Кишфалуди-Штробль
, Жигмонд (Kisfaludi Strobl, Zsigmond) 1884, Альшорайк — 1975, Будапешт. Венгерский скульптор. Учился в училищах прикладного искусства в Будапеште (1901—1904) и Вене (1904—1905), в Училище натурного рисунка в Будапеште (1905—1908). В 1912—1914 посетил Италию, Германию и Францию (в Париже работал в Академии Жюлиана). Участвовал в Первой мировой войне. После войны побывал в Италии, Франции, Англии, СССР. Преподавал в Художественном институте в Будапеште (1924—1960). Кишфалуди-Штробль принадлежал к тем мастерам XX в., которые в условиях свойственной этому столетию радикальной ломки и пересмотра прежних художественных ценностей, оставались приверженцами классической традиции. Он работал в самых разных скульптурных жанрах.
Исполнял портреты и надгробия, камерные статуэтки и монументальные памятники. Столь же разнообразен и материал, к которому он обращался. Мрамор и терракота, гипс и бронза. Первым большим успехом скульптора была небольшая композиция Финал (1911, Залаэгерсег, Музей Гечеи), отмеченная премией. Мастер создал группу из трех женских обнаженных фигур, данных в необычном пространственно-ритмическом расположении. Отказываясь от конкретики, беря за основу лишь самый общий эмоциональный мотив скорбного прощания с безвременно ушедшим человеком, скульптор достигает впечатления своеобразного пластического реквиема. В этом немалую роль играет чеканность форм, певучесть линий силуэтов, продуманность поз и жестов фигур. В дальнейшем, обращаясь к созданию монументально-декоративных скульптур, Штробль предпочитал более конкретные образы, основанные все же на классических образцах.
Таков его известный Стрелок из лука (1918—1927, существует в нескольких репликах, одна из них — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В 1920—1930-е скульптор много работал над созданием портретов. Верность натуре — один из основополагающих принципов его портретирования. Мастер стремился досконально изучить модель, "разговорить" ее, следя при этом за малейшими изменениями мимики лица. Одно из самых удачных и широко известных произведений Штробля в этом жанре — Портретный бюст Бернарда Шоу (1932, Будапешт, Венгерская нац. Галерея). Он был весьма лестно оценен самим драматургом. Самобытный характер Шоу, его острый и язвительный ум, ироническое отношение к собеседнику хорошо выявлено в этом точном и выразительном образе.
Монументальная скульптура, отдельные памятники которой Штробль начал создавать еще в 1910-е, получила наибольшее развитие в творчестве мастера после Второй мировой войны. Не все здесь одинаково удачно. Однако Мемориал Освобождения на горе Геллерт в Будапеште стал главным созданием скульптора и принес ему огромную популярность. По сравнению с другими монументальными произведениями Штробля, ограничивавшимися обычно одной-двумя фигурами, здесь широко развернутый в пространстве и активно с ним взаимодействующий архитектурно-пластический ансамбль. Удачно выбрано место для мемориала — на высоком скалистом берегу Дуная, господствующим над большой частью столицы. Светлая каменная призма возносит к небесам бронзовую фигуру женщины, вздымающую над собой пальмовую ветвь — атрибут Славы.
У основания призмы — статуя советского солдата-освободителя, по бокам — два пилона с аллегорическими образами. На одном — юноша, повергающий гидру фашизма, на другом — устремленная вперед фигура с факелом Свободы. Главенствует в ансамбле скульптура женщины с пальмовой ветвью. Ее силуэт, четко вырисовывающийся на фоне неба, стал в свое время символом Будапешта. В течение многих лет Кишфалуди-Штробль преподавал в стенах Художественного института Будапешта. Многие из его учеников стали известными скульпторами. Творчество мастера было высоко оценено обществом, он имел награды Венгрии, а также других стран. В частности скульптор был избран почетным членом Академии художеств СССР (1958). После смерти Штробля большая часть художественного наследия скульптора была передана в город Залаэгерсег, центр его родного края, где при местном музее была создана мемориально-художественная галерея мастера.Лит.
Алешина Л. С. Жигмонд Кишфалуди-Штробль. М., 1986. Portraits and figures by Sigismund de Strobl / Preface by Bernard Shaw. London, 1935. Kisfaludi Strobl Zsigmond gyujtemenyes kiallitasa. Budapest, 1954. Kopp J. Kisfaludi Strobl Zsigmond. Budapest, 1956. Kisfaludi Strobl Zsigmond. Emberek es szobrok. Budapest, 1969..
Дополнительный поиск Кишфалуди-Штробль
На нашем сайте Вы найдете значение "Кишфалуди-Штробль" в словаре Европейское искусство: Живопись. Скульптура, Графика: Энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кишфалуди-Штробль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 17 символа