Кишфалуди-Штробль

280

, Жигмонд (Kisfaludi Strobl, Zsigmond) 1884, Альшорайк — 1975, Будапешт. Венгерский скульптор. Учился в училищах прикладного искусства в Будапеште (1901—1904) и Вене (1904—1905), в Училище натурного рисунка в Будапеште (1905—1908). В 1912—1914 посетил Италию, Германию и Францию (в Париже работал в Академии Жюлиана). Участвовал в Первой мировой войне. После войны побывал в Италии, Франции, Англии, СССР. Преподавал в Художественном институте в Будапеште (1924—1960). Кишфалуди-Штробль принадлежал к тем мастерам XX в., которые в условиях свойственной этому столетию радикальной ломки и пересмотра прежних художественных ценностей, оставались приверженцами классической традиции. Он работал в самых разных скульптурных жанрах.

Исполнял портреты и надгробия, камерные статуэтки и монументальные памятники. Столь же разнообразен и материал, к которому он обращался. Мрамор и терракота, гипс и бронза. Первым большим успехом скульптора была небольшая композиция Финал (1911, Залаэгерсег, Музей Гечеи), отмеченная премией. Мастер создал группу из трех женских обнаженных фигур, данных в необычном пространственно-ритмическом расположении. Отказываясь от конкретики, беря за основу лишь самый общий эмоциональный мотив скорбного прощания с безвременно ушедшим человеком, скульптор достигает впечатления своеобразного пластического реквиема. В этом немалую роль играет чеканность форм, певучесть линий силуэтов, продуманность поз и жестов фигур. В дальнейшем, обращаясь к созданию монументально-декоративных скульптур, Штробль предпочитал более конкретные образы, основанные все же на классических образцах.

Таков его известный Стрелок из лука (1918—1927, существует в нескольких репликах, одна из них — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1920—1930-е скульптор много работал над созданием портретов. Верность натуре — один из основополагающих принципов его портретирования. Мастер стремился досконально изучить модель, "разговорить" ее, следя при этом за малейшими изменениями мимики лица. Одно из самых удачных и широко известных произведений Штробля в этом жанре — Портретный бюст Бернарда Шоу (1932, Будапешт, Венгерская нац. Галерея). Он был весьма лестно оценен самим драматургом. Самобытный характер Шоу, его острый и язвительный ум, ироническое отношение к собеседнику хорошо выявлено в этом точном и выразительном образе.

Монументальная скульптура, отдельные памятники которой Штробль начал создавать еще в 1910-е, получила наибольшее развитие в творчестве мастера после Второй мировой войны. Не все здесь одинаково удачно. Однако Мемориал Освобождения на горе Геллерт в Будапеште стал главным созданием скульптора и принес ему огромную популярность. По сравнению с другими монументальными произведениями Штробля, ограничивавшимися обычно одной-двумя фигурами, здесь широко развернутый в пространстве и активно с ним взаимодействующий архитектурно-пластический ансамбль. Удачно выбрано место для мемориала — на высоком скалистом берегу Дуная, господствующим над большой частью столицы. Светлая каменная призма возносит к небесам бронзовую фигуру женщины, вздымающую над собой пальмовую ветвь — атрибут Славы.

У основания призмы — статуя советского солдата-освободителя, по бокам — два пилона с аллегорическими образами. На одном — юноша, повергающий гидру фашизма, на другом — устремленная вперед фигура с факелом Свободы. Главенствует в ансамбле скульптура женщины с пальмовой ветвью. Ее силуэт, четко вырисовывающийся на фоне неба, стал в свое время символом Будапешта. В течение многих лет Кишфалуди-Штробль преподавал в стенах Художественного института Будапешта. Многие из его учеников стали известными скульпторами. Творчество мастера было высоко оценено обществом, он имел награды Венгрии, а также других стран. В частности скульптор был избран почетным членом Академии художеств СССР (1958). После смерти Штробля большая часть художественного наследия скульптора была передана в город Залаэгерсег, центр его родного края, где при местном музее была создана мемориально-художественная галерея мастера.Лит.

Алешина Л. С. Жигмонд Кишфалуди-Штробль. М., 1986. Portraits and figures by Sigismund de Strobl / Preface by Bernard Shaw. London, 1935. Kisfaludi Strobl Zsigmond gyujtemenyes kiallitasa. Budapest, 1954. Kopp J. Kisfaludi Strobl Zsigmond. Budapest, 1956. Kisfaludi Strobl Zsigmond. Emberek es szobrok. Budapest, 1969..

Значения в других словарях
Кирхнер

, Эрнст Людвиг (Kirchner, Ernst Ludwig) 1880, Ашаффенбург-на-Майне — 1938, Фрауэнкирх-Вильбоден, близ Давоса. Немецкий живописец и график. Один из основоположников экспрессионизма. В 1901—1905 учился на архитектурном отделении Саксонского высшего технического училища (Дрезден), обучался живописи в школе Обриста и Дебшица в Мюнхене (1903—1904). В 1905 вместе с Хеккелем, Шмидтом-Ротлуфом и Ф. Блейлем основал объединение "Мост", положившее начало экспрессионизму в Германии. Кирхнер был идейным лиде..

Кифер

, Ансельм (Kiefer, Anselm) Род. 1945, Донауэшинген. Немецкий художник. Обучался живописи у П. Дрехера во Фрайбурге (1966—1968). В 1969 учился в Академии художеств Карлсруэ, в 1970—1972 в Академии художеств Дюссельдорфа у Й. Бойса. Доминирующая в живописи Кифера тема разрушения, распада, занимающегося пожара метафорически соотносится с различными аспектами человеческого и природного бытия. Историей, культурой, экологией. Заброшенные руинированные здания, мощные колоннады, мрачные подземелья, изры..

Клас

, Питер (Claesz, Pieter) 1597, Бургштейн, Вестфалия — 1661, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Учился у Флориса ван Дейка. С 1617 работал в Харлеме. Преимущественно обращался к излюбленному в Голландии типу натюрморта, т. Н. "завтракам" — изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, составленных в кажущемся беспорядке (особенно в ранних работах), но подчиненных продуманной и четкой (обычно горизонтальной)..

Клее

, Пауль (Klee, Paul) 1879, Мюнхенбухзее, близ Берна — 1940, Локарно. Швейцарский живописец, график и теоретик искусства. Учился в Мюнхене у Книрра и в Академии художеств у Штука (1898—1901). Совершив в 1901—1902 поездку в Италию, вернулся в Берн, где занимался главным образом графикой (серия гравюр на цинке Инвенции, 1903—1904). После кратковременного пребывания в Париже (1905) и Берлине (1906) обосновался в Мюнхене, где в 1911, сблизившись с Кандинским, Марком, Макке, примкнул к объединению "Си..

Дополнительный поиск Кишфалуди-Штробль Кишфалуди-Штробль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Кишфалуди-Штробль" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кишфалуди-Штробль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 17 символа