декоративной скульптурой, призванной украсить и обогатить пространство.

Персонажами его скульптур становятся мифологические герои. Легенда, или Аллегория Тихани (1962, Тихань), Гигиея (1961—1962, Веспрем). В первом случае сидящая фигура Пана со свирелью в руках, помещенная на каменных столбах постамента, органично вписывается в природный ландшафт возле озера Балатон. Во втором — статуя богини здоровья изображена у входа в здание фармацевтического центра города Веспрем. Ее несколько архаизированный облик, пластичные формы заметно облагораживают скучную кирпичную стену современного архитектурного сооружения. В последние годы жизни в творчестве Кереньи нарастают черты драматизма. Это сказывается и в выборе тем. Голгофа (1972), Данте и Вергилий в аду (1974, обе — частное собрание).

Приемы лепки становятся еще более обобщенными и экспрессивными. Фигуры утяжеляются, их угловатость и напряженность усиливаются. Мир предстает в работах мастера все более сложным и противоречивым. Помимо вышеназванных монументальных произведений, Кереньи выполнил еще несколько крупных памятников по государственным заказам. Партизанам для г. Шаторайяуйхей (1947), советскому парламентеру Остапенко в Будапеште (1951), Венгерской советской республике в г. Надьканижа (1963), а также рельефные композиции для архитектурных сооружений. Вокзала в г. Дьёр (1955) и Медицинского университета в Будапеште (1965).Лит. Светлов И. Йенё Кереньи. М., 1968. Йенё Кереньи. Каталог выставки / Авт. Вступ. Ст. Г. Э. Погань. М., 1980..

Значения в других словарях
Кёбке

, Кристен (Kobke, Christen) 1810, Копенгаген — 1848, Копенгаген. Датский живописец и график. Начал обучение в 12-летнем возрасте в Академии художеств в Копенгагене. Продолжал учиться там же у К. А. Лорентцена (с 1825), а после его смерти у К. В. Экерсберга (1828—1834). Жил и работал в Копенгагене и его окрестностях. Посетил Италию (1838—1840), где изучал, в частности, помпеянские фрески. Творчество Кёбке близко к тому направлению центрально-европейского искусства 2-й четверти XIX в., которое нос..

Кейп

, Альберт (Cuyp, Albert) 1620, Дордрехт — 1691, Дордрехт. Голландский живописец и офортист. Учился у своего отца Я. Кейпа. Испытал влияние Я. Ван Гойена, С. Ван Рейсдала, живописцев итальянизирующего направления. Путешествовал по Голландии, работал в Дордрехте. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые и библейские сцены. Почти не датировал свои произведения. Наиболее известны его построенные на тонких красочных и световых соотношениях виды моря, изображения природы в разное время дня, а так..

Киа

, Сандро (Chia, Sandro) Род. 1946, Флоренция. Итальянский художник. Представитель трансавангарда, течения постмодернизма в искусстве 1970—1980-х. Учился в Академии художеств Флоренции. Путешествовал по Европе и Индии. В 1970 обосновался в Риме, в 1980 — в Нью-Йорке. В настоящее время живет попеременно в Нью-Йорке и Рончильоне, близ Рима. В живописи Киа заимствуются элементы разных стилей (древнеримской живописи, искусства Востока, маньеризма, барокко, футуризма, сюрреализма, новеченто, современн..

Кирхнер

, Эрнст Людвиг (Kirchner, Ernst Ludwig) 1880, Ашаффенбург-на-Майне — 1938, Фрауэнкирх-Вильбоден, близ Давоса. Немецкий живописец и график. Один из основоположников экспрессионизма. В 1901—1905 учился на архитектурном отделении Саксонского высшего технического училища (Дрезден), обучался живописи в школе Обриста и Дебшица в Мюнхене (1903—1904). В 1905 вместе с Хеккелем, Шмидтом-Ротлуфом и Ф. Блейлем основал объединение "Мост", положившее начало экспрессионизму в Германии. Кирхнер был идейным лиде..

Дополнительный поиск Кереньи Кереньи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кереньи" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кереньи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 7 символа